Психология управления
Билеты «Психология управления»
1. Содержание и структура управления
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и
на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную
направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты.
Управление ставит своей непосредственной задачей внести необходимую
упорядоченность в процесс, организовать совместную деятельность людей,
достичь согласованности, координации действий.
Эффективное управление является ключевой предпосылкой успешного
функционирования организаций в сфере бизнеса, в государственном и
общественном секторе. В наших переходных социально-экономических и
политических условиях прежние управленческие схемы уже не работают.
Современные же западные подходы и методы еще невозможно полностью
использовать в Украине. Их необходимо адаптировать к условиям нашего рынка.
2. Организационно-управленческие и психологические компоненты процесса
управления
3. Специфика управления в разных социальных сферах (таких как бизнес,
производство, образование, культура, наука…)
4. Методы исследований в психологии управления
Методом исследования называют способ, путь получения необходимой
информации о социально-психологических процессах в сфере труда и
управления.
Существуют основные и не основные методы исследований. К основным
относят: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, а к не основным
тесты .
Остановимся чуть более подробно на каждом из методов.
Современные представления о работе психолога и социолога связываются
в первую очередь с проведением опросов населения по различным актуальным
проблемам общественной жизни. И не удивительно, ведь опрос, как метод
отбора вербальной информации, наиболее распространенный метод исследования,
с помощью которого добывается 90% социологических данных. Опрос можно
разделить на два вида: очный и заочный опрос. При очном опросе происходит
непосредственный контакт социолога и респондента, в котором оба участника
воздействуют друг на друга. Наиболее распространенной разновидностью
очного опроса является беседа. Можно выделить две функции беседы как
исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях,
фактах, процессах и воздействие на респондента. В психологии управления
метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных
процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод
занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства?
Во-первых, при использовании метода беседы существует возможность
получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях
респондентов.
Во-вторых, ситуация беседы, по форме близкая к обычному разговору,
способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению
искренности ответов.
В-третьих, существует возможность вести наблюдения за
психологическими реакциями респондента, ситуацией беседы и в случае
необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.
В-четвертых, общение интервьюера с респондентом, обладающее
подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более
серьезное отношение респондента к опросу.
И, наконец, вербальный характер общения устраняет проблему
непоследовательного незапланированного восприятия вопросов.
Но тут же можно отметить и минусы беседы и интервьюирования: эти
методы достаточно субъективны, так как анализ делается на основании ответов
самих опрашиваемых, которые не всегда склонны правильно оценивать себя и,
кроме того, эти методы требуют больших материальных и временных затрат по
сравнению с анкетированием.
Достаточно долгое время (если верить литературе, практически весь
"советский" период) в отечественной социологии наиболее популярным методом
опроса являлось анкетирование и его разновидности: групповой (аудиторный)
опрос и почтовый опрос. Под групповым опросом понимается метод
единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранным в
определенно месте в одном помещении, а почтовый опрос подразумевает
рассылку анкет по почте с последующим ее возвратом. Как и любой из методов
социально-психологического исследования, анкетирование имеет ряд жестких
принципов для его проведения, начиная от количества вопросов, и заканчивая
техникой заполнения анкеты. Так, по установившимся правилам, бланк анкеты
должна содержать ответы на вопросы: кто проводит анкетирование, цель
проведения, объяснение как заполнять анкету, как будет использована
информация и т.д. Кроме того, анкета должна составляться по принципу:
введение в анкету, (содержащее простые вопросы), основные вопросы, и,
наконец, личные вопросы. Помимо этого, анкета должна содержать так
называемую "паспортичку" - блок, где респондент указывает свои данные. И
это, пожалуй, наиболее простое в подготовке анкеты. А наиболее сложное -
это правильная подборка, формулировка и расположение вопросов. Ведь что
такое анкета - это основные рабочие гипотезы, переведенные на язык
вопросов. Причем эти вопросы должны быть выстроены в четком порядке и
правильно поданы. Лишь при соблюдении этих условий мы можем получить
объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.
Вопросы классифицируют по ряду признаков. По содержанию вопроса
анкеты делятся на две группы: первая – о фактах и событиях; вторая – об
оценке этих событий. По форме вопросы могут быть открытыми и закрытыми.
Закрытым называется такой вопрос анкеты, на который предложен полный набор
вариантов ответа, а открытый вопрос предполагает самостоятельное
формулирование ответа опрашиваемым.
Используются прямые и косвенные вопросы. Нередко в анкету включаются
контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответа.
Даже после того, как анкета составлена с учетом всех правил и
нюансов, ее запускают в предварительное опробование - пилотажное
исследование. Опыт показывает, что только в ходе анализа ответов лиц,
участвующих в пилотажном исследовании, можно учесть технические недоработки
документа, неудачные формулировки и т.д.
Одним из наиболее бесспорных и общепризнанных достоинств
анкетирования, как в групповом, так и в почтовом опросе, является его
экономичность и возможность получить за короткий срок большой объем
эмпирической информации. Минус же анкетирования в том, что на объективность
информации влияет, во-первых, наличие установки на откровенность у
опрашиваемого и , во-вторых, умение респондента объективно оценивать
события и людей…
Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное
восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого
фиксируются исследователем, подвергаются контролю и проверке. Наблюдение
позволяет проанализировать явление в развитии. Особенностью наблюдения
считают способность анализировать и воспроизводить жизненный процесс во
всем его многообразии. Нередко наблюдение, наряду с другими методами сбора
информации, применяется при изучении степени активности населения на
собраниях, митингах и т.д.
Наблюдение можно классифицировать по самым различным основаниям:
1. В зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения
(контролируемое и неконтролируемое), причем при неконтролируемом наблюдении
мы исследуем реальные жизненные ситуации, ставя своей задачей лишь общее
описание того или иного процесса или явления, а контролируемое наблюдение
ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной
картины и проверки тех или иных гипотез.
2. В зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого
объекта (включенное и невключенное), причем при невключенном наблюдении
исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, а при
включенном исследователь в той или иной степени включен в изучаемый
процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их
деятельности.
3. По условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), при
этом полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, при
лабораторном условия окружающей среды определяются исследователем.
4. По степени формализованности наблюдения (структурированное,
неструктурированное),
5. Случайное - наблюдение заранее неспланированного явления,
деятельности, социальной ситуации.
Главным преимуществом непосредственного наблюдения следует, на мой
взгляд, считать то, что оно позволяет фиксировать события и элементы
человеческого поведения в момент их появления. А главной особенностью
наблюдения является неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения,
которая накладывает отпечаток и на его восприятие действительности, и на
интерпретацию наблюдаемых процессов, а следовательно наличие эмоционально-
ценностной окрашенности восприятия. Одним из минусов наблюдения считается
сложность, даже невозможность проведения повторного наблюдения, ибо
"социальные процессы в своем развитии подвергаются воздействию огромного
числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают полностью
идентичными...". Зато используя метод наблюдения, мы можем преодолеть
весьма существенное препятствие метода опроса - языковой барьер.
Еще одним из основных методов социально-психологического исследования
является изучение документов - и как его разновидность контент-анализ,
когда применяется процедура формализованного анализа документов при
социологическом изучении и обобщении большого объема информации. Например,
в промышленной социологии приоритетными источниками эмпирической информации
является внутренний и внешний документооборот предприятий, региональная и
отраслевая статистика, данные ведомственного текущего учета, планы, отчеты
и многие другие документальные источники. Именно анализ документов служит
основой для формирования гипотез, которые затем проверяются методами
опроса, наблюдения или эксперимента.
Необходимость использования документальных источников имеет
объективные предпосылки. Во-первых, потому, что потоки документальной
информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества.
Правда, "цивилизация бумаг" на наших глазах превращается в цивилизацию
видео-документов, магнитных лент, компьютерной информации. Однако с
развитием носителей информации суть дела не меняется. Социальная
информация, содержащаяся в документах, подчас дублирует данные, получаемые
другими методами (опрос, наблюдение), и тогда она служит средством
взаимопроверки и контроля надежности. Кроме того, этот метод позволяет
получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже
невозможно.
Методы анализа документальных источников делятся на две основные
группы: неформализованные (традиционные) и формализованные. Традиционные
методы анализа содержания документов включают обычное "понимающее"
восприятие текста (изображения, звука); выделение смысловых блоков идей,
утверждений в соответствии с целями анализа. Опасностью такого типа анализа
является возможность субъективных смещений в восприятии и интерпретации
содержания документов. То есть, неосознаваемые психические реакции на
содержание документов ( выделение "приятных" и пропуск "неприятных"
аспектов), психологические особенности исследователя (устойчивость
внимания, памяти, утомляемость) могут влиять на результаты анализа...
Как альтернатива традиционному методу анализа документов, возник
формализованный стандартизированный анализ (контент-анализ), который
активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь
незаменимым формализованным методом группировки текстов.
И, наконец, эксперимент – организованное исследователем
взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и
экспериментальной ситуацией. Целью всякого эксперимента является проверка
Страницы: 1, 2
|