реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Влияние типов семей на развитие подростка

реферат

бал выше 4) второе выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже

семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда

дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в

непосредственной помощи родителей.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу

подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее

членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

большинства так называемых трудных подростков. [7. 26]

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»

взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть

нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье,

где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не

выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший

образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,

где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не

менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу

которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

методов воспитания.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений

и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость

и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода

Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской

любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные

отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение

юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими

нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении,

умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления

значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

так и скрытно Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских

переживании. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает

низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в

связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на

формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом —

пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971).

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и

разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях

коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

ребенку, в других — от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия

решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних

вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других

(например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того,

родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как

правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и

авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере

компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать

влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности

Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем

гибко и рационально:

. родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их

обсуждение подростком;

. власть используется лишь в меру необходимости;

. в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

. родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но

не считает себя непогрешимым;

. он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из

его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону

авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей

незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они

кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную

апатию и пассивность Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка

ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,

незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой

коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без

надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует

формированию личности со слабым «Я».

Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо

знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними

представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких

«ипостасях»:

. как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых

ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

. как власть, директивная инстанция, распорядитель благ,

наказаний и поощрений;

. как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и

лучших человеческих качеств;

. как старший друг и советчик, которому можно доверить все

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с

возрастом меняются.

Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс

этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной,

показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями

по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью),

поведенческой, проявляющейся в нем, насколько жестко родители регулируют

поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли

юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие то

другие. Каждый их этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. [7.

26-29]

Дети, пережившие смерть родителей

Представление о смерти становится более абстрактным только к 1- годам:

тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собою смерть и больше

думают, о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом

того, что произошло , и заняты мыслями о несправедливости смерти. Они не

хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно.

Иногда им нужно достаточно долгое время, прежде чем они могут говорить о

смертном случае. Это потому, что понимание смерти приходит постепенно.

Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в

течение долгого времени они оказались абсолютно равнодушными.

Период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя.

Психологически защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя («Кто

я?»).

Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя

или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери или отца в это время,

возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится ребенку чужим, когда он

переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. «Я» -

концепция, т.е. система представлений ребенка о самом себе, рушится, и

иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция нуждается в

восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение

того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является

новым, отличным от его прежней жизни.

В первое время после смерти родителей у детей чаще всего наблюдается

сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном,

агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения,

привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль,

тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии. Таким образом,

дети переживают горе по-разному. Несколько распространенные реакции:

Тревожность (смерть легко вызывает страх, что может привести еще к

одной катастрофе).

Высказывают свои опасения, что может произойти с близкими им людьми.

Испытывать страх, что сами умрут.

В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у

ребенка могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.

Замкнутость, изоляция. После смертного случая ребенок начинает борьбу

с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться,

желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время

характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически

травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительные к разлуке,

нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться результаты в школе,

причем как в учебе, так и поведении.

Вина.

Ребенок ощущает в себе склонность к какому-либо проступку, то он

закономерно чувствует вину.

В этом случае может выбрать две стратегии поведения.

1. Ребенок может постараться нечто предпринять, чтобы снова

вернуться в обычную жизнь. Н., начать вести себя очень хорошо, стать

послушным.

2. Возможно станет более беспокойным и трудным в общении для того,

чтобы его наказали по его мнению, он виноват в том, что произошло.

Нередки случаи, когда гнев, соединяется с виной, направляется

ребенком на себя. Суицидальные мысли, вероятно, являются примером

саморазрушения, но они также, быть может выражают желание ребенка вновь

соединиться с умершими. Почти каждому приходит в голову мысли о

самоубийстве. [14. 5-10]

Дети разведенных родителей.

В результате переживаний развода у детей формируется типичные черты

характера, н., проблематичным остается обращение с проявлениями

агрессивности. Если ребенок боится собственной ярости, то и став взрослым,

он будет боятся показать гнев или раздражение по поводу пережитых неудач

или несправедливости, он так и не научится активно защищать свои интересы.

Другие дети могут направить агрессивность против собственной персоны, что

укрепит в них чувство вины и расплатой станут депрессивные настроения. У

некоторых изначальный конфликт может оказаться вытесненный, а на его месте

образуется своего рода «перманентная агрессивная готовность к упреку». У

таких людей безобидные разочарования принимают форму огромной катастрофы, и

они на все реагируют непомерной вспыльчивостью и отчаянием. Эти и другие

невротические проявления могут сменять друг друга, комбинироваться и в

результате они укрепляются как черты характера. Некоторые дети учатся

делить мир на злых и добрых и, соответственно, по отношению к одним

проявляются только дружеские чувства, а к другим – только враждебные. Став

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.