Психология преступника
Министерство общего и профессионального образования РФ
Южный институт менеджмента
Р Е Ф Е Р А Т
по психологии
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА
Работу выполнил
студент 1 курса группа №100/1
Азлецкий Олег Олегович
Преподаватель
Середа В. Д.
Краснодар, 1999
СОДЕРЖАНИЕ.
| | |
|Введение |3 |
|------------------------------------------------------------------| |
|----------- |5 |
| |8 |
|Биологические и социальные теории о личности преступника |9 |
|---------- | |
|Роль потребностей в формировании личности преступника |10 |
|------------- |12 |
|Роль социальной среды |22 |
|----------------------------------------------------------- |25 |
|Два подхода при изучении личности преступника: | |
|социально-типологический и социально-ролевой |27 |
|-------------------------- | |
|Психология преступника-убийцы | |
|---------------------------------------------- | |
|Психология преступника-террориста | |
|----------------------------------------- | |
|Психологические аспекты неосторожной | |
|преступности------------------ | |
| | |
|Литература | |
|------------------------------------------------------------------| |
|-------- | |
ВВЕДЕНИЕ.
Для нашего времени характерно значительное развитие психологической
науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности,
использование данных психологии в решении на научной основе вопросов
совершенствования работы правоохранительных органов, глубокое исследование
психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося
на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их
особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент,
установка, социальная направленность и другие характеристики личности).
Необходимость изучения личности преступника диктуется, прежде всего,
потребностями практики борьбы с преступностью.
Психология исследует механизм иммунитета личности в криминогенной
ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в
области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной
психологии исследуются психологические особенности личности не только
насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические
особенности преступных групп.
В особом разделе рассматриваются психологические аспекты неосторожной
преступности.
Различные научные дисциплины по-разному подходят к генезису
правонарушений. Так, В. Н. Кудрявцев пишет следующее: «Структура
конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек
зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из
четырех элементов: объекта, объективной и субъективной сторон и субъекта.
Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный,
генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. С
этой точки зрения конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся
как в пространстве, так и во времени. Более того, поскольку нас интересуют
причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия,
образующие запрещенный законом поступок, но и некоторые предшествующие им
события. Таким образом, раскрывается генезис противоправного поведения, т.
е. его происхождение и развитие» [1].
Далее Кудрявцев отмечает: «Процесс формирования личности хотя и
интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом
их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о
человеке» [2].
После выхода в свет работ Ч. Ломброзо, явившихся по существу началом
изучения личности преступника, в ряде стран стали проводиться исследования
психологических свойств правонарушителя, в которых ученые пытались найти
стержневую причину преступного поведения. Независимо от направлений и школ
они стремились понять, почему человек совершает преступления, несмотря на
тяжесть установленного наказания; почему не останавливается, испытав его;
почему совершает корыстные преступления, не имея порой материальной нужды.
Ответы на эти вопросы требовали диалектического подхода к познанию самого
явления — преступности, что в тех исторических условиях осуществить было
вряд ли возможно, хотя некоторые попытки предпринимались уже тогда.
В нашей работе мы отразили те теории, исследования, примеры
которые дадут возможность охарактеризовать психологию преступника с
точки зрения современных исследователей данного вопроса.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
О ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.
Недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне
психофизиологической основы социализации, без анализа его рефлекторно-
эмоциональной стороны. «Причем всякий раз надо иметь в поле зрения обе
смыкающиеся в психологии стороны дела: социальную и физиологическую, ибо,
дойдя до индивида и его эмоций, мы всегда доходим и до их материальной
основы, т. е. физиологии индивидуального организма» [3].
Успешная социализация в процессе развития и становления личности
предопределяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и
внутреннего контроля.
Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают
воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному
правосознанию.
Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет
социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее
потребностей, интересов, мотивов действия. Извращенные потребности и те,
удовлетворения которых субъект не заслуживает или которые общество по
уровню своего развития не в состоянии удовлетворить, субъективные интересы,
противоречащие общественным, способствуют возникновению антиобщественных
свойств личности.
На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы,
темперамент, характер. Но этот вопрос неясен и остается спорным из-за
отсутствия серьезных научных исследований в этой области.
Постулирование факта, что преступность обусловлена, прежде всего,
социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства
личности при изучении преступного поведения. Различные стороны личности, от
природы способностей и до природы отклоняющегося поведения, составляют
предмет весьма острой, многолетней дискуссии ученых, таких как Б. Г.
Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и
др.
Б. Г. Ананьев пишет: «Не отделение человека как субъекта и объекта
истории от природы, не игнорирование человеческой природы как
биологического начала в человеческой организации, а диалектическое единство
истории и природы, преобразование природы историческим путем — такова
традиция марксизма» [4].
Но общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают
прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности,
начиная с какого периода, в каком сочетании с другими условиями
жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать те или иные
отклонения в сознании и поведении ребенка, взрослого. Из-за сложности,
многомерности, взаимообусловленности связей социального и природного в
личности эти вопросы представляют для исследователя весьма сложно
разрешаемую проблему. На это указывает, в частности, Б. Ф. Ломов:
«Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно
пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для
всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. В одних измерениях и
при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению
к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических
процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание
психического отражения (например, ощущения состояний организма), в
четвертых— как фактор, влияющий на психические явления, в пятых — как
причина отдельных актов поведения, в шестых — как условие возникновения
психических явлений и т. д.». [5]
Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде
всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального
развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение
биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры
личности в процессе ее онтогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов,
показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных
подструктурах.
Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности
биологической подструктуры не менее очевидно, как и влияние биологического
на подструктуру направленности, хотя пол, тип и структуру нервной системы,
патологии и задатки человек получает при рождении. Известны такие явления,
как «воскресные дети», «дети карнавала», дети, зачатые пьяными родителями и
появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы,
затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф. Г.
Угловым, наблюдения за 1500 роженицами показали, что различные отклонения в
организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и у
74% матерей, злоупотребляющих спиртным. [6]
Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура,
где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не
свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно,
через организм матери.
Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и
социального фактора на высшей подструктуре направленности, проявляющейся,
прежде всего, в личностных качествах и поведении человека, в характере его
социальной активности. Как известно, героями и преступниками не рождаются,
а становятся, и, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место
отводится социальным, прижизненным факторам: воспитанию, обучению, влиянию
среды.
Однако было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических
факторов в формировании социальных качеств личности.
Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев: «Парадокс в том, что
предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность,
как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные
отношения субъекта. Существует, однако,
фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем
личностью. Оно определяется природой самих поражающихся его отношений: это
специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в
своей предметной деятельности». [7]
Таким образом, выявление так называемых психобиологических предпосылок
асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма,
которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|