реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология труда и инженерная психология

реферат

Психология труда и инженерная психология

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Психология труда и инженерная психология»

Авторизованный реферат по курсу

«Психология труда и инженерная психология»

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель)

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА - 2002 год

Содержание

Содержание 2

Психология труда как область научного знания о человеке

и его трудовой деятельности 3

Человек и труд 5

Определения - профессия, рабочее место, специальность

5

Средства труда и предметы труда 6

Методы психологии труда 8

Психологическое изучение профессий 10

Профориентация и профпригодность 10

Профконсультирование 13

Опыт Макаренко 16

Психологические основы профессионального отбора,подбора,

аттестация кадров 22

Этапы отбора персонала 23

Испытание на профпригодность 24

Основные стимулы и мотивирующие критерии в

профессиональной деятельности 25

Социальнопсихологические отношения в трудовом коллективе

27

Межличностные отношения, общение, взаимопонимание

27

Конфликт 30

Литература: 38

Психология труда как область научного знания о человеке и его трудовой

деятельности

Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая

психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека.

Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом

производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и

массовых профессий, усложнением требований к человеку.

Возникновение психологии труда связано с началом научной организации

труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой была проблема

профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у

работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о

существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так

называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы -

тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти

способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла

необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты

различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих

людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные

консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию.

Возникла специальная ветвь психологии труда - профессиональная ориентация и

профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов

развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов

труда. Задача этого раздела психологии труда - разработка рекомендаций по

усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов

упражнения и тренировки.

Важную область психологии труда составило изучение колебаний

работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование

оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы

испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей

недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные

методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения

работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда.

Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности

и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых

операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий

работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в

процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда -

рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически

оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование

их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения

производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в

области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин

возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств

для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью

особых методов упражнения и тренировки.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой

деятельности, составление профессиограмм (содержательного описания

профессий и профессиональной деятельности с точки зрения включения и

использования психических свойств и способностей человека), определение

набора профессионально значимых свойств личности способствовали

формированию специальных направлений психологии профессий (например,

психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного

труда, с.-х. профессий и т.д.).

Наряду с экспериментальным методом большое место в психологии труда

занимают аналитические методы. Применяется метод специальных упражнений,

связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные

особенности профессиональной работы. Важную роль играют методы вариационной

статистики.

В условиях современной научно-технической революции психология труда

призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой

деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду.

Психология труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной

психологией, инженерной психологией, организационной и экономической

психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой,

физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих

дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и

т.д.

Человек и труд

Определения - профессия, рабочее место, специальность

Профессия (лат. professio — официально указанное занятие,

специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой

деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных

теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате

специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно

является основным источником дохода. Наименование профессии определяется

характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми

орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил

общества, применения более совершенных орудий труда и технологии

производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки

углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии,

установленных по производственному признаку, — металлург, горняк, строитель

и т.д. — выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи,

забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс

отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением

землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает

распространение новая — машинист экскаватора; с применением в угольных

шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика,

забойщика, навальщика. Многие профессии подразделяются на специальности;

слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и

т.д. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения

организации производства и организации труда растет научно-технический и

культурный уровень работников материального производства, формируются

рабочие профессии широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-

эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление

технологическими процессами и работой машин. Формирование профессии

широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд

более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию

различий между умственным и физическим трудом.

Рабочее место - часть пространства, приспособленная для выполнения

работником (группой работников) своего производственного задания; первичное

звено предприятия. Оно включает: основное и вспомогательное

производственное оборудование (станки, механизмы, агрегаты, средства,

обеспечивающие безопасность труда, защитные устройства, улучшающие

санитарно-гигиенические условия работы, энергетические установки,

коммуникации); технологическую и организационную оснастку (установочные и

иные приспособления, инструмент, контрольно-измерительные приборы, столы,

верстаки, инструментальные тумбочки, стеллажи, шкафы, стулья, кресла).

Различают рабочие места рабочих (основных, вспомогательных, обслуживающих),

инженерно-технических и административно-управленческого персонала.

Организация рабочего места тесно связана с организацией труда и

производства на предприятии. Совершенствование рабочего места преследует

цель создания такой материальной обстановки труда, которая обеспечивает

повышение его производительности, способствует сохранению здоровья и

развитию личности работника. При организации рабочих мест учитываются

антропометрические данные, выводы научной организации труда, рекомендации

физиологии, психологии и гигиены, требования эргономики, инженерной

психологии и технической эстетики.

Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род,

вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы

знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в

рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-

механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик,

врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация работника —

один из видов профессионального разделения труда. Если функции по

определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности

работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик,

библиотекарь, корректор, юрист и т.д.).

Средства труда и предметы труда

Средства труда или средства производства - это совокупность средств и

предметов труда, используемых человеком в процессе производства

материальных благ. Средства производства составляют вещественный фактор

производительных сил; включая технологию производства, образуют материально-

техническую базу общества. Средства труда, и прежде всего орудия труда,

включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек

воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы,

дороги и т.д. Применение и создание средств труда — характерная черта

трудовой деятельности человека.

Предметы труда — вещество природы, на которое человек воздействует в

процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного

потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого

труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырьём.

Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в

качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой

промышленности, животное масло в кондитерской промышленности). Определяющая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.