В консультировании истерическая личность часто использует в качестве
самозащиты нападение, например, объясняет консультанту, что он должен
говорить, комментирует его профессиональные действия, делает замечания по
поводу его поведения во время конкретной встречи или вообще может прочесть
"краткую лекцию" о консультировании. Консультант испытывает прямую угрозу
своей профессиональной компетентности и обычно сердится. Однако опытный
консультант понимает психологическую реальность, скрывающуюся за такими
действиями. Клиент не стремится оскорбить консультанта, а пытается таким
способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи,
которая может представлять для него не меньшую опасность, чем его проблемы.
Из рассмотренных выше примеров видно, что возникновение психологической
защиты у тревожных клиентов в процессе психологического консультирования
связано с различными причинами. Поэтому от поведения психолога, от
профессионального подбора методов зависит определение степени защиты
клиента и принятия мер к преодолению этого барьера. От того, насколько
быстро преодолевается психологическая защита, зависит, в свою очередь,
эффективность консультирования.
1.3. Методы психологического воздействия на
эмоционально-чувственную сферу
Существует множество классификаций методов психотерапии. Под методом
понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера
заболевания. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме
беседы с группой или в форме лекции.
Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом
к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее
время наибольшее распространение получили такие направления как
психоаналити
ческое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистичес-кое. Из большого
количества методов психотерапии в практике социальной работы широко
применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная,
игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ,
трансактный анализ, гештальт-терапию и др.
Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных в практике методы.
Самовнушение тесно связано с такими понятиями как самовоспитание,
саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует
множество. В частности, А.С.Ромен определяет самовнушение как – «волевой
процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к
определенному действию и при необходимости к его реализации» [13,с.22].
Самовнушение может быть не произвольным и произвольным. В первом случае
самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором
необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует
множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении.
Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог
И.Г.Шульц, сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают
управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать
напряжение [13,с.34]. Это упорядоченное использование специальных
упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний,
для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и
применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих
служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим
эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к
пониманию психического состояния других.
Поведенческая психотерапия основана на принципах бихевиоризма. Главное
- это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула.
Психолог обучает клиента таким способам поведения, которые снимают
дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.
К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг,
тренинг уверенности в себе и др., осуществляемый в группе. По мнению
Рудестама К. «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение,
группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это
социальная сеть, в которой можно определить и практиковать изменения»
[13,с.39].
Целью временных групп является выработка такого поведения, которое
является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом.
Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и
отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности
в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение,
внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности,
логическую аргументацию.
Одна из ее главных задач - создание в сознании клиента правильного
представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного
отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может
наложиться на личностные особенности клиента и задача психолога -
правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза
заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт
личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя
приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения,
связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить
истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на
причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной
психотерапии является участие клиента в процессе осуществления
психотерапевтического воздействия.
Групповая психотерапия - это лечение людей в группах, через включение
их в психологически положительное взаимодействие со специально-
организованной управляемой средой.
Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное
выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения
этой цели. По характеру можно выделить:
- Семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с
родителями, детьми и родителями;
- Групповую психотерапию в условиях совместной деятельности;
- Игровую психотерапию.
Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов
с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и
социальной адаптации.
Малая группа - это общество в миниатюре, в котором также могут
проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление
партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения
по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы,
имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя
и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это
облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне
группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на
занятиях в группе.
Многие специалисты считают, что один из лучших способов лечения
наркоманов - терапевтические коммуны. Это нечто вроде лагеря, где живут
люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут
натуральное хозяйство.
Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих
зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в них
играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные
проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный
опыт во благо других людей. Подобные программы предполагают желание
человека следовать предложенному пути и готовность к большой работе над
собой.
Различные терапевтические методы часто используются в сочетании с
трудотерапией, которая рассматривается, как лечение занятостью. Хорошо
организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной
действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада,
создает условия для межличностного общения, организовывает
структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в
работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими
возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дать
дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью
социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом
и наркоманией.
Многообразие перечисленных выше методов терапии определяет широкий
спектр ее использования в практической деятельности различных социальных
служб. Особое значение работа психологических служб приобретает в связи с
продолжающейся нестабильностью в обществе, когда население особенно
подвержено стрессам.
Т. о. защитные механизмы психологического консультирования очень часто
связаны с проявлениями тревожности клиента. В процессе консультаций
психологу важно выявить связь между тревожностью и защитными механизмами, а
также причинами возникновения тревожности. При этом психолог должен
учитывать, что не всегда защитные механизмы, используемые клиентом, следует
расценивать, как нежелание клиента получить помощь от специалиста. Также
необходимо учитывать, что в интересах эффективности психотерапии не следует
на начальном этапе консультирования лишать клиента защитных механизмов.
Попытка резкого воздействия на психо-эмоциональную сферу испытуемого может
привести к развитию стрессовой ситуации, что в дальнейшем придется
исправлять путем увеличения количества консультаций. Психолог всегда должен
помнить то, тревожность представляет собой сложный основополагающий фактор
психо-эмоционального климата психологического консультирования и является
основой психологической защиты.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
2.1. Обоснование выбора и описание методик
Методика исследования защитных механизмов психологического
консультирования построена на тестировании клиентов. Для тестирования
использован опросник Айзенка по определению темперамента [19,с.57-60] и
тест-метод «Дифференциальные шкалы эмоций» по К.Изарду [22,с.5-6].
Выбор опросника Айзенка связан с тем, что он позволяет определить
искренность ответов и темперамент клиента – при этом первое дает
возможность судить о наличии и серьезности защитных механизмов, второе
определяет способы ведения психологической консультации. Опросник Айзенка
состоит из 57 не сложных вопросов и таким образом не требует много времени
для тестирования, что важно в условиях работы социальных психологических
служб.
Назначение методики «Дифференциальные шкалы эмоций» - выявление
доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие
обследуемого человека.
Опросник Айзенка включает ряд вопросов. Клиент на каждый вопрос
отвечайте только «да» или «нет».
Вопросы следующие:
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы
отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас
понять, ободрить, посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела, не спеша, и предпочитаете ли подождать,
прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя
никакой серьезной причины для этого было?
10. Верно ли, что «на спор» вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком
противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, над влиянием
момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том. что вам не следовало что-либо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|