реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология преступника

реферат

Психология преступника

Министерство общего и профессионального образования РФ

Южный институт менеджмента

Р Е Ф Е Р А Т

по психологии

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА

Работу выполнил

студент 1 курса группа №100/1

Азлецкий Олег Олегович

Преподаватель

Середа В. Д.

Краснодар, 1999

СОДЕРЖАНИЕ.

| | |

|Введение |3 |

|------------------------------------------------------------------| |

|----------- |5 |

| |8 |

|Биологические и социальные теории о личности преступника |9 |

|---------- | |

|Роль потребностей в формировании личности преступника |10 |

|------------- |12 |

|Роль социальной среды |22 |

|----------------------------------------------------------- |25 |

|Два подхода при изучении личности преступника: | |

|социально-типологический и социально-ролевой |27 |

|-------------------------- | |

|Психология преступника-убийцы | |

|---------------------------------------------- | |

|Психология преступника-террориста | |

|----------------------------------------- | |

|Психологические аспекты неосторожной | |

|преступности------------------ | |

| | |

|Литература | |

|------------------------------------------------------------------| |

|-------- | |

ВВЕДЕНИЕ.

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической

науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности,

использование данных психологии в решении на научной основе вопросов

совершенствования работы правоохранительных органов, глубокое исследование

психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося

на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их

особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент,

установка, социальная направленность и другие характеристики личности).

Необходимость изучения личности преступника диктуется, прежде всего,

потребностями практики борьбы с преступностью.

Психология исследует механизм иммунитета личности в криминогенной

ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в

области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной

психологии исследуются психологические особенности личности не только

насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические

особенности преступных групп.

В особом разделе рассматриваются психологические аспекты неосторожной

преступности.

Различные научные дисциплины по-разному подходят к генезису

правонарушений. Так, В. Н. Кудрявцев пишет следующее: «Структура

конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек

зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из

четырех элементов: объекта, объективной и субъективной сторон и субъекта.

Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный,

генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. С

этой точки зрения конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся

как в пространстве, так и во времени. Более того, поскольку нас интересуют

причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия,

образующие запрещенный законом поступок, но и некоторые предшествующие им

события. Таким образом, раскрывается генезис противоправного поведения, т.

е. его происхождение и развитие» [1].

Далее Кудрявцев отмечает: «Процесс формирования личности хотя и

интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом

их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о

человеке» [2].

После выхода в свет работ Ч. Ломброзо, явившихся по существу началом

изучения личности преступника, в ряде стран стали проводиться исследования

психологических свойств правонарушителя, в которых ученые пытались найти

стержневую причину преступного поведения. Независимо от направлений и школ

они стремились понять, почему человек совершает преступления, несмотря на

тяжесть установленного наказания; почему не останавливается, испытав его;

почему совершает корыстные преступления, не имея порой материальной нужды.

Ответы на эти вопросы требовали диалектического подхода к познанию самого

явления — преступности, что в тех исторических условиях осуществить было

вряд ли возможно, хотя некоторые попытки предпринимались уже тогда.

В нашей работе мы отразили те теории, исследования, примеры

которые дадут возможность охарактеризовать психологию преступника с

точки зрения современных исследователей данного вопроса.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

О ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

Недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне

психофизиологической основы социализации, без анализа его рефлекторно-

эмоциональной стороны. «Причем всякий раз надо иметь в поле зрения обе

смыкающиеся в психологии стороны дела: социальную и физиологическую, ибо,

дойдя до индивида и его эмоций, мы всегда доходим и до их материальной

основы, т. е. физиологии индивидуального организма» [3].

Успешная социализация в процессе развития и становления личности

предопределяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и

внутреннего контроля.

Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают

воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному

правосознанию.

Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет

социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее

потребностей, интересов, мотивов действия. Извращенные потребности и те,

удовлетворения которых субъект не заслуживает или которые общество по

уровню своего развития не в состоянии удовлетворить, субъективные интересы,

противоречащие общественным, способствуют возникновению антиобщественных

свойств личности.

На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы,

темперамент, характер. Но этот вопрос неясен и остается спорным из-за

отсутствия серьезных научных исследований в этой области.

Постулирование факта, что преступность обусловлена, прежде всего,

социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства

личности при изучении преступного поведения. Различные стороны личности, от

природы способностей и до природы отклоняющегося поведения, составляют

предмет весьма острой, многолетней дискуссии ученых, таких как Б. Г.

Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и

др.

Б. Г. Ананьев пишет: «Не отделение человека как субъекта и объекта

истории от природы, не игнорирование человеческой природы как

биологического начала в человеческой организации, а диалектическое единство

истории и природы, преобразование природы историческим путем — такова

традиция марксизма» [4].

Но общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают

прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности,

начиная с какого периода, в каком сочетании с другими условиями

жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать те или иные

отклонения в сознании и поведении ребенка, взрослого. Из-за сложности,

многомерности, взаимообусловленности связей социального и природного в

личности эти вопросы представляют для исследователя весьма сложно

разрешаемую проблему. На это указывает, в частности, Б. Ф. Ломов:

«Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно

пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для

всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. В одних измерениях и

при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению

к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических

процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание

психического отражения (например, ощущения состояний организма), в

четвертых— как фактор, влияющий на психические явления, в пятых — как

причина отдельных актов поведения, в шестых — как условие возникновения

психических явлений и т. д.». [5]

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде

всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального

развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение

биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры

личности в процессе ее онтогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов,

показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных

подструктурах.

Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности

биологической подструктуры не менее очевидно, как и влияние биологического

на подструктуру направленности, хотя пол, тип и структуру нервной системы,

патологии и задатки человек получает при рождении. Известны такие явления,

как «воскресные дети», «дети карнавала», дети, зачатые пьяными родителями и

появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы,

затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф. Г.

Угловым, наблюдения за 1500 роженицами показали, что различные отклонения в

организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и у

74% матерей, злоупотребляющих спиртным. [6]

Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура,

где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не

свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно,

через организм матери.

Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и

социального фактора на высшей подструктуре направленности, проявляющейся,

прежде всего, в личностных качествах и поведении человека, в характере его

социальной активности. Как известно, героями и преступниками не рождаются,

а становятся, и, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место

отводится социальным, прижизненным факторам: воспитанию, обучению, влиянию

среды.

Однако было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических

факторов в формировании социальных качеств личности.

Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев: «Парадокс в том, что

предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность,

как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные

отношения субъекта. Существует, однако,

фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем

личностью. Оно определяется природой самих поражающихся его отношений: это

специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в

своей предметной деятельности». [7]

Таким образом, выявление так называемых психобиологических предпосылок

асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма,

которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.