социальной психологией, общественной психологией, марксистской социальной
психологией.
Марксистская социальная психология имеет право на существование, но
не в качестве истины в последней инстанции. Можно сказать, что марксистская
социальная психология – одна из ее версий, но не более того. Есть
гуманистическая, когнитивная социальная психология, социальный психоанализ
и так далее. Свое место в этом ряду должна занять и марксистская социальная
психология без претензий на монополию. Здесь содержится ряд правильных в
методологическом отношении постановок вопросов о социальных конфликтах и
прочее.
Социальная психология имеет право называться наукой в том случае,
если она обладает возможностью освещения закономерностей возникновения,
развития и проявления социально-психологических явлений.
Впервые законы социальной психологии попытался сформулировать
А.Г.Ковалев в «Курсе лекций по социальной психологии» (М.; 1972). Однако
его попытку нельзя в целом признать удачной, так как при этом были
повторены законы исторического материализма, в частности закон детерминации
социально-психологических явлений (общественное бытие определяет
общественное сознание). В 1988 году аналогичную попытку предприняли
авторы «Теоретической и прикладной социальной психологии». Но их
постигла та же участь. Дело в том, что при отсутствии достаточно большого
массива эмпирических исследований определить закономерности социально-
психологических явлений практически невозможно. Для того чтобы вывести
закон, нужны широкомасштабные исследования.
Тем не менее анализ имеющихся данных позволяет сделать
предварительный вывод о некоторых закономерностях социально-психологических
явлений. Об общей социально-психологической теории говорить еще рано, так
как ее каркас лишь возводится на основе разработки частных теорий
(социальной перцепции, малых групп, функционирования общественного мнения,
стратификации и прочих). Вместе с тем уже сейчас можно с большой долей
вероятности утверждать, что законы в области социальной психологии имеют
иерархический, субординационный, нелинейный и замкнутый характер, что
социально-психологические явления относительно независимы (автономны) и к
объяснению их природы подход типа «S-R» (стимул-реакция) неприемлем. При
этом следует подчеркнуть, что социально-психологические явления возникают и
проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в разных сферах
(государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях
(нормальных, осложненных и экстремальных). Один из недостатков социальной
психологии в том, что она пытается определить закономерности социально-
психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их
возникновения и проявления. Так, долго не учитывалось, что формирование
общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним
закономерностям, а в экстремальных – совершенно другим.
В качестве основного механизма возникновения социально-
психологических явлений выступает общение. В результате его формируется
личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а
также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду
механизмы возникновения и распространения социально-психологических
явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные
группировки и так далее), а также стихийно возникающие и распространяющиеся
(мода и прочее). К универсальным механизмам социально-психологических
явлений относят:
подражание – следование какому-либо примеру, образу;
внушение – процесс воздействия, связанный со снижением
сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого
содержания;
заражение – процесс эмоционального состояния от одного индивида к
другому;
убеждение – метод воздействия личности;
идентификацию – процесс объединения или точнее, отождествления.
Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и
поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических
явлений в знаменитой сказке Х.Андерсена о голом короле. Эта сказка – пример
конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не
«как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь
и заставляет воспринимать ее как правду.
Таким образом, предметом социальной психологии является изучение
закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-
психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных
сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно
говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии – ее
теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии
складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и
применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.
В дальнейшем речь пойдет преимущественно лишь о социально-
психологических явлениях, относящихся к компетентности социально-
психологической теории.
Структура социально-психологической теории и ее значение
Социальная психология состоит из двух частей – теории и практики, в
связи с чем выполняет соответствующие функции – теоретическую и
практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии обычно так
и называются, хотя и не всегда имеют право на это. Они, по существу,
отражают только основы социально-психологической теории. Учебников по
прикладной социальной психологии в общепринятом смысле не было до выхода в
свет таких работ, как «Введение в практическую социальную психологию» (МГУ,
1996) и «Прикладная социальная психология» под редакцией А.Н.Сухова,
А.А.Дегкача (М., 1998).
Между тем, в зависимости о выполняемых функций курс и учебники
«Социальная психология» следует подразделять на «Социально-психологическую
теорию» и «Прикладную социальную психологию».
Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных
теорий, то есть без таких теоретико-прикладных дисциплин, как политическая
психология, этнопсихология, психология управления, экономическая психология
и другие. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то
ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование,
воздействие и психотехнологии в социальной практике. В этом случае
социально-психологическая теория является как бы стволом дерева социальной
психологии, а ее ветвями, соответственно, - перечисленные отрасли.
Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении
основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин
и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии
и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи.
Структура социально-психологической теории включает в себя
следующие компоненты:
1) методологию;
2) феноменологию;
3) закономерности и механизмы;
4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения
различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их
эффективности).
Западная социальная психология более свободна от методологии, вместо
которой она использует профессиональную «идеологию».
Отечественная социальная психология имеет давние традиции, хотя и не
всегда положительные, по взаимодействию с философией. В прошлом развитие
социальной психологии тормозили чрезмерно жесткие рамки закостеневшей в
своих догмах философии. Сейчас в области философии и социальной психологии
ситуация кардинально изменилась.
Следует особо выделить принцип объективности, без соблюдения
которого нельзя серьезно говорить о социальной психологии как науке. Своими
корнями он уходит к позитивизму, сформулировавшему требования к процессу
познания социальных явлений.
Однако в гуманитарных науках все большую популярность приобретает
подход к социальным явлениям с позиций понимающей социологии и психологии.
Как правильно подметил немецкий философ и историк культуры В.Дильтей, мало
фиксировать социально-психологические явления, их нужно еще и
«прочувствовать», для того чтобы познать. Социальной психологии необходимо
сотрудничество с социальной философией и социологией. В то же время ей не
обойтись и без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю
без социальной психологии.
Изучение любого социально-психологического явления (личности,
общности, социальных институтов, в том числе политических, общественных и
экономических( невозможно без учета влияния культурно-исторического
контекста.
В России подобный подход впервые применил Л.С.Выготский, затем
Б.Ф.Поршнев и другие.
В.А.Шкуратов подготовил докторскую диссертацию, в которой обосновал
предмет исторической психологии, а затем издано одноименное учебное
пособие.
В настоящее время, по мнению В.А.Шкуратова, в психологии наблюдается
переход от естественно-научных парадигм к нарадигме (повествованию,
сюжетному мышлению, рассказу). Вряд ли с этим полностью можно согласиться.
Но исключать данный подход – значит обеднять социальную психологию.
Учет культурно-исторического контекста при изучении социально-
психологических явлений важен в теоретико-методическом плане.
Культура, ее элементы имеют непосредственное отношение к базовым
социально-психологическим явлениям: ментальности, смыслу жизни, социальным
ценностям, картинам мира и социальным чувствам.
В свою очередь, знание об историко-культурном развитии социально-
психологических явлениях позволяет объяснить современное состояние
политических, общественных и экономических институтов.
Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и
экономики занимаются теоретико-прикладные отрасли социальной психологии:
политическая, этническая и экономическая психология.
В то же время следует отметить, что предметы указанных отраслей
социальной психологии определены нечетко, что связано с отсутствием
концептуального подхода к определению предмета политической, этнической и
экономической психологии. С точки зрения содержания эти отрасли
представляют собой достаточно абстрактные рассуждения о психологических
аспектах политического лидерства и так далее при отсутствии конкретики.
В качестве концептуальной основы теоретико-прикладных отраслей
социальной психологии, а именно политической, этнической и экономической
психологии, должны стать современные парадигмы психологии.
С этой точки зрения во главу угла должны быть поставлены культура и
социально-психологические явления, связанные с нею.
В 1952 году вышла книга американских культурологов А.К.Либера и
К.Клаксона «Культура. Критический обзор концепций и определений». В ней
приведено более 150 определений культуры.
Б.С.Ерасов выделяет пять базовых определений культуры:
1) культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с
мышлением и так далее;
2) культура как общий уровень развития общества;
3) культура как сумма общественных достижений;
4) культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов,
отличающая одно общество от другого;
5) культура как духовное измерение всякой деятельности.
Культуру представляют такие социально-психологические явления, как
ментальность, смыслы (смысл жизни, жизненные планы и цели), социальные
ценности, мотивационная сфера, «Я» и когнитивные характеристики (картины
мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятия «Мы» и «Они»,
социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и
эмоции, общение: язык, стиль, диалектные особенности и т.п.
Между элементами культуры и социально-психологическими явлениями
существует взаимосвязь, в отдельных случаях границы между ними практически
отсутствуют.
История социальной психологии началась с изучения мифов, обычаев,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|