лечение надо относиться с недоверием, даже когда мотивировка отсрочки
кажется безупречной, ибо обычно истинная причина отсрочки - это страх, а
приводимые резоны -рационализация.
Рационализация преобразует знание о некоторой части реальности, которое,
будь оно осознано, сделало бы жизнь слишком трудной и травмирующей. Этот
вид защиты использует убедительные доводы для оправдания своих личностно
или социально неприемлемых качеств, желаний и действий.
Главная особенность рационализации состоит в попытке создать гармонию
между желаемым и реальным положением "постфактум" и тем самым предотвратить
потерю самоуважения. Решение, как поступить , принимается подсознательно, и
человек не осознает стоящих за ним подлинных сил, но когда поступок уже
совершен, человек закрывает глаза на расхождение между причиной и
следствием и берет на себя задачу найти для него оправдание, убедив себя и
других, что он действовал в соответствии с реальной ситуацией.
Рационализация может противоречить фактам и законам логики, но может
быть вполне разумной и логичной. В этом случае ее рациональность
заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является
подлинным, а лишь подкрепляет эмоциональные предубеждения, существующие у
человека. Например: "Я управляю вами потому, что точно знаю, что для вас
лучше" (а не потому, что мне это приятно и выгодно), или :"Я сделал для вас
так много, что теперь вправе требовать от вас то, чего хочу". Иногда
человек утверждает, что его профессиональная некомпетентность проистекает
из физического недомогания: "Избавиться бы от головных болей - я бы тогда
сосредоточился на работе". Очевидно, что советы подлечиться, не
перегружаться, расслабиться здесь не помогут. Этот человек потому и болен,
что в работе от него нет никакого толку.
Продукт рационализации - осознаваемые мотивы поведения -представляют
собой смесь ложной информации (трансформированных мотивов) и включенных в
нее островков истины (констатации реальных событий). То приемлемое
("благопристойное"), что рассудку удается извлечь из этой смеси, и
переходит в сознание, а в дальнейшем вербализуется. Поэтому нужно различать
аргументы, которыми человек оправдывает свои поступки, и его действительные
психологические мотивы.
Редко кто на вопрос о мотивах своего поступка скажет "не знаю", - и
хотя сознание зачастую не имеет об этих мотивах ни малейшего представления,
произвольный, а скорее всего социально-похвальный мотив изобрести удается
всегда. Например, не желая признаваться себе, что потерял хорошую должность
по собственной вине, человек убеждает себя в том, что ушел с работы
добровольно. Чувствуя себя неуверенно, страшась общения с незнакомыми
людьми, человек защищается, заявляя, что принципиально не одобряет
"излишней свободы" коммуникаций. Возникшее противоречие в своих чувствах он
устраняет с помощью специальной конструкции, отражающей идею, прямо
противоположную общепринятой, и таким способом осуществляет самооправдание.
В обстоятельствах, когда люди чувствуют себя несчастными и связывают
свои неприятности с историческими катаклизмами, у них возникает искушение
найти виновников, на которых можно было бы свалить все несчастья,
ненавидеть их и мстить им. Тогда они успокаиваются и даже испытывают
удовлетворение:"]-^ могли же мы ошибиться!"
Рационализация - это всегда индульгирование, т е оправдательное
отношение к своему поведению и своим принципам. Обычно считается, что если
человек верит в свои слова, то он говорит правду. Однако, субъективная
убежденность в собственной искренности ни в коем случае не служит критерием
правдивости. Мотив поступка не обязательно совпадает с причиной,
предшествовавшей действию, поскольку часто оправдательные мотивы
выдвигаются и осознаются после совершения действия. Например,
непосредственной причиной драки с хулиганом была необходимость самозащиты,
но в дальнейшем выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства,
убеждение в социальной вредности хулиганства и т д.
Один из видных специалистов по теории решения изобретательских задач,
Б.Л.Злотин отмечает, что ему никогда в жизни не случалось слышать, чтобы
специалист просто сказал, что чего-то не знает, не понимает - "почему так",
"что это такое". Вместе с тем обнаруженное незнание, непонимание его
тревожит, создает дискомфорт. Поэтому. находясь в таком неудобном для себя
состоянии, он излишне легко принимает на веру (и даже начинает защищать)
первое попавшееся объяснение - чем и достигает внутреннего равновесия.
Гармонии между реальным поведением человека и его представлением о
должном можно достигнуть с помощью двух вариантов рассуждения: либо
повышением ценности совершенного поступка, полученного результата, либо
понижением ценности поступка, который совершить не удалось, результата,
который не достигнут. Например, как осуществить выбор между амбивалентными
целями - приобретать ли товар хороший, но дорогой или похуже, но дешевый;
обращаться ли за помощью к неприятному для вас человеку и т д. И в том и
другом случае изменения направлены на уменьшение диссонанса между желаемым
и действительным в соответствии с личной системой ценностей.
Если бы защита по типу рационализации не включалась своевременно,
возникший диссонанс переживался бы человеком как тревога, сожаление. Когда,
не получив желаемое и огорчаясь по этому поводу, он утешает себя,
говоря,"не очень то и хотелось", он использует вариант рационализации,
названный "зелен виноград", который побуждает обесценивать или
дискредитировать недоступные блага: при нехватке сил и воли для совершения
намеченного, человек уговаривает себя, преувеличивая трудности своего
положения, что делать этого не стоит.
Другой вариант рационализации - "сладкий лимон" - направлен на
преувеличение значимости достигнутого.
Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и
актуальная, решить не удалось, отношение к ней меняется. Теперь, играя на
понижение, человек склонен оценивать ее как несодержательную и
неактуальную. Когда человек демонстрирует пренебрежительное отношение к
высшему образованию, не исключено, что он защищается от огорчения в связи с
упущенной возможностью учиться. Такая версия укрепляется, если этот человек
одновременно не жалеет усилий и денег, чтобы дать высшее образование своим
детям. Анологичные механизмы рационализации вмешиваются и в таких,
например, случаях, когда полная девушка , не игнорируя самого факта
избыточного веса, трактует его как преимущество (женственность). Во многих
случаях эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в
общении, представляется их виновникам как принципиальность, или как
душевная тонкость, или как нежелание перекладывать свои беды на плечи
друзей и близких, т е как своеобразный вид альтруизма.
Итак, рационализация - это поиск ложных оснований, когда реальное
состояние дел подвергается содержательному анализу и ему дается объяснение,
позволяющее сохранить иллюзию, что человек действует из других - разумных и
достойных - мотивов.Она превращает нужду в добродетель. Например, в обычных
объяснениях алкоголиков используются мотивировки, приемлемые для окружающих
и самого пьющего, позволяющие ему представить себя как жертву
неблагоприятных обстоятельств и почувствовать себя правым. Похвальба
альковными подвигами также может выступать как защита от страха сексуальной
неполноценности ("сладкий лимон").
Идет ли рационализация по типу "зеленый виноград" или "сладкий лимон",
в любом случае в ней проявляется неудовлетворенность собой и своими
поступками, потребность в уклонении от ответственности и самооправдание.
Для уменьшения переживаний по поводу диссонанса люди прибегают к мысленному
перебору вариантов объяснения своих действий, подбирая те из них, которые
помогают оправдать себя в собственных глазах.
Вытеснение.
Вытеснение представляет собой сглаживание внутреннего конфликта путем
активного выключения из сознания - забывания - не информации о случившимся
в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения.
Вытеснение направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а
запрещенным стало после и потому удерживается в памяти.
Условие вытеснения - сравнение новой информации с идеалом "Я". При
неблагоприятном для личности результате сравнении некоторые влечения
выделяются и задерживаются на низших ступенях движения к реализации, т е на
некоторое время для них исключается возможность удовлетворения. Вытеснение,
как форма сохранения переживания, отсутствующего в сознании, впервые
описано Фрейдом. Исключение из сознания мотива данного переживания приводит
к его забвению, чтобы избежать неудовольствия, которое вызывается данным
воспоминанием. Анализируя материал, относительно которого у человека
обнаруживается постоянная рассеянность или упорная забывчивость, можно
увидеть его скрытые побуждения. Ошибки припоминания возникают в результате
внутреннего напряжения, исходящего из чего-то вытесненного.
Любопытный пример вытеснения (из собственного опыта) приводит Фрейд.
Поссорившись с одним семейством, он неосознанно обходил их дом во время
прогулок, но заодно он не мог найти дом по соседству, в котором была нужная
ему лавка. "Я не мог вспомнить название улицы, но был уверен, что стоит мне
пройтись по улице, и я найду лавку, потому что моя память говорила мне, что
я проходил мимо нее бесчисленное множество раз. Однако, к моей досаде, мне
не удалось найти витрины со шкатулками, несмотря на то, что я исходил эту
часть города во всех направлениях".
Здесь уместно вспомнить, что бессознательное неподвластно времени.
Событие, ранее вытесненное и через много лет вновь введенное в сознание, не
теряет своего эмоционального заряда и действует на сознание с прежней
силой. В этом смысле и говорят о непоправимости, некорректируемости того,
что вытеснено позднейшими переживаниями. Разрядка напряжения наступает
только тогда, когда сознательный мыслительный процесс проникает до места,
где хранится нечто раннее вытесненное, и преодолевает его сопротивление.
События, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный
энергетический заряд и поэтому постоянно ищут выхода наружу. Вытеснение
есть не освобождение от нежелательного груза, а постоянное, выматывающее,
требующее непрерывного расхода энергии держание его под спудом. Когда
вытесненное влечение делает попытку пробиться в сознание, возникает
тревога, беспричинный страх. Поэтому, хотя вытесненным влечениям закрыт
путь к реализации, они накапливают в подсознании энергетический заряд,
провоцирующий повышение общей эмоциональности, а иногда и заставляющий
человека менять логику поведения. Возникает особая, эффективная логика,
логика крайностей в оценке действительности. Типичный пример вытеснения -
стремление отца, путем чрезмерных нагрузок и закаливания, сделать из сына
"настоящего мужчину", что нередко объясняется вытеснением из сознания
опасениями отца за свою собственную мужественность.
Забывание при вытеснении сводится к изолированию тревожащих мыслей, тек
разрушению связей в памяти, что может привести к непониманию причинно-
следственных связей событий. Это - проявление той же общей тенденции: при
сильном эмоциональном возбуждении, защищая свою психику, человек допускает
в сознание только ограниченный круг фактов и впечатлений.
Частичное возвращение вытесненного в сознание может произойти при
условии, что отрицается не сам факт, но лишь его логичность, правильность,
справедливость. Таким образом вытеснение частично получает "право
гражданства" в сознании, но доступ при этом свободен только к его образному
содержанию, а эмоциональное выполнение вытесненного - по-прежнему по
запретом.
Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением
страха смерти. Академик М.Н.Амосов приводит такой пример: "Умирал
Федоровский. Академик Шалимов прооперировал: опухоль неудалима, как и
предполагали. Конечно, больному сказали, что все сделано радикально... И он
поверил. Что значит инстинкт жизни! Опухоль явно прощупывалась, рвоты
продолжались, и кахексия нарастала, а он, опытный здавомыслящий профессор,
хирург, надеялся на близкое улучшение почти до самого конца."
Вытеснение может осуществляться не только полностью, но и частично,
когда в сознании остается невытесненным отношение к истинному мотиву.
Трансформируясь, оно проявляется в виде чувства немотивированной тревоги,
иногда сопровождающейся соматическими явлениями. Например, у ученика,
испытывавшего отвращение к обучению игре на фортепьяно, вдруг могут
появиться спазмы или судороги в руках.
Н.П.Бехтерева описывала характерный пример из свой жизни:"Я увидела у
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|