потребителю даже самый тонкий деликатес скажется неаппетитным и
безвкусным.
Быстрота обслуживания представляется потребителю естественным фактором
в профессиональной деятельности работников общественного питания. Настолько
естественным, что не вызывает у него какой-то особо восторженной реакции, а
всего лишь нейтрально-положительную оценку.
Другое дело, если потребитель заранее настроил себя на отрицательные
эмоции, связанные с длительным ожиданием, а реальные события не подтвердили
того ожидания. Несовпадение отрицательной модели обслуживания с реальностью
поднимает у потребителя настроение и даже формирует у него некий "комплекс
виновности" перед работниками предприятия, котором он был не очень
высокого мнения. Приведем пример из письма в газету:
"Как-то в часы "пик" зашла я в кафе. У входа образовалась довольно
большая очередь. Приготовившись потерять не менее полутора часов на
ожидание - пока впустят в кафе, пока примут заказ и принесут его, - стала
рассматривать зал.
Одну из его стен украшала репродукция с картины известного швейцарского
художника Лотара "Шоколадница", в углу стояла оригинальная деревянная
скульптура, представляющая собой обыкновенный березовый стул, которому рука
человека придала причудливую и забавную форму.
На дальнейшее обследование интерьера у меня уже не было времени, так
как освободились места в зале и швейцар, исполнявший, здесь, по-видимому, и
обязанности метрдотеля, провел меня к столику. А затем все произошло вовсе
не так, как я ожидала. Довольно быстро подошла официантка, записала заказ у
меня и у соседей по столу, обошла еще четыре столика и... Короче говоря,
через полчаса я вышла из-за стола, выпив чашку бульона и съев отличные
блинчики со сметаной.
Пообедав, я поинтересовалась фамилией официантки. Глядя на ее работу и
стремительные движения членов ее бригады, понимаешь, что эти люди ясно
представляют себе свои задачи. Когда мы говорим о быстроте обслуживания,
имеем в виду вежливость и внимание к потребителю..." (Из письма в редакцию
газеты).
В этом примере показаны все психологические стадии процесса
обслуживания:
прогноз обслуживания (его вероятностный характер потребитель формирует
в виде отрицательной модели) ;
ожидание потребителем малоприятных событий (очередь, затягивание
времени при подаче блюд, долгое ожидание расчета с официантом и т. п.);
формирование неадекватного (вопреки ожиданиям положительного)
представления о профессиональных качествах официантов и другого
обслуживающего персонала.
Негативные представления о качестве обслуживания могут формироваться у
потребителей и в связи с отсутствием в меню ресторанов, имеющих
национальную кухню, характерных блюд. Так, для меню ресторана "Таджикские
блюда" в качестве обязательных должны подаваться плов, лагман, шурпо,
самбуса, шницель "Ляхш", кабоб "Лаззат", мастава, угро, лубиё, манты.
Открыв меню, потребитель обнаруживает, что в нем бифштексы,
бефстроганов и цыплята табака - блюд таджикской национальной кухни нет. В
оправдание официант жалуется на отсутствие необходимой для приготовления
этих блюд зелени, специй, бобовых продуктов,
Данную ситуацию можно определить как одну из форм возникновения
отрицательной модели обслуживания. Сформировавшийся у потребителей
прогноз ^казался, как видим, неадекватным по отношению реальному
положению вещей. Несовпадение впечатления от действительности с
положительной моделью, формировавшейся заранее в сознании потребителя,
приводит к возникновению отрицательных эмоций.
Формирование положительной или отрицательной модели обслуживания
зависит от соблюдения требо-8аний, входящих в понятие "качество услуг".
Качество услуг в общественном питании - это условия обслуживания
потребителей, квалификация товаров, официантов, барменов, буфетчиков и
другого обслуживающего персонала, уровень выполняемых ими функций по
реализации кулинарной продукции и организации ее. потребления. На различных
предприятиях это понятие имеет свою специфику. Гак, в столовых потребитель
воспринимает качество обслуживания с точки зрения быстроты получения
рациона питания, который по калорийности и содержанию пищевых веществ
должен соответствовать характеру деятельности и энергозатратам
потребителей.
Несколько иначе воспринимается потребителем качество
обслуживания в ресторанах, кафе и барах. Здесь должны быть созданы
определенные условия для отдыха, развлечений, культурного
времяпрепровождения. Потребители, не испытывая дефицита времени, как в
столовых, обращают внимание на такие Детали, как форма одежды официантов и
барменов, содержание музыкальной программы, эстетические характеристики
оформления блюд, посуды, столовых приборов. Особую статью в понятии
"качество обслуживания" составляет культура поведения обслуживающего
персонала, комфорт в зале.
Понятие "качество услуг" включает в себя также такие характеристики
блюд, как вкусовые качества, т.е. вкусовые ощущения, запах и т. д., а также
калорийность, консистенция, приготовление с учетом всех требований
технологии. Известно, что люди приходят в столовые, кафе, буфеты не для
того, чтобы принять определенное количество белков, жиров и углеводов, что
внешний вид блюд влияет на аппетит, а следовательно, и на их усвояемость.
Нередко та или иная столовая, оснащенная новым оборудованием и
укомплектованная штатом поваров соответствующей квалификации, не
оправдывает надежд потребителей. Казалось бы, в залах имеются современные,
со вкусом оформленные интерьеры, на кухне - новейшее оборудование, а
потребители тем не менее уходят отсюда разочарованными. Более того, многие
недовольны из-за того, что меню однообразное. Одним словом, ожидания
потребителей не подтверждаются реальностью. Поэтому в понятие "качество
услуг" вводится еще одна характеристика - разнообразие питания в столовых и
кафе по ассортименту блюд в течение дня или недели, поскольку однообразие
блюд быстро надоедает потребителям (блюда теряют для них свои достоинства,
хотя и имеют высокие кулинарные качества).
Настоящий повар по праву гордится своим мастерством, высокой
квалификацией. Поварская гордость не позволяет ему приготовить блюдо
наспех. Для него нет высшего укора, чем мнение потребителей о невысоком
качестве блюд, упрек в безразличии к их качеству. Потому что повар - это
творец не только блюд, но и хорошего настроения. Ведь хорошо приготовленное
блюдо - настоящее произведение искусства. Повару приятно видеть красиво
украшенный стол, где красуются творения его рук, творческой фантазии,
несущие людям красоту и праздничное настроение.
3. Формирование реакции на поведение потребителя.
В процессе обслуживания потребителей вступают в действие самые
разнообразные правила человеческого общения. Уверенность и спокойствие
официанта передаются потребителю, вызывают у него доверие к качеству блюд и
уровню обслуживания. Напротив, нервозность обслуживающего персонала сразу
же отрицательно сказывается на настроении потребителя. Причем отрицательная
модель обслуживания может обернуться для официанта множеством отрицательных
эмоций со стороны потребителей: недоверием, неуважением к официанту,
ущемлением его достоинства, поскольку, как уже упоминалось ранее, работа
официанта нередко олицетворяет собой качество обслуживания всего коллектива
работников ресторана. Если в этих условиях официант проявит по отношению к
потребителям еще и невнимание, высокомерие, то их поведение будет еще более
неприятным для официанта. Избежать конфликта может гот официант, который
умеет владеть своим поведением, контролировать свои реакции.
Самоконтроль - это отбор допустимых или необходимых поступков еще до
того, как человек начал действовать, т.е. регулирование поведения в целом.
Самоконтроль состоит из двух фаз: первая - приведение поступка в
соответствие с собственными представлениями человека о должном и
дозволенном (в соответствии с нормами поведения), вторая -
соотнесение предполагаемого поступка с реальными условиями, оценка его
последствий в конкретной обстановке.
Официант (бармен, буфетчик) должен учитывать, (какое впечатление
производит на окружающих его [поведение, взвешивать свои действия и слова.
При этом он руководствуется нормами поведения, принятыми в нашем обществе,
а также профессиональными требованиями.
1. Профессиональные качества
обслуживающего персонала.
При обслуживании невозможно обойтись без вполне определенных принципов
и профессиональных качеств, которые определяют этику поведения официанта,
повара, бармена, буфетчика, таких, как:
постоянная приветливость, вежливость, тактичность, радушие ко всем
потребителям;
предупредительность, готовность к оказанию услуг, выполнению просьб
потребителей;
доброжелательное и внимательное отношение к претензиям потребителей;
принятие потребителя таким, каков он есть, отказ от попыток поучать
его, перевоспитывать.
Рассмотрим основные профессиональные качества, которыми должен обладать
работник, непосредственно связанный с обслуживанием посетителей ресторанов,
кафе и других предприятий общественного питания.
2. Доброжелательность, радушие, вежливость.
Благожелательное отношение к себе потребитель должен встречать с того
момента, как он войдет в ресторан, кафе или столовую. Внимательное
отношение швейцара к гостям будет содействовать повышению их
психологического тонуса. Напротив, грубость, с которой посетитель
столкнется у порога предприятия, не только унизит его достоинство, но и
надолго испортит настроение.
В ответ на радушие обслуживающего персонала потребители стремятся быть
умеренными в своих требованиях. Разумеется, забота о потребителе должна
быть искренней, ведь доброта подкупает, располагает людей друг к другу.
Лучшая форма проявления радушия - непринужденная, естественная улыбка.
Вежливость. В общении с потребителями вежливость является нормой
поведения официанта, бармена, буфетчика или повара. Старая истина "Ничто не
обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость" актуальна
и по сей день, поскольку вежливость служит своеобразным амортизатором между
несхожими характерами, привычками, взглядами.
Вежливость - едва ли не основное профессиональное качество официанта. В
процессе общения с людьми она проявляется в самых разнообразных формах: в
готовности выполнить мелкую просьбу потребителя, в ненавязчивой манере
оказания услуг пожилым людям, в индивидуальном подходе к каждому гостю.
Официанту следует всегда помнить: чем меньше вежливости проявляет
потребитель, тем вежливее должен быть он сам. Ни в коем случае нельзя на
недостаточно вежливое поведение потребителя отвечать ему тем же. Следует
учитывать, что вежливость, как и любое другое проявление хорошего тона,
вызывает положительную реакцию собеседника. Психологически вежливость со
стороны официанта создает у потребителя такое ощущение, словно он получил в
результате общения дополнительную услугу. Для того чтобы возникло такое
ощущение, официант должен быть вежливым во всем: что и как он делает, что и
как говорит. Эту вежливость должен чувство-рать не только тот потребитель,
который сделал заказ на крупную сумму, но и тот, который заказал столько
чашечку кофе.
Вежливость - ничто без тактичности, т. е. умения .понять и разделить
душевное состояние собеседника,[гостя, проявить определенную готовность к
тому, чтобы что-то сделать (или, наоборот, чего-то не делать).
Предположим, потребитель в чем-то ошибся. Официанту не следует фиксировать
внимание на его промахе или напоминать о нем. Потребитель в душе будет
благодарен официанту за его тактичное молчание. Вообще официанту не
рекомендуется показывать потребителю свое превосходство в чем-то, например,
в знании названных блюд и напитков, - лучше в тактичной форме помочь в их
выборе.
Такое поведение официанта всегда действует успокаивающе на посетителя,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|