p>Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта. Таким образом, рабочая гипотеза нашего исследования о том, что содержательные характеристики Я-концепции , оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек подтвердилась. Сравненительный анализ данных полученных при изучении различий в содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек и данных значимости определенных характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения обнаружил следующую интересную закономерность : как для девушек так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые оказывают влияние на их личностное самоопределение. Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т. е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем. Реализуемый нами подход к практическому изучению характеристик личностного самоопределения в ранней юности через показатели осмысленности жизни личности представляется нам достаточно перспективным для дальнейших разработок программ исследований по этой проблеме. Полученные результаты нашего исследования позволяют определить взаимосвязь содержательных характеристик Я-концепции и успешности личностного самоопределения в ранней юности, поэтому они могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам этого возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. ,1989. 1а. Алексеев В. А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М. , 1984. С. 103-107. 2. Алексина Т. А. , Донченко А. П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени // Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1985, №3. С. 43-52. 3. Алешина Ю. Е. , Гозман Л. Я. , Дубровская Е. С. Социально-психологические методы исследования. М. , 1987. С. 91-114.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. ,1968.
5. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития де тского самосознания. - Изв. АПН РСФСР, вып. 18. 18, М. ,1948.
5а. Бахтин М. М. стетика словестного творчества. М. ,1979. 6. Бахур В. Т. Это неповторимое “Я”. М. ,1982. 7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. ,1986. 8. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. М. , 1995.
9. Бодалев А. А Восприятие и понимание человека человеком. М. ,1982 10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. ,1968. 11. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. С. 23-24. 12. Божович Л. И. , Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М. ,1979. 13. Бороздина Л. В. Притязания личности и самооценка // Вестник МГУ, серия 14, №3, 1986. 14. Братусь Б. С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 1977. №2. С. 121-124. 15. Братусь Б. С. , Сидоров П. И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. М. ,1984. 16. Визгин А. В. , Столин Т. В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал, 1989. №6. 17. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А. В. Петровского. М...1979. 18. Выготский Л. С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. С. 5-220; С. т . ,1983. 244-269.
20. Гегель Г. Философия духа. - Соч. , М. ,1956. Т. 3.
21. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2. 22. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3. 23. Гозман Л. Я. , Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личнсоти // 24. Джеймс У. Психология. М. ,1991. 25. Дубровина И. В. , Круглов Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интресы школьников. ,1983, с. 27-36. 26. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М. ,1991. 27. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпусников средней школы. Ростов н/Д, 1972. 27а. Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников. М. ,1976. 28. Зейгарник Б. В. , Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М. ,1980. 29. Иванова Н. Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1987, Деп. в ИНИОН, №17012. 30. Кенкманн П. О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи : Докт. дис. Тарту. ,1985.
31. Кон И. С. Открытие “Я”. М. ,1978.
32. Кон И. С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №3. 33. Кон И. С. Психология ранней юности. М. ,1989.
34. Кон И. С Какими они себя видят? М. ,1975.
35. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М...1983. С. 4 15. 36. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. 36а. Кузнецова И. К. Проблема психологического консультирования старшеклассников в школе // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М. ,1987. 37. Кухарчук А. М. , Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск. 1976. 38. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М...1975. 39. Леонтьев Д. А. , Калашников М. О. , Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, №1. 40. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М. ,1996. 41. Липкина А. И. Самооценка школьника. М. ,1986.
42. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л. ,1985.
43. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М. ,1996. 44. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые записки Пермского Пед. ин-та. ,1970. , Т. 77, с. 8-12.
45. Мудрик А. В. Время поисков и решений. М. ,1990.
46. Мудрик А. В. В поисках своего “Я” // Семья и школа. 1998. №10. 47. Мудрик А. В. Современный старщеклассник: проблемы самоопределения. М. ,1977. 48. Новоприходько А. К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания // Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
48а. Обуховский К. Психология влечений человека. М. ,1972.
49. Осницкий А. К. Определние характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, №1. 50. Осницкий А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии, 1992, №№1, 2. 51. Петровский А. В. К проблеме самоопределения личности в группе. М. ,1972. С. 149-154. 52. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. М. ,1979. 53. Платонов К. К . К теории личности. М. ,1978. 54. Прихожан А. М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. М. ,1984. С. 76-88. 55. Прихожан А. М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М. , 1984. С. 76-88. 56. Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Пузырея. М...1982. 57. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М...1987. 58. Психологические тесты. М. ,1996.
59. Психология формирования и развития личности. М. ,1981. 60. Психология юношеского возраста. М. ,1989.
61. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М. ,1991. 62. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М. ,1994. 63. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного “я” // Вестник МГУ. Серия Психология, 1981, №1, с. 14-22. 64. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. ,1994. 65. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М. ,1957. 66. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М. ,1989. 67. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. ,1973. 68. Руткевич М. Н. Роль социально-профессиональной ориетации молодого поколения в изменении социальной структуры советского общества. - В кн. :. 69. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми. - В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков /под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М...1972. 70. Сафин В. Ф. , Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74. 71. Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3. 72. Сафин В. Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982, №1. С. 69-75. 73. Сафин В. Ф. Профессиональные намерения учащихся и устойчивость их самооценки. В кн. Вопросы подготовки школьников к жизни и труду. Пермь, 1976. 74. Снеткова М. В. Локус контроля в структуре жизненной позиции. Дипл. работа. М. ,1988. 75. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. ,1989. 76. Социальная и профессиональная ориентация молодежи. Таллин, 1977. С. 18 77. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М...1972.
78. Столин В. В. Самосознание личности. М...1983.
79. Толстых Н. Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологиии. ,1984, №3. 80. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л. ,1980. 81. Чамата П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн. Проблемы сознания. М. ,1968. 82. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, №6. 83. Филиппов А. А. , Кондратьева Л. Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личнсоти. - В книге: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М. ,1976. С. 65-76. 84. Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М. ,1969. 85. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М. ,1983. 86. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М. ,1989. 87. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. ,1990.
88. Фрейд З. Я и Оно. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991. 89. Фромм Э. Душа человека. М. ,1992. 90. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
91. Чамата П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн. : Проблемы сознания. М. , 1968. 92. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М...1977. 93. Чеснокова И. И. Психологическое исследование самосознания // Вопросы психологии, 1984, №5. 94. Шибаева М. М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып. 11. М. ,1981. 95. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шибутани. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д. ,1988. С. 193-212. 96. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. М. ,1979. 97. Шорохова Е. В. Проблема “Я” и самосознания. - В кн. Проблемы сознания. М...1966 98 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А. В. М. ,1996.
П Р И Л О Ж Е Н И Я Средние значения и t-критерий по тесту СЖО Таблица Название субшкал Средние значения Дисперсия t-критер девушки юноши девушки юноши Ц Цели в жизни 28, 7 29, 4 7, 62 7, 55 -0, 5 Пр Процесс жизни 34, 9 29, 8 4, 09 6, 54 0, 93 Л-Я Локус контроля-Я 20, 2 19, 5 4, 28 5, 27 0, 64 Л-ж Локус контроля-жизнь 29, 1 28, 4 5, 86 6, 6 0, 55 ОЖ Осмысленность жизни 97, 1 96, 7 15, 42 18, 21 0, 12
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|