реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Развитие профессионально важных качеств будущих специалистов по связям с общественностью в процессе профессионально-ориентированного обучения

реферат

профессиограммы специалиста по связям с общественностью, основанной на

изучении различных теоретических подходах к анализу деятельности ПР.

Мы выделили основные качества, служащие базовыми для развития всех

остальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества.

1. Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к

людям.

2. Организаторские способности.

3. Самообладание, самоуправление

4. Уверенность в себе.

5. Адекватная самооценка, критические способности.

Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих:

- Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может

отражать показатель ,,Направленность на общение,, )

- Ораторское мастерство ( опыт ).

- Оптимизм (показатель ,, Направленность на дело,, ,

,,Самооценка,, )

- Жизнерадостность и чувство юмора (,,Самооценка,, ).

- Личное обаяние ( ,,Направленность на общение,, , ,,

Самооценка,, ).

- Эмоциональная уравновешенность (,,Коммуникативные склонности,,

, ,,Организаторские склонности, ,,НО,, , ,,СО,, ).

- Активность(,,НД,, ).

- Настойчивость(,,Направленность на себя,, , ,,НД,, ).

- Работоспособность (,,НД,, ).

- Ответственность (,,НС,, , ,,НД,, ).

- Потребность в достижениях (,,НС,, , ,,НД,, ).

- Здравый смысл (опыт ).

- Гибкость ума (опыт ).

- Инициативность (опыт ).

- Креативность.

Безусловно, встретить человека, который обладал бы всеми этими

качествами в совокупности и у которого все они достигали высокого уровня

развития очень сложно. Это – идеал специалиста ПР. Но мы можем говорить об

изначальных требованиях, предъявляемых человеку, начинающему

профессионально-ориентированное обучение. Необходимо, чтобы эти

положительные и важные качества как минимум, не переходили в свою

противоположность. Допустим, у человека нет высокой потребности в общении,

но он также не склонен к одиночеству и замкнутости[14].

Поэтому первостепенной задачей является диагностика и определение

наличия этого профессионально-значимого качества у специалиста ПР.

Главное—наличие этого качества, наличие потенциала, который человек может

развивать у себя в дальнейшем. В этом ему поможет обучение по профессии,

работа над собой и главное – это желание и стремление стать профессионалом

в интереснейшей и увлекательнейшей деятельности – деятельности специалиста

по связям с общественностью.

2. Организация исследования и описание его результатов

1. Организация исследования

Обоснование выбранных методик.

В соответствии с выделенными нами тремя сферами качеств, необходимых

субъекту ПР и составленной нами профессиограммы этого специалиста, мы

выбрали несколько методик, позволяющих продиагностировать наличие этих

качеств.

Основной для специалиста ПР является коммуникативная сфера, к которой

относятся коммуникативные и организаторские способности. Поэтому мы

предложили испытуемым методику, позволяющую выявить наличие как

коммуникативных, так и организаторских склонностей личности [15].

В этой методике подсчитывается отдельно показатель коммуникативных

склонностей и отдельно – показатель организаторских склонностей. Эта

методика носит сокращенное название КОС.

Следующая выбранная нами методика – ориентировочная анкета – ОА [16].

Она выявляет три вида направленности личности: на себя - НС, на

общение - НО, на дело - НД. Выбрали ее мы потому, что по ней также можно

увидеть предпосылки для развития коммуникативных способностей человека по

показателю НО, что даст нам возможность проследить наличие (или отсутствие)

связи между этими показателями.

Также важным и интересным показателем по этой методике является НД,

который включает в себя такие профессионально-важные качества, как

стремление к достижению успехов, работоспособность, ответственность. Эта

направленность интегрирует все перечисленные качества.

Для определения эмоционально-волевой сферы специалиста ПР мы выбрали

способность, интегрирующую, по нашему мнению, такие представленные качества

в этой сфере, как эмоциональная уравновешенность, самообладание,

активность, работоспособность. Это способность к самоуправлению. Оценить ее

нам поможет тест ,, Стиль самоуправления,, [16].

Он выделяет следующие стили самоуправления: управляемый,

самоуправляемый и неуправляемый.

По этой методике мы можем определить не только наличие стиля,

желательного для субъекта ПР , но также и нежелательного для субъекта ПР

неуправляемого стиля, который характеризует качества, полярно

противоположные необходимым качествам специалиста ПР: неуверенность в

себе, слабый самоконтроль, неспособность прогнозировать результаты.

Следующая методика - ,,Определение самооценки,,[16].

Как уже говорилось ранее, адекватная и не заниженная самооценка –

необходимое условие для успешной деятельности специалиста ПР. В нашей

работе мы ставили задачу проведения количественного анализа по результатам

этой методики, т.е. выраженность уровня самооценки в процентном отношении,

но также эта методика дает возможность проведения качественного анализа,

т.е. просмотра качеств ,,идеальной,, личности и сопоставление их с

реальными качествами человека. В результате качественного анализа можно

оценить, идеальные, а также выделенные в себе качества студентов, будущих

специалистов ПР с профессионально-важными качествами субъекта ПР.

Описание выборки испытуемых.

Наше исследование было проведено на двух группах испытуемых:

экспериментальная и контрольная группа. Обе эти группы составили студенты

гуманитарного факультета КГТУ им. Туполева. Общий объем выборки составляет

90 человек.

Экспериментальная группа.

Студенты I и III гуманитарного факультета КГТУ специальности ,,связи

с общественностью,,.

Всего 45 человек.

I курс – 25 человек, из них 19 девушек и 6 юношей.

III курс – 20 человек, из них 15 девушек и 5 юношей.

Контрольная группа.

Студенты I и III курса гуманитарного факультета КГТУ специальности

,,менеджмент в социальной сфере,,.

Всего 45 человек.

I курс – 25 человек, из них 19 девушек и 6 юношей.

III курс – 20 человек, из них 13 девушек и 7 юношей.

В качестве контрольной группы мы выбрали студентов специальности

,,менеджмент в социальной сфере,, по нескольким причинам:

1. Так как в нашем случае ПР и ,,менеджмент в социальной сфере,, -

две специальности одного факультета.

2. Эти сферы деятельности схожи между собой и взаимосвязаны,

следовательно, можно говорить о схожих профессионально важных

качествах для специалистов обеих сфер.

3. Нам интересно посмотреть, как влияет профессионально

ориентированное обучение на развитие этих качеств у студентов-

менеджеров и студентов ПР.

Специфика возрастного развития у разных групп испытуемых.

I курс. Это юноши и девушки, большинство из которых поступило в ВУЗ

сразу после окончания школы, т.е. средний возраст этой группы – 17-18 лет.

Этот возраст относится к периоду ранней юности. Для этого периода

характерно формирование мотивационной иерархии, происходит осознание

ценностей и формирование самосознания. Происходит самоопределение человека

– первый ответственный выбор, где он определяет себя и свою жизнь. Человек

впервые выбирает ту деятельность, в которой он будет работать и ту

общность, в которой он будет жить. Самоопределение – выбор профессии,

следовательно, выбор социального окружения. Этот выбор напряженный и

трудный, т.к. велика ответственность за него.

То есть студенты I курса уже выбрали свою специальность, которой

они будут обучаться, но у многих присутствуют еще сомнения в правильности

своего выбора, в необходимости, нужности своей профессии, в принадлежности

себя к этому роду деятельности [17].

III курс. Этот период студенчества можно отнести к периоду поздней

юности. На этом этапе окончательно произошло самоопределение личности.

Здесь уже сформирована уверенность в правильности своего выбора профессии,

уверенность в своих знаниях в этой области, желание развивать знания по

своей специальности. Формируется потребность в саморазвитии и реализации

своих возможностей [17].

Таким образом, нами были сформированы 4 группы испытуемых.

1 группа – студенты I курса специальности ПР

2 группа – студенты I курса специальности ,,Менеджмент,,

3 группа – студенты Ш курса специальности ,,Менеджмент,,

4 группа – студенты Ш курса специальности ПР

Исследование проводилось в марте этого года. Нашим исследованием был

заинтересован деканат гуманитарного факультета и поэтому предоставил для

диагностики студентов учебные часы.

Диагностика проводилась следующим образом: каждому испытуемому

предлагалось 4 бланка для заполнения четырех тестов, потом зачитывалась

инструкция и вопросы теста. В ходе проведения диагностики выяснилось, что

для заполнения четырех тестов испытуемые затрачивают около 60 минут. За

это время тесты успевают заполнить большинство студентов.

Методы обработки данных:

Корреляционный анализ

Статистический анализ сравнения средних значений.

2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов

Анализ корреляции.

Корреляционный анализ был проведен согласно специальной

математической программе на кафедре психологии КГУ

На основе этого анализа были построены плеяды – схемы, которые

наглядно показывают взаимосвязь ( зависимость или независимость) между

исследуемыми показателями.

В нашем исследовании мы изучали 9 показателей:

1. КС – коммуникативные склонности

2. ОС – организаторские склонности

3. НС – направленность на себя

4. НО – направленность на общение

5. НД – направленность на дело

6. У - управляемый стиль

7. СУ – самоуправляемый стиль

8. НУ – неуправляемый стиль

9. СО – самооценка

Группа 1 – студенты I курса специальности ПР.

При построении плеяды мы наглядно видим образовавшиеся связи между

показателями (см. приложение 1 ).

В качестве системообразующего показателя для данной группы выступил

показатель 4 – направленность на общение. Этот показатель образует связи с

четырьмя другими показателями. Прямая связь с показателем 1- КС (

значимость на уровне 0,05 ), прямая связь с показателем 9- СО ( значимость

на уровне 0,05), обратная связь с показателем 5- НД ( значимость на уровне

0,01 ) и обратная связь с показателем 3 - НС ( значимость на уровне 0,01 ).

То есть для студентов I курса ПР важным и связывающим показателем

является показатель направленности на общение и его развитие влечет за

собой увеличение показателя коммуникативных склонностей и показателя

самооценки, но при увеличении значения этого показателя уменьшается

значение показателя направленности на дело, также являющимся важным для

специалиста ПР, поэтому необходимо, чтобы они были сбалансированы в лучшем

варианте.

Для увеличения показателя 4 - НО необходимо снижение показателя 3 -

НС. Также связи с несколькими показателями образует показатель 1 - КС. Это

прямая связь с показателем 4 - НО и 2 - ОС ( значимость на уровне 0,01 ) и

обратная связь с показателем 5- НД ( значимость на уровне 0,05 ). Также мы

видим обратную связь (значимость на уровне 0,01 ) между показателями 6 -У и

8 - НУ , не связанным и с другими показателями. Эта связь говорит о том,

что повышение показателя управления неизменно влечет за собой снижение

показателя неуправления и наоборот.

Группа 2 – студенты I курса специальности ,,Менеджмент в социальной

сфере,, .

Как мы видим на изображенной плеяде (см. приложение 1 ) для этой

группы сложно выделить показатель, который можно было бы назвать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.