реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психокоррекция

реферат

лечение надо относиться с недоверием, даже когда мотивировка отсрочки

кажется безупречной, ибо обычно истинная причина отсрочки - это страх, а

приводимые резоны -рационализация.

Рационализация преобразует знание о некоторой части реальности, которое,

будь оно осознано, сделало бы жизнь слишком трудной и травмирующей. Этот

вид защиты использует убедительные доводы для оправдания своих личностно

или социально неприемлемых качеств, желаний и действий.

Главная особенность рационализации состоит в попытке создать гармонию

между желаемым и реальным положением "постфактум" и тем самым предотвратить

потерю самоуважения. Решение, как поступить , принимается подсознательно, и

человек не осознает стоящих за ним подлинных сил, но когда поступок уже

совершен, человек закрывает глаза на расхождение между причиной и

следствием и берет на себя задачу найти для него оправдание, убедив себя и

других, что он действовал в соответствии с реальной ситуацией.

Рационализация может противоречить фактам и законам логики, но может

быть вполне разумной и логичной. В этом случае ее рациональность

заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является

подлинным, а лишь подкрепляет эмоциональные предубеждения, существующие у

человека. Например: "Я управляю вами потому, что точно знаю, что для вас

лучше" (а не потому, что мне это приятно и выгодно), или :"Я сделал для вас

так много, что теперь вправе требовать от вас то, чего хочу". Иногда

человек утверждает, что его профессиональная некомпетентность проистекает

из физического недомогания: "Избавиться бы от головных болей - я бы тогда

сосредоточился на работе". Очевидно, что советы подлечиться, не

перегружаться, расслабиться здесь не помогут. Этот человек потому и болен,

что в работе от него нет никакого толку.

Продукт рационализации - осознаваемые мотивы поведения -представляют

собой смесь ложной информации (трансформированных мотивов) и включенных в

нее островков истины (констатации реальных событий). То приемлемое

("благопристойное"), что рассудку удается извлечь из этой смеси, и

переходит в сознание, а в дальнейшем вербализуется. Поэтому нужно различать

аргументы, которыми человек оправдывает свои поступки, и его действительные

психологические мотивы.

Редко кто на вопрос о мотивах своего поступка скажет "не знаю", - и

хотя сознание зачастую не имеет об этих мотивах ни малейшего представления,

произвольный, а скорее всего социально-похвальный мотив изобрести удается

всегда. Например, не желая признаваться себе, что потерял хорошую должность

по собственной вине, человек убеждает себя в том, что ушел с работы

добровольно. Чувствуя себя неуверенно, страшась общения с незнакомыми

людьми, человек защищается, заявляя, что принципиально не одобряет

"излишней свободы" коммуникаций. Возникшее противоречие в своих чувствах он

устраняет с помощью специальной конструкции, отражающей идею, прямо

противоположную общепринятой, и таким способом осуществляет самооправдание.

В обстоятельствах, когда люди чувствуют себя несчастными и связывают

свои неприятности с историческими катаклизмами, у них возникает искушение

найти виновников, на которых можно было бы свалить все несчастья,

ненавидеть их и мстить им. Тогда они успокаиваются и даже испытывают

удовлетворение:"]-^ могли же мы ошибиться!"

Рационализация - это всегда индульгирование, т е оправдательное

отношение к своему поведению и своим принципам. Обычно считается, что если

человек верит в свои слова, то он говорит правду. Однако, субъективная

убежденность в собственной искренности ни в коем случае не служит критерием

правдивости. Мотив поступка не обязательно совпадает с причиной,

предшествовавшей действию, поскольку часто оправдательные мотивы

выдвигаются и осознаются после совершения действия. Например,

непосредственной причиной драки с хулиганом была необходимость самозащиты,

но в дальнейшем выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства,

убеждение в социальной вредности хулиганства и т д.

Один из видных специалистов по теории решения изобретательских задач,

Б.Л.Злотин отмечает, что ему никогда в жизни не случалось слышать, чтобы

специалист просто сказал, что чего-то не знает, не понимает - "почему так",

"что это такое". Вместе с тем обнаруженное незнание, непонимание его

тревожит, создает дискомфорт. Поэтому. находясь в таком неудобном для себя

состоянии, он излишне легко принимает на веру (и даже начинает защищать)

первое попавшееся объяснение - чем и достигает внутреннего равновесия.

Гармонии между реальным поведением человека и его представлением о

должном можно достигнуть с помощью двух вариантов рассуждения: либо

повышением ценности совершенного поступка, полученного результата, либо

понижением ценности поступка, который совершить не удалось, результата,

который не достигнут. Например, как осуществить выбор между амбивалентными

целями - приобретать ли товар хороший, но дорогой или похуже, но дешевый;

обращаться ли за помощью к неприятному для вас человеку и т д. И в том и

другом случае изменения направлены на уменьшение диссонанса между желаемым

и действительным в соответствии с личной системой ценностей.

Если бы защита по типу рационализации не включалась своевременно,

возникший диссонанс переживался бы человеком как тревога, сожаление. Когда,

не получив желаемое и огорчаясь по этому поводу, он утешает себя,

говоря,"не очень то и хотелось", он использует вариант рационализации,

названный "зелен виноград", который побуждает обесценивать или

дискредитировать недоступные блага: при нехватке сил и воли для совершения

намеченного, человек уговаривает себя, преувеличивая трудности своего

положения, что делать этого не стоит.

Другой вариант рационализации - "сладкий лимон" - направлен на

преувеличение значимости достигнутого.

Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и

актуальная, решить не удалось, отношение к ней меняется. Теперь, играя на

понижение, человек склонен оценивать ее как несодержательную и

неактуальную. Когда человек демонстрирует пренебрежительное отношение к

высшему образованию, не исключено, что он защищается от огорчения в связи с

упущенной возможностью учиться. Такая версия укрепляется, если этот человек

одновременно не жалеет усилий и денег, чтобы дать высшее образование своим

детям. Анологичные механизмы рационализации вмешиваются и в таких,

например, случаях, когда полная девушка , не игнорируя самого факта

избыточного веса, трактует его как преимущество (женственность). Во многих

случаях эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в

общении, представляется их виновникам как принципиальность, или как

душевная тонкость, или как нежелание перекладывать свои беды на плечи

друзей и близких, т е как своеобразный вид альтруизма.

Итак, рационализация - это поиск ложных оснований, когда реальное

состояние дел подвергается содержательному анализу и ему дается объяснение,

позволяющее сохранить иллюзию, что человек действует из других - разумных и

достойных - мотивов.Она превращает нужду в добродетель. Например, в обычных

объяснениях алкоголиков используются мотивировки, приемлемые для окружающих

и самого пьющего, позволяющие ему представить себя как жертву

неблагоприятных обстоятельств и почувствовать себя правым. Похвальба

альковными подвигами также может выступать как защита от страха сексуальной

неполноценности ("сладкий лимон").

Идет ли рационализация по типу "зеленый виноград" или "сладкий лимон",

в любом случае в ней проявляется неудовлетворенность собой и своими

поступками, потребность в уклонении от ответственности и самооправдание.

Для уменьшения переживаний по поводу диссонанса люди прибегают к мысленному

перебору вариантов объяснения своих действий, подбирая те из них, которые

помогают оправдать себя в собственных глазах.

Вытеснение.

Вытеснение представляет собой сглаживание внутреннего конфликта путем

активного выключения из сознания - забывания - не информации о случившимся

в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения.

Вытеснение направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а

запрещенным стало после и потому удерживается в памяти.

Условие вытеснения - сравнение новой информации с идеалом "Я". При

неблагоприятном для личности результате сравнении некоторые влечения

выделяются и задерживаются на низших ступенях движения к реализации, т е на

некоторое время для них исключается возможность удовлетворения. Вытеснение,

как форма сохранения переживания, отсутствующего в сознании, впервые

описано Фрейдом. Исключение из сознания мотива данного переживания приводит

к его забвению, чтобы избежать неудовольствия, которое вызывается данным

воспоминанием. Анализируя материал, относительно которого у человека

обнаруживается постоянная рассеянность или упорная забывчивость, можно

увидеть его скрытые побуждения. Ошибки припоминания возникают в результате

внутреннего напряжения, исходящего из чего-то вытесненного.

Любопытный пример вытеснения (из собственного опыта) приводит Фрейд.

Поссорившись с одним семейством, он неосознанно обходил их дом во время

прогулок, но заодно он не мог найти дом по соседству, в котором была нужная

ему лавка. "Я не мог вспомнить название улицы, но был уверен, что стоит мне

пройтись по улице, и я найду лавку, потому что моя память говорила мне, что

я проходил мимо нее бесчисленное множество раз. Однако, к моей досаде, мне

не удалось найти витрины со шкатулками, несмотря на то, что я исходил эту

часть города во всех направлениях".

Здесь уместно вспомнить, что бессознательное неподвластно времени.

Событие, ранее вытесненное и через много лет вновь введенное в сознание, не

теряет своего эмоционального заряда и действует на сознание с прежней

силой. В этом смысле и говорят о непоправимости, некорректируемости того,

что вытеснено позднейшими переживаниями. Разрядка напряжения наступает

только тогда, когда сознательный мыслительный процесс проникает до места,

где хранится нечто раннее вытесненное, и преодолевает его сопротивление.

События, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный

энергетический заряд и поэтому постоянно ищут выхода наружу. Вытеснение

есть не освобождение от нежелательного груза, а постоянное, выматывающее,

требующее непрерывного расхода энергии держание его под спудом. Когда

вытесненное влечение делает попытку пробиться в сознание, возникает

тревога, беспричинный страх. Поэтому, хотя вытесненным влечениям закрыт

путь к реализации, они накапливают в подсознании энергетический заряд,

провоцирующий повышение общей эмоциональности, а иногда и заставляющий

человека менять логику поведения. Возникает особая, эффективная логика,

логика крайностей в оценке действительности. Типичный пример вытеснения -

стремление отца, путем чрезмерных нагрузок и закаливания, сделать из сына

"настоящего мужчину", что нередко объясняется вытеснением из сознания

опасениями отца за свою собственную мужественность.

Забывание при вытеснении сводится к изолированию тревожащих мыслей, тек

разрушению связей в памяти, что может привести к непониманию причинно-

следственных связей событий. Это - проявление той же общей тенденции: при

сильном эмоциональном возбуждении, защищая свою психику, человек допускает

в сознание только ограниченный круг фактов и впечатлений.

Частичное возвращение вытесненного в сознание может произойти при

условии, что отрицается не сам факт, но лишь его логичность, правильность,

справедливость. Таким образом вытеснение частично получает "право

гражданства" в сознании, но доступ при этом свободен только к его образному

содержанию, а эмоциональное выполнение вытесненного - по-прежнему по

запретом.

Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением

страха смерти. Академик М.Н.Амосов приводит такой пример: "Умирал

Федоровский. Академик Шалимов прооперировал: опухоль неудалима, как и

предполагали. Конечно, больному сказали, что все сделано радикально... И он

поверил. Что значит инстинкт жизни! Опухоль явно прощупывалась, рвоты

продолжались, и кахексия нарастала, а он, опытный здавомыслящий профессор,

хирург, надеялся на близкое улучшение почти до самого конца."

Вытеснение может осуществляться не только полностью, но и частично,

когда в сознании остается невытесненным отношение к истинному мотиву.

Трансформируясь, оно проявляется в виде чувства немотивированной тревоги,

иногда сопровождающейся соматическими явлениями. Например, у ученика,

испытывавшего отвращение к обучению игре на фортепьяно, вдруг могут

появиться спазмы или судороги в руках.

Н.П.Бехтерева описывала характерный пример из свой жизни:"Я увидела у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.