школу, т.к. нравится учитель, учиться, интересно, хорошие отношения с
одноклассниками. Любимыми предметами считают чтение и физ-ру, а способности
проявляются в математике, чтении. Дети, по словам родителей, артистичные,
танцевальные. Они посещают художественную школу, танцевальную, спортивные
секции и родители утверждают, что мнение ребенка в этом учитывалось. В
свободное время дети читают, рисуют, играют на компьютере.
Б) Предлагалась тест – анкета для родителей для обследования
предрасположенности детей к различным видам деятельности (Приложение 3).
Цель: определить уровень музыкальных, литературных, художественных и
артистических способностей детей.
Вывод по тесту – анкете вы сможете посмотреть в приложении 4. Низкий
уровень способностей у Сережи. Остальные дети в большей или меньшей
степени предрасположены к различным видам деятельности.
2. Анкетирование детей с вопросами о любимых предметах, о том, чего не
хватает в школьной программе, какие предметы добавил и почему (Приложение
5).
Цель: выявит отношение детей к школе, к школьным предметам. Узнать
мнение детей о школьной программе, ее плюсы и минусы. Так же сравнить
полученные ответы детей с ответами родителей и определить степень
информированности родителей о своем ребенке.
Большинство детей любимыми предметами считают ИЗО, труд и музыку и
всего 10% детей любят исключительно все предметы. Приведу несколько ответов
детей:
- я люблю школу
- это интересно
- на ИЗО развиваем руки, а на физ-ре становимся сильными
- на чтении учимся быстро читать, а на математике решаем интересные
примеры и задачи
В школьную программу добавили бы такие предметы как ПДД, Лимпопо,
спортивные секции, естествознание и хотели бы сами ставить отметки. Лишние
предметы, по мнению детей русский язык, чтение, математика.
Вывод: из всех предметов школьной программы дети любят ИЗО и музыку, а
родители считают, что чтение и математику. Они выдавали желаемое за
действительное, родители прагматичные, более приземленные, чем их дети.
Младшие школьники стремятся к высокому, к искусству и дело здесь совсем не
в «легкости» этих предметов, ведь любимыми эти предметы были выбраны и
детьми прекрасно успевающим и по русскому и по математике. А значит, уроки
ИЗО и музыки воздействуют на чувства детей, на их эмоциональный план.
3.Тестирование детей на предрасположенность к различным видам
деятельности.
Цель: определить уровень художественных способностей детей.
А) особенности восприятия музыкального произведения. Детям давался
инструктаж: после прослушивания произведения Сен-Санса «Карнавал животных»
попробуйте передать характер, замысел этого музыкального произведения на
бумаге.
Вика – Гуси. Мама учит плавать гусят утром на озере. Они широко
размахивают крыльями.
Ира – Рыбкины песни. Разные рыбки резвятся в воде, очень быстро
плавают. Они выпрыгивают из воды, и на солнце сверкает их чешуя.
Настя – Праздник во дворце: родился сын у царя. Прыгают шуты, играет
музыка – все веселятся.
Остальные дети рисовали не по теме музыкального произведения. Их
работы очень далеки от характера музыки и замысла композитора.
Вывод: не все дети услышали музыку, прониклись в нее, поняли смысл
музыкального произведения. Но стоит отметить работу Насти. Она
почувствовала настроение музыки, а это первый признак музыкальности.
Б) тест на гибкость позвоночника.
- стоя прямо, ноги вместе, наклониться как можно ниже, руки опустить
вниз, кончики пальцев должны коснуться пальцев ног.
- стоя спиной к стене, ноги на расстоянии друг от друга на 30 см.
Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. Тоже в
другую сторону. Кончики пальцев рук должны опуститься чуть ниже
коленных чашечек.
- сидя на стуле спиной к спинке стула, упереться руками в колени
разведенных ног. Не меняя положения таза и ног, запрокинуть голову
назад. Сидящий должен увидеть поднятые руки над головой стоящего
сзади на расстоянии 2 метра.
- Лежа на животе с закрепленными стопами, прогнуться, отрывая грудь от
пола. Расстояние между грудной костью и полом должно составлять 10-
20 см.
С тестом справились двое детей (Настя и Вика), тогда как двое (Саша и
Ира) осилили его на половину, а один (Сережа) - выполнил только одно
задание.
Вывод: не все дети подвижны и пластичны, а это как раз та проблема на
Севере, о которой я говорила раньше – гиподинамия. Имеются некоторые
проблемы с позвоночником.
В результате проведенных диагностирующих методик были выявлены
проблемы и трудности, а именно: не все дети пластичны, умеют вслушиваться
музыку и передавать ее настроение, характер на бумаге, дети стремятся к
искусству по средствам школьных предметов, но у них не хватает
способностей. Значит, необходимо их развивать через синтез искусств. Был
намечен план формирующих экспериментов.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
1. Моделирование темпа, метра и размера.
Цель: развивать музыкальный слух у детей, чувство темпа, метра и
размера.
В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:
Речевое – декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного,
до очень быстрого.
Тактирование – показать, касаясь разных частей своего тела двухдольный,
трехдольный и четырехдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются
неодинаково.
Графическое – использование рисунков, карточек или записи.
Двигательное – исполнение любого движения соответственно длительностям.
Детям предлагались два медведя: старый и молодой. Выясняли, что старый
ходит медленно, а молодой - быстро. Как понятия «хорошо – плохо»
осознаются одновременно в процессе их столкновения, так и любая ритмическая
формула воспринимается детьми на основе сопоставления длительностей. В виде
длительностей я брала апельсины (графическая модель). 1 апельсин (целая) =
2 половинкам апельсина (половинная), а 2 апельсина (2 целых) = 4 половинкам
апельсина (4 половинных). Т.е. когда старый медведь делает 2 шага, то
молодой за это же время делает 4 шага.
Первое задание – проговаривание (речевая модель). Старый – Ох! Ох!,
молодой – ля-ля-ля-ля! Проговариваем сначала все вместе, а затем несколько
детей говорят за старого, а несколько за молодого. Детям очень нравится эта
игра, они с удовольствием в нее играют и у всех получается.
Второе задание – тактирование. Старый – 2 шлепка по коленям, молодой -
4 притопа. Главное – держать ритм и темп. Все дети справились с заданием.
Третье задание – показать медведей в продвижении вперед. Сначала шагаем
все вместе чередуя: 2 медленных шага, 4 быстрых. Затем один ребенок шагает
только за старого, другой только за молодого. Соотношение длительностей,
шагов старого и молодого – это сложно для детей. Но в результате
многократных повторений и упражнений у детей стало получаться.
Вывод: дети стали лучше разбираться в длительностях, научились
выдерживать темп и ритм, а следовательно у них развились музыкальные
способности.
2. Мануальная или пальчиковая игра.
Цель: развивать речь, научить убирать напряжение с рук, губ, снимать
умственную усталость.
Детям предлагалась игра со словом, сопровождающаяся движениями пальцев
и рук.
Где ладошка? Тут? Из-за спины протягивают руки вперед
-Тут. ладонями вверх.
На ладошке пруд? Показывают на ладошке пруд, рисуя
-Пруд. круг.
Палец большой – Рука сжата в кулачок, показывают
Это гусь молодой. большой палец.
Указательный поймал, Показывают указательный, средний
Средний – гуся ощипал. и щипают пальцы рук.
Этот палец – печь топил, Показывают безымянный.
Этот палец – суп варил. Показывают, как мизинец варит суп.
Полетел гусь в рот, Собирают пальцы в кулачки и подносят
А оттуда – в живот! ко рту, затем показывают ладошки.
Вот! Хлопок.
3. Пластическая импровизация или речевой и метроритмический тренаж.
Цель: развивать согласование слов и движений.
Один ребенок выучил слова, придумал к ним движения и показал всем
остальным детям.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз: это – брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Дети должны были повторить и слова, и движения. Все это способствует
развитию гибкости, пластичности, координации движений.
Результат этого речевого и метроритмического тренажа вы можете
посмотреть на видеокассете.
Вывод: влияние мануальных действий на развитие мозга человека было
известно давно. Манипуляция рук влияет на функции нервной деятельности,
развитие речи. Движения рук помогают убрать напряжение не только с самих
рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить
произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка, а также
успешно овладеть навыками письма.
4. Моделирование звуковысотных отношений и динамики.
Цель: развивать музыкальный слух у детей, звуковысотный, ритмический,
динамический.
В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:
Речевое - подражая голосам животных, дети знакомятся с контрастными
тембрами звучания. А также в речевых упражнениях: крик – шепот.
Графическое – использование рисунков, карточек или записи.
Двигательное – исполнение любого движения соответственно выбранному
животному.
Детям предлагаются картинки с волком и мышкой. Выясняем, у кого низкий
голос, у кого высокий. Ставим картинки: с волком – вниз, с мышкой – вверх.
Я на пианино играю в малой октаве песенку волка: Я серый волк, зубами щелк.
И во 2 октаве – песенку мышки: Я мышка – норушка.
Первое задание – послушать мелодию и назвать того животного, к какому
она относится (слово).
Второе задание – также послушать мелодию и показать картинку с тем
животным, чья песенка звучит (ИЗО).
Третье задание – послушать, чья песенка звучит, того животного и
изобразить. Волк – широко ходит, размахивая руками. Мышка – мелко бежит
(танец).
Переходим на моделирование динамики.
Выясняем, кто будит в деревне по утрам (петух) и кого можно услышать
вечером (кузнечик). Петух громко будит, а кузнечик тихо стрекочет.
Определяемся в движениях: петух – хлопки, кузнечик – щелканье пальцами. Я
включаю музыку и меняю громкость, а дети, соответственно динамике музыки
выполняют движения. Сначала – все вместе, а затем распределяем роли между
двумя детьми: один делает за петуха, другой – за кузнечика. Это более
сложное задание, т.к. ответственность падает на одного, ребенку никто не
помогает, он должен думать перед тем, как показывать движения.
Вывод: динамический слух у детей более развит, чем звуковысотный, над
развитием которого и проводилась тщательная работа. По итогам видно, что
музыкальные способности детей развились в большей степени.
5.Тест креативности Торранса (Приложение 6).
Цель: развивать творческое мышление, воображение, способность
переходить от одного аспекта к другому.
Детям предлагалось 5 незаконченных рисунков.
Инструктаж: если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя
получаться интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать
картинку или историю, сделать ее полной и интересной, придумай название к
ней.
Незаконченные рисунки:
Интерпретация: Гибкость – разнообразие идей и стратегий, число
различных категорий ответов. Если испытуемый имеет низкий показатель
гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне
информированности интеллектуального потенциала или низкой мотивации. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|