реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологическая символика фасада, интерьера, костюма - (курсовая)

реферат
p>Орнамент не ограничивается тем, что он придает вещам более приятный вид. Это только одна из его функций, хотя в современной цивилизации многие начинают рассматривать ее как единственную. Когда орнамент применяется в жилой ком-нате, то его тематика и модель выбираются так, чтобы изобра-зить чувство гармонии, спокойствие, избыток здоровья, физи-ческое совершенство. В зале для танцев строгие цвета и агрессив-ные формы, создающие иллюзию активного движения, могут выбираться в соответствии со стимулирующим воздействием джазовой музыки, алкоголя и танцевальных ритмов. Удоволь-ствие достигается в результате того, что характер орнамента соответствует потребностям людей в данной обстановке. Но на долю орнамента выпадает задача объяснить нашим глазам характер церковного здания, дворца, зала заседаний в суде. Орнамент помогает отличить юность от старости, футболиста от учителя. веселую дружескую вечеринку от торжественного соб-рания. Будучи частью чего-то еще, орнамент специфичен по своей природе, то есть его содержание ограничено конкретными особенностями и характером его носителя.

Подобное ограничение недопустимо в настоящем произ-ведении искусства. Если орнамент является частью предметного мира, в котором мы живем, то произведение искусства - это образ этого мира. По данной причине произведение искусства должно соответствовать двум условиям. Оно должно быть четко отделено от этого мира и должно правильно отображать его всеобщий характер. Произведение искусства либо совсем не зависит от окружающей его среды (если, например, оно выставлено в музее, где при его созерцании мы забываем о том, что находится вокруг него), либо оно является (если взять сце-ническое искусство) центром и кульминационной точкой того места, которое дает нам взгляд на мир, запечатленный в произ-ведении искусства. Как изображение и интерпретация реаль-ной действительности произведение искусства не может быть односторонним и в то же время достоверным. Существует мне-ние некоторых эстетиков, что художественный стиль обогащает наше мировосприятие, обновляет и углубляет наше понятие о целом, а не ограничивает его. Из данного функционального различия следует также, что организация и структура произ-ведение искусства внутренне обусловлены тем, что оно в себе содержит, тогда как организация и структура орнамента детер-минированы извне - тем объектом, для которого он предназ-начен. Следовательно, повторение есть неотъемлемое свойство орнамента, в произведении искусства даже копирование детали сопровождается изменением его функции. В произведении искусства нельзя гово-рить о чём-нибудь дважды, в орнамен-те можно использовать однообразный характер изображения независимо от размеров его поверхности.

Если рассматривать орнамент как произведение искусства, то односторонность содержания и формы заставляет его выгля-деть пустым и глупым. Когда произведение искусства используется в качестве орнамента, оно выходит за пределы орнаментальной функции и тем самым нарушает единство целого, которому оно призвано служить. Существуют ода-ренные богатым воображением ремесленники, в изделиях кото-рых ничего плохого нет, за исключением одного момента - они претендуют на то, чтобы созданные ими гипсовые фигуры вокруг фонтана или рисунки на обоях считались произведением искусства - живописными картинами и скульптурами. С другой стороны, хорошее скульптурное произведение, расположенное в углу жилой комнаты в целях декорации, может исказить общее впечатление от комнаты в силу того, что оно становится мощным центром, которому всё остальное должно подчиняться.

Однако необходимо внести поправку. До сих пор, излагая свою точку зрения, я разграничивал понятия "произведение искусства" и "орнамент" по дихотомическому признаку. Прежде всего, понятие "произведение искусства" употреблялось здесь вынуждено, за неимением более подходящего. Оно включает в себя вводящий в заблуждение оттенок, что орнамент обладает меньшей художественной ценностью или вовсе ее не имеет. Фактически же разница между ними касается только того, в какой степени выражают философию 18-го столетия серебряная ложка, фасад в стиле барокко или живописное полотно Ватто. Эта степень непрерывно изменяется от наипростейшего орна-мента на орудиях труда до вполне законченного произведения искусства, и на протяжении этого изменения происходит посте-пенная смена трех характеристик :

    1. Часть целого становится самостоятельным целым;

2. Одностороннее изображение становится всё более и более совершенным; 3. Простая и правильная форма становится всё более и более сложной. Значимость и разновидность изображения, который имеет данный орнамент, зависит от функции предмета, для которого он предназначен. Простая форма холодильника, который является лишь приспособлением для хранения продук-тов при низкой температуре, будет олицетворять собой чистоту и функцию сохранения вещей. Столовая ложка или чашка для кофе играют определенную роль в процедуре принятия пищи, име-ющей порой социальный, философский и религиозный смысл, а также оказывают влияние на хорошее настроение гостей. Следовательно, они ясно и в надлежащей форме должны спо-собствовать созданию этого настроения своим внешним видом. Здание банка или церкви должно иметь облик, соответствующий их назначению. Правильность формы отражает особую роль здания как надежного, прочного средства защиты людей и под-черкивает его не природный, а искусственный характер, разгра-ничивая тем самым природу и человека. В нашей культуре орнамент испытывает упадок и происходит переоценка его ценностей. Некоторым вещам приписывают те ценности, кото-рых на самом деле они не имеют. Внутренняя ценность других вещей не понимается, поэтому умаляется их действительная ценность. Место для страховой компании отводят в каком-нибудь замке или старинном дворце; в ванной комнате изобра-жают льва, сидящего на троне.

    КОСТЮМ

Едва человечество научилось выделывать простейшие ткани и шить самые незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на нацио-нальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и укра-шений, увеличивалось в геометрической прогрессии. Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем и есть ли у нее дети. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал тому же сообществу лю-дей, ибо усваивались они в процессе каждодневного общения. Каждый народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему символов, которые с течением веков эволюциониро-вали под влиянием культурных контактов, совершенствования технологии, расширения торговых связей. По сравнению с другими видами искусства костюм обладает еще одним уни-кальным качеством - возможностью широко и почти мгно-венно реагировать на события в жизни народа, на смену эсте-тических и идеологических течений в духовной сфере.

    Психологическая характеристика костюма.

Характеристика психологическая - это передача свойств характера персонажа: доброты скупости, чванства, скром-ности, удальства, щегольства, кокетства и т. д. ; или передача душевного состояния или настроения. Не может быть, чтобы характер человека не отразился на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях он составлен - все это черточки, выявляющие характер владельца. "Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в колошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате, - рассказы-вает Чехов о Беликове ("Человек в футляре"), - И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в че-хольчике; и лицо, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.... "

Внимательно вглядитесь в одежду, и сможете составить беглый набросок характера владельца. Рассеянность и акку-ратность, педантизм и добродушие, широта натуры и мещанство - все сказывается на внешности человека. Остро подмеченная деталь одежды иной раз расскажет больше самой подробной биографии. Предметы, окружающие человека, всегда несут в себе отпечаток его личности, проявления его вкуса и склонностей.

Нет более выразительного по силе человеческих переживаний изображения "мертвой натуры", чем этюд Ван-Гога "Башмаки".

На полотне два потрепанных, только что снятых ботинка. Уже давно приняв форму старых и больших ног, они сжались на полу, как бы боясь нарушить покой минутной передышки. Грязь, солнце и дождь оставили в старой коже глубокие морщины. Вольно или невольно зритель, одушевляя их, примет ботинки как живую часть того, кто только что ушел, начнет питать ним жалость и сочувствие. "Измученные" ботинки вызывают цепь глубоких ассоциаций и чувств, сострадания к обездоленым и немощным, мысли о трагической, одинокой старости.

Нет человека на земном шаре, перед которым не возникла бы при упоминании Чарли Чаплина маленькая щупленькая фигурка, утонувшая в огромных штанах и растоптанных, не по росту, больших штиблетах. Котелок, усики и тросточка говорят о преуспевании, но какое мы испытываем грустное разоча-рование, когда наш взгляд скользит по мешковатому сюртуку и спадающим на ботинки "чужим" штанам! Нет, не удалась жизнь! Так талантливо обыгран-ные , построенные по контрасту части одежды создавали незабываемый по убедительности и силе воз-действия образ, ставший уже символом не только "маленького человека", но и его исполнителя - Чарльза Спенсера Чаплина.

    Костюм как характеристика времени

Костюм - самый тонкий, верный и безошибочный пока-затель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, про-фессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах разви-тие общества имело свои специфические особенности, и все они климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов.

Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком при-вилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния.

Наконец, каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получающим своё образное выражение в искусстве костюма.

    Социальная характеристика костюма

Только в допетровской Руси могли быть созданы неповто-римые и своеобразные одежды боярства. Богатство и спесь, чван-ливость и презрение к "работным" людям, размеренный и незыб-лемый уклад жизни создали своё понятие "красоты" костюма и облекли его в своеобразную форму. Так родились длинные шубы, подбитые мехом и крытые тяжелыми и негнущимися тка-нями, длинные, опускающиеся до пола рукава, высокие горлат-ные шапки. Стремление Петра приблизить Россию к евро-пейскому уровню развития промышленности проявилось и в кос-тюмных реформах. На смену неподвижной и неповоротливой одежде, символизирующей отсталую Россию, пришел удобный и сравнительно простой европейский костюм. Костюм русского купечества хранил до последнего дня сво-его существования традиции допетровской старины: длинно-полую суконную одежду, подстриженные в скобку волосы.

Одно сословие от другого отделялось ощутимой стеной законодательства о ношении тех или иных тканей, о размерах и форме одежды.

История костюма , начиная с европейского средневековья по 19-ый век включительно, полна указов и постановлений, ограничивающих не только количество одежды для того или иного сословия, но длину подола, длину и форму рукавов, глубину выреза платья (декольте). Стоимость тканей опреде-ляла своих потребителей. Платье из дорогой венецианской пар-чи (15-16в. в. ) в Италии разрешалось иметь дожам и их дочерям, тогда как знатным горожанкам полагались только парчовые рукава.

Не только характер ткани, но и рисунки имели своё соци-альное лицо. Шали были специальных рисунков: купеческие, дворянские, деревенские. Даже носовые платки разделялись по чинам и званиям: кружевной или тонкого батиста - дворян-ский, фуляровый или клетчатый - для чиновников, бумажный цветной - для мещан.... Большие и малые события в мире , стране, направления в искусстве, литературные течения. отдельные произведения поэзии и прозы, научные открытия и технические совершенство-вания, прогресс транспорта - всё это отражается на формах костюма, творит то, что мы называем модой.

Борьба женщин за равноправие и возможность образо-вания прежде всего отразилась в костюме. При слове "курсистка" сразу возникает образ женщины в мужской прямой блузе, простой юбке и шляпе-канотье (тоже мужской).

    Костюм и технический прогресс

В конце 18-ого века технический прогресс в текстильной промышленности привел к выпуску на рынок большого коли-чества тончайших хлопчатобумажных тканей : кисеи, муслина, тарлатана и др. Светлая кисея становится модной тканью, без неё не обходится ни один гардероб молоденькой барышни , её распространение настолько обширно, что уже сами девицы по названию ткани получают прозвище "кисейных".

60-е и 70-е годы ХХ века , отмеченные печатью косми-ческой эры, вдохновили моду на целую систему "простейших одежд". А новые ткани и материалы подтолкнули модель-еров на создание курток, которые потомство расценит как дань ракетному веку: простеганные, как аналоги скафандров, из блес-тящей ткани, тугие, на поролоне, они изобилуют застежками "молний" (даже на локтях) и сверкают металлом "фурнитурных конструкций".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.