Реальные механизмы внушающего воздействия
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
«Реальные механизмы внушающего воздействия»
Авторизованный реферат по курсу
«Суггестология и гипноз»
Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель)
Рецензент ____________________________
З/О
МОСКВА - 2002 год
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Классические формы суггестивного воздействия 4
Теории классического гипноза 4
Исследования внушения в экспериментальной психологии
и психофизиологии 5
Внушение и раппорт 6
Методы и техники гипнотизации 8
Исследование гипносуггестивных методов в психотерапии
и психологической помощи 11
Неклассические суггестивные техники и эриксонианский
гипноз 16
Использование суггестивных техник в образовании
16
Основные представления об эриксонианском гипнозе
18
Техники наведения транса в традиции М.Эриксона
20
Особые стратегии в рамках эриксонианского гипноза
21
Использование метафор и историй 23
Метафоры в семейной психотерапии 26
Самогипноз 32
Самовнушение и самогипноз 32
Варианты аутосуггестивных воздействий 35
Заключение 38
Литература: 42
Введение
Рассуждая о гипнозе, люди часто имеют в виду нечто почти
сверхъестественное. При этом влияние одного человека на другого объясняется
истечением этой силы в виде так называемого флюида с концов пальцев или из
глаз гипнотизирующего во время сеансов гипноза. И поныне этот взгляд
особенно охотно поддерживается так называемыми магнетизерами, пользующимися
явлениями гипноза в своекорыстных целях эксплуатирования доверенных лиц. Но
наука давно отрешилась от этих и подобных им необоснованных теорий.
Древнейшие памятники письменности многих народов упоминают о
чудотворной сущности божественного вмешательства во время сна. За тысячи
лет до нашей эры жрецы Древнего Египта, Греции и Индии умели вызывать
святой сон, предназначенный для лечения людей, страдающих от различных
болезней и расстройств. Надлежит признать, что многие из старых теорий и их
практических применений, основанных на магии и шарлатанстве, пусть
видоизмененные, но существуют и сегодня. Причем, не сколько у племен,
находящихся на низком уровне развития, но и в цивилизованном обществе.
Представление о вмешательстве дьявола, злых духов в дела человеческие,
влияние планет и звезд на здоровье и личность цветет буйным цветом.
Чудесные исцеления, прорицатели на любой вкус, телесеансы психотерапии,
массовые увлечения экстрасенсами, передача мыслей на расстоянии, и передача
биоэнергии, колдовство, общение с инопланетянами и т.д. заполнили наше
ежедневие. Правдивое и подлинное научное слово об этих явлениях имеет
неоценимое значение. Знакомство с богатством идей, фактов, наблюдений всех
перечисленных выше авторов в этой сложнейшей области сейчас, как никогда,
на мой взгляд, необходимо. Оно помогает разобраться в проблемах, связанных
с гипнозом.
Классические формы суггестивного воздействия
Теории классического гипноза
Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в
древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого
познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного
познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные
способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением
внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для
утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических
механизмов, используемых религией, является внушение.
Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий
изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику
человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения,
перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.
Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью
которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних
египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы упражнений,
которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и
телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может
длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное
содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения,
самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.
Примерно в 1530 году швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно
которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида,
который представляет собой излучение небесных тел.
Парацельс (так называл себя Теофаст Гогенгейм) писал: «Имеется одна
жизненная субстанция в Природе, на которой основаны все вещи. Она
называется Археусом, или жизненной силой, которая есть синоним астрального
света или духовного воздуха древних… Будучи гораздо тоньше в своей
субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо более подвержен
импульсам и рассогласованию. Беспорядок в этом астральном теле является
причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою
собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток
жизненной силы, позднее проявится как физическая болезнь…».
Спустя более чем два столетия венский врач Франц Антон Месмер развил
эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основные
понятия месмеризма следующие:
. для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров;
. месмеричская сила зависит от индивидуальных особенностей субъекта;
. для магнетизирования нужно выбирать спокойное место, одеваться
легко; на ход процесса также влияют сомнение, моральные воздействия;
. магнетический сеанс постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т.д.
Основным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а
разработанный им метод погружения в транс, который он увязал с
сомнамбулизмом. Он видел, что терапевтическое воздействие наиболее
качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса.
Существенный шаг в научном разъяснении явлений гипноза сделал в свое
время Бред, написавший в 40-х годах прошлого столетия исследование о
гипнотизме, затем французский врач в Нанси Льебо, лечивший гипнотическим
внушением больных и тоже написавший об этом методе интересное сочинение.
Наконец, видную роль в истории вопроса сыграл знаменитый невропатолог
Шарко, демонстрировавший в парижском госпитале явления гипноза на
истеричных врачам всего мира. Он рассматривал гипноз как особое нервное
состояние, вызываемое физическими приемами. Однако Шарко встретил резкого
противника своих взглядов в лице профессора Бернгейма, вызывавшего гипноз
путем словесного внушения и рассматривавшего сам гипноз как внушенный сон и
все явления, наблюдаемые в гипнозе, как результат одного лишь словесного
внушения. Эти разноречия сыграли затем большую роль в выяснении явлений
гипноза, почему названные четыре исследователя и должны считаться
основоположниками учения о гипнозе.
Опровергая мнение Шарко, Бехтерев говорит о том, что гипнозу в той или
иной степени поддается большинство людей, если не все. Признать же всех
истеричными, очевидно, нельзя. Этой теории нанесен был окончательный удар,
когда выяснилось необходимость признать гипноз и у животных за явление,
совершенно аналогичное и родственное человеческому гипнозу. Если гипноз,
как мы уже знаем, наблюдается и у животных, то вполне естественно, что
корни его происхождения находятся глубоко в органическом мире.
Исследования внушения в экспериментальной психологии и психофизиологии
Русские учёные трезво подходили к учению о животном магнетизме, но в то
же время стали исследовать практическую и лечебную деятельность
месмеристов. Профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский в
многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В
1891 году он сделал вывод, что гипнотическое состояние у человека и у
животных очень сходно по проявлению. Он объяснял гипноз, как паралич воли и
самостоятельности мышления, а причиной считал психическое принуждение.
Конечно, это было далеко от действительности.
На 4-м съезде общества русских врачей в Москве, где выступил В. Я.
Данилевский с докладом «О терапевтическом применении гипнотизма», выступил
психиатр Ардалион Ардалионович Токарский (1859-1901гг). Это выступление и
вся последующая деятельность Токарского была направлена на научное
представление о гипнозе. Он считал, что применение гипноза в принципе
доступно каждому человеку, но успех в этом деле, может быть, достигнут
лишь, при хорошем знании техники гипнотизации и глубоком знакомстве с этими
явлениями.
В. М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека,
приходит к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического
состояния играют словесное внушение, а также ряд физических раздражителей,
способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Он
подразделял гипноз на три стадии – малый, средний и глубокий, которые
соответствовали трем общепринятым стадиям Фореля – сонливость, гипотаксия и
сомнамбулизм. Бехтерев уделял много внимания исследованиям, направленным на
то, чтобы разработать способы повышения лечебной эффективности внушения,
проводимого больному в гипнозе или наяву.
Основа стратегии И.М.Сеченова - И.П.Павлова - рефлекторный принцип. Он
лежит в основе объяснения того, каким образом организм приобретает (и
утрачивает) прижизненные акты, форму и структуры поведения. С позиций
нервизма решаются проблемы решений работы различных отделов мозга и разных
уровней его организаций - от молекулярного и нейронного до поведения
целостного организма, анализируется взаимодействие между процессами в коре
головного мозга и в подкорковых структурах. Учение И.М.Павлова о высшей
нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций
русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим являлось
представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей
эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в
саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с
изучения кровообращения и пищеварения, И.М.Павлов перешел к исследованию
поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений,
во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти
взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего
интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем
самым отвергался дуализм духовного и телесного.
Внушение и раппорт
Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки
и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических
процессов. Внушение содержится в любом общении людей. Любая речь – это
внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего
и готовности слушающего поверить, от активности и достаточности ума.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|