реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социально-психология характеристика преступных общностей

реферат

социальной психологией, общественной психологией, марксистской социальной

психологией.

Марксистская социальная психология имеет право на существование, но

не в качестве истины в последней инстанции. Можно сказать, что марксистская

социальная психология – одна из ее версий, но не более того. Есть

гуманистическая, когнитивная социальная психология, социальный психоанализ

и так далее. Свое место в этом ряду должна занять и марксистская социальная

психология без претензий на монополию. Здесь содержится ряд правильных в

методологическом отношении постановок вопросов о социальных конфликтах и

прочее.

Социальная психология имеет право называться наукой в том случае,

если она обладает возможностью освещения закономерностей возникновения,

развития и проявления социально-психологических явлений.

Впервые законы социальной психологии попытался сформулировать

А.Г.Ковалев в «Курсе лекций по социальной психологии» (М.; 1972). Однако

его попытку нельзя в целом признать удачной, так как при этом были

повторены законы исторического материализма, в частности закон детерминации

социально-психологических явлений (общественное бытие определяет

общественное сознание). В 1988 году аналогичную попытку предприняли

авторы «Теоретической и прикладной социальной психологии». Но их

постигла та же участь. Дело в том, что при отсутствии достаточно большого

массива эмпирических исследований определить закономерности социально-

психологических явлений практически невозможно. Для того чтобы вывести

закон, нужны широкомасштабные исследования.

Тем не менее анализ имеющихся данных позволяет сделать

предварительный вывод о некоторых закономерностях социально-психологических

явлений. Об общей социально-психологической теории говорить еще рано, так

как ее каркас лишь возводится на основе разработки частных теорий

(социальной перцепции, малых групп, функционирования общественного мнения,

стратификации и прочих). Вместе с тем уже сейчас можно с большой долей

вероятности утверждать, что законы в области социальной психологии имеют

иерархический, субординационный, нелинейный и замкнутый характер, что

социально-психологические явления относительно независимы (автономны) и к

объяснению их природы подход типа «S-R» (стимул-реакция) неприемлем. При

этом следует подчеркнуть, что социально-психологические явления возникают и

проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в разных сферах

(государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях

(нормальных, осложненных и экстремальных). Один из недостатков социальной

психологии в том, что она пытается определить закономерности социально-

психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их

возникновения и проявления. Так, долго не учитывалось, что формирование

общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним

закономерностям, а в экстремальных – совершенно другим.

В качестве основного механизма возникновения социально-

психологических явлений выступает общение. В результате его формируется

личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а

также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду

механизмы возникновения и распространения социально-психологических

явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные

группировки и так далее), а также стихийно возникающие и распространяющиеся

(мода и прочее). К универсальным механизмам социально-психологических

явлений относят:

подражание – следование какому-либо примеру, образу;

внушение – процесс воздействия, связанный со снижением

сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого

содержания;

заражение – процесс эмоционального состояния от одного индивида к

другому;

убеждение – метод воздействия личности;

идентификацию – процесс объединения или точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и

поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических

явлений в знаменитой сказке Х.Андерсена о голом короле. Эта сказка – пример

конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не

«как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь

и заставляет воспринимать ее как правду.

Таким образом, предметом социальной психологии является изучение

закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-

психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных

сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно

говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии – ее

теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии

складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и

применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

В дальнейшем речь пойдет преимущественно лишь о социально-

психологических явлениях, относящихся к компетентности социально-

психологической теории.

Структура социально-психологической теории и ее значение

Социальная психология состоит из двух частей – теории и практики, в

связи с чем выполняет соответствующие функции – теоретическую и

практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии обычно так

и называются, хотя и не всегда имеют право на это. Они, по существу,

отражают только основы социально-психологической теории. Учебников по

прикладной социальной психологии в общепринятом смысле не было до выхода в

свет таких работ, как «Введение в практическую социальную психологию» (МГУ,

1996) и «Прикладная социальная психология» под редакцией А.Н.Сухова,

А.А.Дегкача (М., 1998).

Между тем, в зависимости о выполняемых функций курс и учебники

«Социальная психология» следует подразделять на «Социально-психологическую

теорию» и «Прикладную социальную психологию».

Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных

теорий, то есть без таких теоретико-прикладных дисциплин, как политическая

психология, этнопсихология, психология управления, экономическая психология

и другие. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то

ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование,

воздействие и психотехнологии в социальной практике. В этом случае

социально-психологическая теория является как бы стволом дерева социальной

психологии, а ее ветвями, соответственно, - перечисленные отрасли.

Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении

основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин

и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии

и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи.

Структура социально-психологической теории включает в себя

следующие компоненты:

1) методологию;

2) феноменологию;

3) закономерности и механизмы;

4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения

различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их

эффективности).

Западная социальная психология более свободна от методологии, вместо

которой она использует профессиональную «идеологию».

Отечественная социальная психология имеет давние традиции, хотя и не

всегда положительные, по взаимодействию с философией. В прошлом развитие

социальной психологии тормозили чрезмерно жесткие рамки закостеневшей в

своих догмах философии. Сейчас в области философии и социальной психологии

ситуация кардинально изменилась.

Следует особо выделить принцип объективности, без соблюдения

которого нельзя серьезно говорить о социальной психологии как науке. Своими

корнями он уходит к позитивизму, сформулировавшему требования к процессу

познания социальных явлений.

Однако в гуманитарных науках все большую популярность приобретает

подход к социальным явлениям с позиций понимающей социологии и психологии.

Как правильно подметил немецкий философ и историк культуры В.Дильтей, мало

фиксировать социально-психологические явления, их нужно еще и

«прочувствовать», для того чтобы познать. Социальной психологии необходимо

сотрудничество с социальной философией и социологией. В то же время ей не

обойтись и без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю

без социальной психологии.

Изучение любого социально-психологического явления (личности,

общности, социальных институтов, в том числе политических, общественных и

экономических( невозможно без учета влияния культурно-исторического

контекста.

В России подобный подход впервые применил Л.С.Выготский, затем

Б.Ф.Поршнев и другие.

В.А.Шкуратов подготовил докторскую диссертацию, в которой обосновал

предмет исторической психологии, а затем издано одноименное учебное

пособие.

В настоящее время, по мнению В.А.Шкуратова, в психологии наблюдается

переход от естественно-научных парадигм к нарадигме (повествованию,

сюжетному мышлению, рассказу). Вряд ли с этим полностью можно согласиться.

Но исключать данный подход – значит обеднять социальную психологию.

Учет культурно-исторического контекста при изучении социально-

психологических явлений важен в теоретико-методическом плане.

Культура, ее элементы имеют непосредственное отношение к базовым

социально-психологическим явлениям: ментальности, смыслу жизни, социальным

ценностям, картинам мира и социальным чувствам.

В свою очередь, знание об историко-культурном развитии социально-

психологических явлениях позволяет объяснить современное состояние

политических, общественных и экономических институтов.

Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и

экономики занимаются теоретико-прикладные отрасли социальной психологии:

политическая, этническая и экономическая психология.

В то же время следует отметить, что предметы указанных отраслей

социальной психологии определены нечетко, что связано с отсутствием

концептуального подхода к определению предмета политической, этнической и

экономической психологии. С точки зрения содержания эти отрасли

представляют собой достаточно абстрактные рассуждения о психологических

аспектах политического лидерства и так далее при отсутствии конкретики.

В качестве концептуальной основы теоретико-прикладных отраслей

социальной психологии, а именно политической, этнической и экономической

психологии, должны стать современные парадигмы психологии.

С этой точки зрения во главу угла должны быть поставлены культура и

социально-психологические явления, связанные с нею.

В 1952 году вышла книга американских культурологов А.К.Либера и

К.Клаксона «Культура. Критический обзор концепций и определений». В ней

приведено более 150 определений культуры.

Б.С.Ерасов выделяет пять базовых определений культуры:

1) культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с

мышлением и так далее;

2) культура как общий уровень развития общества;

3) культура как сумма общественных достижений;

4) культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов,

отличающая одно общество от другого;

5) культура как духовное измерение всякой деятельности.

Культуру представляют такие социально-психологические явления, как

ментальность, смыслы (смысл жизни, жизненные планы и цели), социальные

ценности, мотивационная сфера, «Я» и когнитивные характеристики (картины

мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятия «Мы» и «Они»,

социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и

эмоции, общение: язык, стиль, диалектные особенности и т.п.

Между элементами культуры и социально-психологическими явлениями

существует взаимосвязь, в отдельных случаях границы между ними практически

отсутствуют.

История социальной психологии началась с изучения мифов, обычаев,

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.