реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Шпоры по психологии

реферат

различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-

деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей

степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого

вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее

коммуникативной функции), Примеры способностей предметно-познавательного

плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной

психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и

практической деятельности. До сих пор в психологии преимущественное

внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя

способности межличностного характера имеют не меньшее значение для

психологического развития человека, его социализации и приобретения им

необходимых форм общественного поведения.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга.

Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно

и гармонично.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и

эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным

видам деятельности.

СПОСОБНОСТИ, ЗАДАТКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые

иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в

процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая

способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,

необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в

виде своеобразного задатка.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей

являются следующие обстоятельства его жизни:

1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих

поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов

материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и

удовлетворение его собственно человеческих потребностей.

2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами

и необходимость обучения этому с детства.

3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах

человеческой деятельности.

4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей,

которые уже обладают необходимыми ему способ ностями и в состоянии передать

ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими

средствами обучения и воспитания.

5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур

поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых

структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их

формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения

человека как биологического существа, с рождения располагающего некоторыми

элементарными способностями, свойственными и многим высшим животным, в

социальное существо, приобретающее и развивающее в себе собственно

человеческие способности. Социально-культурная среда позволяет развивать

способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной

и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они

формируются и совершенствуются в процессе научения пользованию

соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически

человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей

заботиться о развитии у детей нужных для них способностей, а впоследствии,

когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в

самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окружающие

ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже обладая необходимыми

способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной

и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают

непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с

готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия,

быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к

научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих

способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно

рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а

социальное его развитие, включая становление множества таких способностей,

аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.

Утверждение о том, что у человека нет готовых биологических задатков к

развитию социальных способностей, не означает отсутствия у этих

способностей анатомо-физиологической основы тогда, когда они становятся

полностью развитыми. Эта основа есть, но также не является врожденной. Она

представлена так называемыми функциональными органами, представляющими

собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и

физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование

соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у

человека становится важнейшим принципом его онтогенетического морфо-

физиологического развития, связанного со способностями.

БИЛЕТ 11

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Для многих человеческих способностей развитие начинается с первых дней

жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в

которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

И процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них

происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей,

на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих

складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с, созреванием

необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе

нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству,

охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Это создает

благоприятные условия для начала формирования и развития y ребенка общих

способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки

(задатков) для последующего развития: специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном

детстве и ускоренными темпами продолжается в школе особенно в младших и

средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного

рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать

учебная и трудовая деятельность. Занятия различными видами творческих игр в

дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных

способностей у детей.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно

включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и

разностороннего развития его способностей. Требования следующие: творческий

характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя,

должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в

ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она

постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно

привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая

деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для

себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая

деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень

притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от

достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е.

на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его

способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального

развития.

Важным моментом развития человеческих способностей является их

компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для

успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.

А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального

слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо

приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха

БИЛЕТ 12

ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития

двигательная активность приобретает все более совершенные формы.

Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые

сложно организованные растения. Человек способен создать себе условия и

обитать в любой среде и в любой точке земного шара. Ни одно живое существо

не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам

активности.

Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей

средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой

среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов

и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую

деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека,

направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира,

включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек

создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои

способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает

то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие

продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал

знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими

орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью

произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную

культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический

прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан

своим происхождением именно деятельности. Для удовлетворения своих

потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в

творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от

активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными

умениями и навыками, которых нет у животных,—умениями и навыками,

приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного

обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески

пользоваться предметами домашнего обихода, различными инструментами,

которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Возникает

предметная деятельность, которая отличается от естественной активности

животных.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив,

больше создает, чем потребляет.

Деятельность всегда целенаправлена, активна, нацелена на создание

некоторого продукта. Деятельность человека имеет следующие

основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она

осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность,

которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять

собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные

знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий

результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело.

Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода

информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.