реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Шпоры по психологии

реферат

импульсивность, переключаемость-ри-гидность и др. Своеобразное сочетание

всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к

определенному типу. В следующем разделе главы, мы рассмотрим типологию

характеров.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные

из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении

остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не

являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие

выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть

разделена на группы.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения

тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический.

Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось,

что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в

профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и

тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на

самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки,

удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми

жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин.

Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой

человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной

грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела

(головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и

опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей,

сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено

новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом

коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например,

маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне

выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны

астеники и атлетики.

Акцентуация характера, по Личко,—это чрезмерное усиление отдельных черт

характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения

в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е.

Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью,

общительностью, склонностью к озорству.

2. Циклоидный тип. характеризуется повышенной раздражительностью и

склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома

одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно

зачастую непредсказуемо.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной

мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно

часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к

тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят

больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и

ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и

рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие

подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти

подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни,

находиться в компании взрослых.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих,

особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить

животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских

компаниях они ведут себя как диктаторы.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда

постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко

выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный,

плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную

склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и

праздности.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто

конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта

классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими

людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,

словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомими-ки.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие,

доминирующее пессимистическое настроение.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены

настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с

окружающими людьми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении,

замедленность вербальных и невербальных реакций.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность,

занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее

пассивной, чем активной стороной.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность,

робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с

которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с

полуслова».

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью

установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность,

словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело

до открытых конфликтов..

II. Экстравертированный тип. Отличается высокой контакт-ностью, у таких

людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для

любой информации.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует

очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности,

склонность к философствованию.

(Э. Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор

представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины

своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных

событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях.

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду

с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские

тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от

себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать

их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они

страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм

показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в

истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других

известных исторических лиц.

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным

стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию,

крушение надежд у данного человека.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми

социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой».

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что

действительно напоминает поведение многих людей во время социальных

событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

Билет 10

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами

жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают

разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в

успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие

используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди

быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки, Что же

такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в

психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если

суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной

классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность

всевозможных психических процессов и состояний.

2, Способности представляют собой высокий уровень развития общих и

специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение

человеком различных видов деятельности.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но

объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное

использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее

распространено.

Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б. М, Теплова. В понятии

«способности», по его мысли, заключены три идеи, «Во-первых, под

способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,

отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют

не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют

отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих дея-

тельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям,

навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-чибо одной, а

от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и

тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много.

В первую очередь необходимо различать природные, или естественные,

способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические

человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных,

особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями

являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным

коммуникациям на уровне экспрессии. У человека, кроме биологическ1

обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в

социальной среде. Это общие и специальные высшш интеллектуальные

способности, основанные на пользовании речью » логикой, теоретические и

практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в

самых различных видах деятельности. Специальные способности определяют

успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления

которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые

предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,

а вторые — к конкретным, практическим действиям.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые

определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний,

умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые —

создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых

идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.