организацию по некоторым важным рабочим показателям.
Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев
должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты,
полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.
Необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать
процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов,
беря за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными
для успешной работы в должности.
Глава 3.
МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА.
Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу
кандидат должен пройти несколько ступеней отбора. Комплекс используемых
методов отбора может включать в себя:
1. предварительный отбор (анализ информации о кандидате, содержащейся
в предоставленной документации: резюме стандартной формы, диплом,
рекомендации и др.);
2. сбор информации о кандидате (от других людей);
6. заполнение бланка заявления и анкеты;
7. предварительную отборочную беседу (с прошедшими отбор по
документам);
8. групповые методы отбора;
9. личностные вопросники и тесты (в том числе психологические тесты и
тесты профессиональных способностей);
10. собеседование/интервью;
11. медицинский осмотр;
12. принятие решения.
Необходимость использования комплекса различных методов при отборе
связана с тем, что ни один из предлагаемых методов по отдельности не дает
исчерпывающей информации, на основании которой можно было бы принять верное
решение о приеме на работу. Только дополняя результаты, полученные с
помощью одного метода, данными, собранными с помощью других методов, можно
рассчитывать на то, что отобранные работники будут максимально
соответствовать установленным критериям отбора и полностью устроят
организацию.
Чтобы иметь возможность сравнивать результаты, полученные от разных
кандидатов, важно, чтобы используемые при отборе методы предполагали
единообразие фиксации полученных результатов и всестороннее исследование
кандидата, в том числе и с психологической точки зрения.
Каждая из ступеней отбора позволяет выявить и отсеять уже на начальных
стадиях изначально не подходящего кандидата.
Ступень 1. Предварительный отбор.
В соответствии с выбранной технологией отбора, предприятие чаще всего
начинает знакомство с кандидатами заочно — через изучение присланных ими
заявительных документов. Обстоятельный анализ каждой из поданных «бумаг»
позволяет составить первичную картину о претенденте и определить
необходимость «контактного» общения, а также сэкономить время работникам
службы управления персоналом, особенно при большом количестве вакансий и
желающих получить рабочее место.
Ступень 2. Сбор информации о кандидате.
Не всегда применяемый метод. Используется при необходимости уже на
предварительном этапе иметь полный портрет кандидата. В основном не
предусматривает оценку чисто профессиональных качеств. В большей степени
призван составить психологический и моральный портрет кандидата.
Ступень 3. Заполнение бланка заявления и анкеты.
Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны
запрашивать информацию, более всего выясняющую производительность будущей
работы претендента. Информация может касаться прошлой работы, склада ума,
ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе
можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы
анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы,
включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из
другого.
Ступень 4. Предварительная беседа.
Основная цель беседы - оценка уровня образования претендента, его
внешнего вида и определяющих личностных качеств. Для эффективной работы
менеджерам и специалистам целесообразно использовать общую систему правил
оценки кандидата на этом этапе. Исследования показали, что более 90%
решений по отбору претендентов фирмами США принимаются на основе итогов
беседы.
Существует несколько основных типов беседы по найму:
«По схеме» - беседы носят несколько ограниченный характер, получаемая
информация не дает широкого представления о заявителе, ход беседы не может
быть приспособлен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает
возможности получения информации;
«Слабоформализованные» - заранее готовятся только основные вопросы,
проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы,
гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы
иметь возможность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из
спектра возможных именно те вопросы, которые в данный момент заслуживают
большего внимания;
«Не по схеме» - заранее готовится лишь список тем, которые должны
быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа - огромный источник
информации.
Ступень 5. Групповые методы.
Это может быть и групповая беседа и ситуационное исследование. Выборка
производится на основе непосредственного сравнения кандидатов и анализа их
поведения в группе.
Ступень 6. Тестирование, профессиональное испытание.
Более точно определить сегодняшнее состояние кандидата с точки зрения
его соответствия требованиям, предъявляемым к вакантной должности, а также
потенциала развития можно с помощью специальных тестов, в том числе и на
профессиональную пригодность и психологическое состояние. Сегодня
существует достаточное число компаний, специализирующихся в области
тестирования для диагностики различных качеств и характеристик личности -
темперамента, аналитических способностей, коммуникабельности, быстроты
реакции, памяти, лидерских данных и т.д.
Тестирование завоевывает в последнее время все большую популярность
среди ведущих организаций развитых стран, его используют не только
корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные
организации. Преимущества тестирования состоят в возможности оценки
сегодняшнего состояния кандидата с учетом особенностей организации и
будущей должности. Недостатки этого метода первичного отбора - высокие
издержки, часто необходимость сторонней помощи, условность и ограниченность
тестов, не дающих полного представления о кандидате.
Каждая организация должна принимать решение об использовании тестов с
учетом собственных финансовых возможностей, культурных особенностей,
приоритетов развития.
Тестирование персонала относят к психологическим и «полуконтактным»
методам отбора. Последнее исходит, очевидно, из того, что встреча кадровика
и претендента, хотя и имеет место во время испытания, тем не менее носит
формальный характер, и результат отбора определяют не факты и впечатления,
полученные в живом общении, а состояние заполненных бланков.
Важным моментом организации и проведения тестирования является
создание тестовой ситуации, в комплексное понятие которой включаются такие
элементы тестовой процедуры, как внешние условия; взаимодействие между
руководителем теста и испытуемым; установки и ожидания испытуемого; страх
перед тестом.
Объективность тестовой ситуации прежде всего означает, что условия
проведения для кандидатов одинаковы, стандартизованы; если, например, для
тестирования на интеллект приглашены 10 000 чел., то результаты
тестирования сравнимы только в том случае, если условия проведения
процедуры равны и могут быть сравнимы между собой и условиями тех групп, на
которых был создан и нормирован тест.
Наиболее основательно изученной помехой является страх перед
тестированием. Опыт психодиагностов показал, что испытуемые, ощущающие
страх перед этой процедурой, могут иметь худшие результаты, чем остальные.
Однако зависимость между результативностью и страхом исследователи находят
более сложной. В целом, согласно их рекомендациям, следует различать
степень страха, которую уже сама личность привносит в тестовую ситуацию и
которая характерна для нее, и страх, индуцированный тестом. Чувство страха,
индуцированное условиями теста, «при принципиально низком уровне ведет к
повышению, а при принципиально высоком уровне страха — к снижению
показателей испытуемых». Исследователи считают, что:
1) страх очень влияет на результаты теста не в пользу пугливых;
2) каждая тестовая ситуация, не носящая характера игры или
исследования, вызывает страх, с которым одни справляются лучше, чем другие,
и который на одних действует иначе, чем на других;
3) нормальная тестовая ситуация при угрозе нехватки времени усиливает
чувство страха;
4) постоянный страх и страх перед тестированием являются помехами еще
большими, чем остальные, так как показывают, в какой степени индивидуум
привносит в тестовую ситуацию свою собственную историю и какие-либо
особенности, которые неотделимы от измеряемых качеств или способностей.[10]
Большинство тестов оцениваются по шаблону, поэтому с этой задачей
могут справиться вспомогательные работники. Часто в указаниях сообщается
также о доверительных интервалах, которые при оценивании необходимо
принимать во внимание. Оценка может быть вынесена в течение нескольких
минут. Интерпретация результатов является уже задачей специалиста.
Для получения объективной информации о возможностях и способностях
работника используются методы психологического тестирования, в процессе
которого изучается личностно-деловая характеристика работника. Но
применение таких методов требует особой предварительной подготовки
работников, осуществляющих тестирование. Эта работа проводится
специалистами-психологами или социологами[11]. При этом используются
психодиагностические тесты, направленные на оценку уровня развития
отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному
типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу
поведения и потенциальные возможности.
Ступень 7..Собеседование / интервью.
Собеседование по отбору персонала представляет собой обмен информацией
между представителем организации и кандидатом на занятие вакантной
должности, в ходе которого, представитель организации пытается составить
собственное мнение по двум основным вопросам:
• может ли данный кандидат успешно работать в должности и в
организации (способность кандидата);
• будет ли данный кандидат успешно работать в должности и в
организации (мотивация кандидата).
Виды собеседований. Наиболее распространенным видом собеседования
является собеседование "один на один", во время которого один
представитель организации встречается с одним кандидатом. Однако сегодня
используются и другие виды собеседований, во время которых один
представитель организации встречается с несколькими кандидатами, несколько
представителей организации беседуют с одним кандидатом, несколько
представителей организации интервьюируют нескольких кандидатов. В первом
случае интервьюеру предоставляется возможность одновременно (а не заочно)
оценить нескольких кандидатов и понаблюдать за ними в условиях стрессовой
ситуации (присутствие нескольких претендентов на одну и ту же должность),
хотя беседовать одновременно с несколькими кандидатами значительно сложнее.
Участие нескольких представителей организации повышает объективность оценки
и качество самого собеседования, однако может создать дополнительный стресс
для кандидата и увеличивает издержки организации. Присутствие нескольких
человек с обеих сторон значительно увеличивает сложность процесса
собеседования и требует тщательной подготовки.
Типы собеседований. Существует несколько классификаций собеседований
по отбору персонала, одним из наиболее распространенных является следующее
разделение[12]:
V биографические собеседования,
V ситуационные собеседования,
V критериальные собеседования.
Биографические собеседования строятся вокруг фактов из жизни
кандидата, его прошлого опыта. В ходе такого интервью задаются вопросы типа
"Расскажите о своей прежней работе? Какой предмет Вам нравился больше всего
в школе? Почему Вы выбрали тот институт, в который поступили? Если бы Вы
могли вернуться на 10 лет назад, что бы Вы сделали по-другому?"
Биографическое собеседование дает возможность оценить то, что кандидат
уже сделал в своей жизни и на основании этого предположить, насколько
Страницы: 1, 2, 3, 4
|