. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные
качества, которые важны для данной работы, профессии.
. Навыки, привычки, знания, опыт
Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой
профпригодности до того как он включился в профессиональную подготовку и
соответствующую трудовую деятельность
По мнению того же Е.А.Климова существуют разные степени
профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:
. Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или
практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда
отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. А также
противопоказания могут быть и педагогическими.
. Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень
характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть
реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой
области.
. Соответствие (данного человека данной области деятельности).
Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и
наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии
или группе профессий.
. Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти
степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных
элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека
требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек
выделяется среди равных себе по обучению и развитию.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что абсолютной профпригодности быть
не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества
имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже
множество. То есть в принципе, все в руках человека, так как при желании и
усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя
бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной
профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.
Профконсультирование
Согласно нормативным документам Федеральной службы занятости
профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи
клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его
особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с
выбором профессии, определением профиля профессионального обучения,
трудоустройством, сменой сферы деятельности.
В связи с объективной ситуацией на рынке труда профконсультант может
реально помочь прежде всего в решении проблемы выбора профессии и в
определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов
службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной
адаптации.
Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость
для клиента. Каким будет вмешательство консультанта - развивающим или
разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им следующих этических
принципов профессиональной деятельности:
1. Принцип ответственности. Консультант несет персональную
ответственность за адекватность используемых методов, правильность
проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов,
рекомендаций.
2. Принцип компетентности. Профконсультант должен иметь необходимую
специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и
методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно
повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области
своей профессиональной деятельности. При выборе методов работы следует
исходить из их адекватности задачам конкретной ситуации консультирования, а
средства психологической диагностики применять только в тех случаях, когда
это действительно необходимо для решена профессиональных задач.
Профконсультант использует в своей работе лишь те методы
психодиагностики, которыми хорошо владеет. Применяемые методики должны быть
стандартизированы и адаптированы к конкретной группе населения (например,
молодежи), давать надежные результаты (совпадающие с результатами,
получаемыми любым другим консультантом при проведении повторного
исследования того же клиента по тем же методикам). При использовании
компьютерных методов профдиагностики необходимо убедиться в надежности
программного обеспечения и валидности процедуры обработки и интерпретации
получаемых результатов.
3. Принцип добровольности. Клиент приходит на консультацию, участвует в
обследовании только по собственному желанию. Он имеет право отказаться от
какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и
т.п.) без объяснения причин.
4. Принцип конфиденциальности. Информация, полученная профконсультантом
в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или
случайному). Ее передача другим лицам возможна лишь с согласия
консультируемого и если это соответствует его интересам. Консультант
собирает и использует только ту информацию, которая требуется для решения
проблем конкретного клиента, добровольно сообщается им или официально
получена оп других специалистов. Все сведения о клиенте регистрируются и
хранятся строго конфиденциально. Профконсультант может использовать
полученную в ходе консультирования информацию в научных и методических
целях или передавать ее третьим лицам только в статистической форме.
Присутствие во время консультации третьих лиц возможно лишь с
предварительного согласия клиента.
5. Принцип активности. Консультируемый самостоятельно принимает решение
по проблеме, с которой обратился в службу занятости. Профконсультант
оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос
клиента. Он создает условия и поощряет активность и самостоятельность
консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта
в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в
принятии им решения.
Профконсультант информирует клиента о целях, возможностях и методах
консультирования, с тем чтобы он мог принять решение о своем участии в
консультации. У клиента есть возможность прекратить консультацию или
продолжить консультирование у другого профконсультанта.
6. Принцип позитивного эффекта. Профконсультант интерпретирует
полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических
особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив
ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на
возможностях консультируемого, а не на ограничении их, поддерживает и
стимулирует его поисковую активность.
7. Принцип лояльности. Профконсультант уважает личность клиента и
защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы
консультируемого, даже не соответствующие интересам службы занятости,
являются приоритетными (но только если они не противоречат
законодательству).
В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять
доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и
физического состояния и субъективного отношения к нему.
Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством
консультируемых и целями.
По количественному признаку консультации могут быть индивидуальными и
групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организационных
возможностей, но не должен превышать 30 человек).
Опыт Макаренко
Наследие педагога и писателя А.С.Макаренко (1888 - 1939) обычно
ассоциируется прежде всего с понятием «коллектив». Исследования показывают,
что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.
Исследования показывают также, что используя термин «коллектив»,
А.С.Макаренко и в последующем, в конце 20-х годов и в 30-е годы, - не
отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к
другим терминам: традиционному – «община» и новому – «коммуна».
Обращение сейчас к термину «община» вносит много нового, принципиально
важного не только в макаренковедческие исследования, но и в разработку
проблемы коллектива вообще, а через нее - в разработку фундаментальной
социально-гуманитарной проблемы взаимоотношения личности и общества с
позиций различных социально-этических систем и лежащих в их основе
ценностей.
В работе, относящейся к марту 1923 года, А.С.Макаренко отметил:
очевидные к тому времени воспитательные достижения его колонии
им.М.Горького (1920 - 1928 годы) определяются тем, что с самого начала это
учреждение встало «на правильный путь» -«путь трудовой общины, определенно
прогрессирующей в разных областях ее жизни» (Пед.соч. в 8 томах, М., 1983 -
1986, т.8, с.246). В феврале 1924 года он в своем отчете отразил еще один
аспект: «Общее развитие воспитательной системы колонии совершалось по
прежнему плану: от авторитарно-требовательного тона к рабочему
самоуправлению».
В документе от 1 января 1925 г. говорится: «...Колонийская коммуна
представляет собой крепко спаянную, очень дисциплинированную рабочую
общину, но в то же время с постоянным веселым и оживленным настроением.
Хотя колонийская дисциплина очень требовательна, нам почти не приходится
применять наказаний» (А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования,
опыт. Сост. А.А.Фролов. - Н.Новгород, 1922, с.27).
В авторских материалах А.С.Макаренко 1922 - 1925 годов отмечается:
колония «живет тесной общиной»; на основе коллективной трудовой организации
«удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные
формы внутренней организации»; «Воспитанники и воспитатели к настоящему дню
представляют тесную рабочую семью, проникнутую взаимным уважением и
преданностью друг другу... В области общинного труда воспитанники колонии
являются убежденными хозяевами и прекрасными работниками, сознательно
могущими переживать гордое сознание трудящегося и презирать дармоеда».
Применяется выражение: «рабочее сообщество».
В процессе становления и развития своей «педагогическо-хозяйственной
коммуны» А.С.Макаренко преодолевал многие трудности, особенно в области
«юридических форм и отношений». Коренным недостатком он считал то, что «в
своей экономической жизни детское учреждение не имело никаких прав и
всецело зависело от снабжения». В этих условиях, как он утверждал,
воспитание не может быть социалистическим, «ибо быть социалистическим - это
значит прежде всего быть основанным на активном экономическом коллективном
труде и творчестве». «Ряд детских внутренних организаций, взаимоотношений,
экономических и юридических форм - вообще вся Конституция учреждения должны
создаваться им самим» (т.1, с.35).
Опираясь на педагогический успех трудовой колонии им.М.Горького и
трудовой коммуны им.Ф.Э.Дзержинского (1927 - 1935 годы), А.С.Макаренко
предпринял пять попыток расширения и дальнейшего развития своего социально-
педагогического опыта. В разработанных им проектах (1925, 1927, 1929, 1935
- 1936 годы) четко обозначены идеи, которые лежат в основе его
педагогического творчества и которые ему удалось успешно осуществить далеко
не в полной мере и не так, как он этого хотел.
Он указывал на неэффективность «мелких воспитательных предприятий»,
настаивал на необходимости «мощных очагов воспитания» (на 10 - 12 тыс.
воспитанников). Они должны быть основаны на «экономном и точном
расходовании личных и материальных сил в условиях крупного производства и
сложного коммунального быта» (т.1, с.41). Насколько серьезными и достаточно
обоснованными были эти его масштабные проекты, говорит тот факт, что в
сентябре 1928 г. в Украинском ЦИКе возник план поручить А.С.Макаренко
организацию на границе с Афганистаном сети колоний для беспризорных детей
на 40 тыс. воспитанников, взятых из Украины («Ты научила меня плакать...»
Переписка А.С.Макаренко с женой. Том 1, М., 1994, с.114).
Но «коллективно-хозяйственное воспитание», как говорил А.С.Макаренко,
требует «организации чисто педагогической системы хозяйства». Это такая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|