реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психокоррекция - (реферат)

реферат
p>Одним из выразительных примеров корректировки системы ценностей путем провоцирования катарсиса служит японская методика "Морита-терапии". Японский врач Морита в 1921 году разработал оригинальный метод изменения ориентиров поведения. В начале курса терапии он предполагает отключение от социальной Среды, а заканчивает полноценным возвращением в нее. Метод ориентирован на помощь людям, страдающим главным образом от трудностей общения, переживающим, что их не понимают окружающие, но не осознающим, что их страдания являются следствием того, что они сами не приемлют общепринятых ценностей. Девиз этого метода: "Вы должны жить хорошо, а не чувствовать себя хорошо. " Перестройте поведение, тогда и чувствовать себя будете нормально.

Поскольку система критериев и ценностей человека весьма устойчива, то для ее перестройки необходимо создать напряженную и даже критическую ситуацию. В данном случае, на первом этапе терапии, внутренняя напряженность создается строгим одиночеством и неподвижностью (постельным режимом). Может возникнуть впечатление, что это не слишком сильное потрясение, но это не так. Например, когда испытуемых, которых готовили в космонавты, людей здоровых и психически устойчивых, некоторое время подержали в герокамере, то они сообщили, что уже через неделю у них бывали дни, когда "вес внутри переворачивается", "все раздражает", "хочется что нибудь выкинуть", "кого-то ударить", "запустить чем-нибудь, что попадет под руку". Они жаловались, что на них навалилась тоска, отупение, апатия. На седьмой день один из участников записал: "Настроение меняется как ленинградская погода". Так что изоляция и неподвижность - мощное воздействие.

Терапия займет несколько недель. Первую неделю участнику предлагается соблюдать абсолютную изоляцию и постельный режим. Человек должен находиться один и может вставать с постели только для еды и в туалет. Разговаривать, читать, писать, петь, курить и т д не разрешается. Условия организованы таким образом, чтобы максимально усилить внутреннее напряжение. В состоянии одиночества человек имеет тенденцию, используя механизмы экстереоризации, выделить из себя партнера по общению и взаимодействовать с ним. Это, вообще говоря, защитная реакция, в норме представляющая ослабленную модель раздвоения личности. В данном случае этот собеседник помогает обдумать, обсудить жизненную ситуацию. В следующие две недели обстановка меняется. Предписывается изменение работы, которая может быть тяжелой и даже очень тяжелой. Он требует всех сил и максимального терпения человека сталкивают с ситуацией, когда он может выполнить либо все, но плохо, либо хорошо, но часть; тес реальностью лицом к лицу. При этом он физически ощущает границы своих возможностей и практически вынуждается к компромиссу. На фоне физической напряженности проводится и открытое вмешательство в систему ценностей личности, направленное на повышение уровня ее соответствия реальности. Человеку говорят:

удовольствие есть удовольствие, боль есть боль. Действительность надо воспринимать такой, какой она есть, - как реальность. Тем самым его готовят к переоценке ценностей и после этого разрешают вести дневник, позволяющий отслеживать динамику последующих изменений. В дневниковых записях отмечаются некоторые смещения в иерархии критериев. Появляются новые установки: не обязательно делать все абсолютно правильно и хорошо - допустимо настолько хорошо, насколько это возможно и позволяют обстоятельства. Так начинают уходить нереальные претензии.

В следующие 2-3 недели от человека требуют преодоления барьеров другого типа ему поручают задания, которые могут быть ему неприятны, но он должен выполнять их, независимо от своего отношения к ним (подталкивание к компромиссам иного вида и снова коррекция ценностей). Последние 2-3 недели разрешается разговаривать, но не о себе и своих проблемах. Если терапия эффективна, то к ее концу стабилизируются новые критерии. Появляется вкус к жизни, стремление наладить отношения с людьми, преодолевается максимализм.

    Отложить достижение результата

Целый ряд травмирующих ситуаций связан с невозможностью из-за неблагоприятных обстоятельств получить желаемое сразу, сейчас, немедленно. Если осознать упорядоченность целей, то напряжение может ослабиться. Когда разумно проведен анализ иерархии целей и средств, тогда неблагоприятные обстоятельства могут восприниматься как отсрочка исполнения желаний, а неприятности - как побочные события и случайные эпизоды на пути к их воплощению.

Здесь требуется умение откладывать решение проблем до времени, пока не возникнут условия для их решения. Такого рода позиция требует известной гибкости, она помогает найти в себе силы и отложить сиюминутное исполнение желаемого. В этом случае человек способен пережить временные неудовольствия на длинном и трудном пути к вожделенным целям. При этом, аргументируя отсрочку исполненияжеланий, необходимо учитывать связь возможной величины этой отсрочки с культурным уровнем человека. Обнаружено, что далекие цели плохо сохраняют силу стимула у лиц с низким уровнем развития. Чем ниже уровень культуры, тем сильнее воздействие сиюминутной цели.

Для облегчения систематизации своих целей и желаний можно предложить человеку составить список того, что могло бы составить ему удовольствие. В этот список целесообразно включить и самые простые, достижимые цели и самые трудные и дорогие. Когда человек видит перед собой перечень того, что можно реализовать немедленно (улучшая тем самым свое самочувствие), и того, что трудно, но очень хочется, достижение чего должно быть отложено, тогда он становится более готовым к планированию и пролонгированным усилиям для достижения результатов.

    Повышение самооценки

Совершив поступок, неприемлемый для себя, и осознавая, что этот поступок будет всеми осужден, не находя себе оправдания, человек мучается от угрызений совести, чувства вины. Эти переживания могут сопровождаться резким снижением самооценки, формируется представление об утрате права на хорошее отношение окружающих: "Кто меня такого будет любить? ". На фоне сниженной самооценки человек неадекватно, обостренно воспринимает реакцию окружающих на свои поступки, что, в свою очередь, ведет к конфликтам, разрыву отношений с людьми, чувству одиночества от потери эмоционального контакта. Возникает состояние дискомфорта, которое характеризуется на только ухудшением настроения, отрицательными эмоциями, но и сужением сферы общения. Если кто-то подрывает наше самолюбие, то сила полученного шока подчас отрезает нас от жизни на длительный срок.

Образуется порочный круг: изолированность усиливает психологическую напряженность, которая ослабляет контакты, что, в свою очередь, усиливает изоляцию, доходящую до ощущения полной непригодности к нормальному общению. Убеждение в собственной неполноценности очень опасно - формируется уничижительная позиция: "Если я такой плохой, то уж от "этого" хуже не стану". Отсюда -один шаг до хулиганства, жестокости, агрессивности. Порочный круг можно разорвать, если человеку удастся осознать меру вины, взвешенно соотнести ее со значимостью поступков других людей.

Для повышения самооценки человека, попавшего в трудную ситуацию, целесообразно его похвалить, поднять в собственных глазах и во мнении окружающих. Аналогичную роль может сыграть и какое-либо вознаграждение. И наоборот, упреки даже за фактически допущенныеошибки деморализуют человека, вселяют в него неуверенность в своих силах. Он начинает относиться к неудачам как к неизбежности. Следствия подобной деморализации могут проявиться в ожесточении, равнодушии, унынии. От этого напряженность возрастает еще больше. Поэтому и следует доверять человеку, обращаться с ним как с достойным - такой подход способствует его совершенствованию.

Эту позицию пропагандирует известный психолог Франкл. Он доказывает, что принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже, принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он стать еще только может. Если убедить человека в том, что он уже тот, каким он должен стать, то он освобождается от бремени выбора ориентиров и свободнее развивается. При получении своевременной поддержки защита, связанная со страхом осуждения, слабеет, человек становится доступнее как самокритике, так и внешней критике, что дает ему силы преодолеть свои недостатки.

Повышать самооценку целесообразно до такого уровня, когда у человека возникает уверенность в том, что уж кто-то, а он - сможет справиться с данной травмирующей ситуацией. Страдающим от своего несовершенства полезно иметь в виду, что не всегда надо тратить усилия на избавление от всех своих недостатков, но все свои достоинства следует развивать. Однажды, посмотрев тренировку наших футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему русские играют так плохо -тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению этого футболиста, у него и его товарищей масса недостатков, но мало кто их замечает, потому что то. что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, - лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все посредственно.

Другими словами, нормализация самооценки может быть достигнута по-разному. Магистральный путь управления и самоуправления идет через переоценку ценностей и упорядочивание иерархии приоритетов. Поэтому изменение масштабов травмирующего события в общей шкале жизненных планов способствует улучшению самочувствия и адаптации к среде. Большую роль здесь играет трансформация жестких и немедленных требований в предпочтение. При этом жизненные стандарты не снижаются, но реализация задач может быть отложена. Когда желаемое не достижимо, то нет нужды считать, что все потеряно. Это создает необходимые условия для преодоления внутреннего сопротивления, восстановления работоспособности и возможности наслаждаться. Тогда меняются способы реакции на трудности. Вместо типичных для неудачников : "Если бы только.... ", "Да, но .... ", нужно сказать себе "Спасибо, что хотя бы.... ", "Хорошо, что удалось продвинуться до .... ".

    Предотвращение закрепления беспомощности

Если все попытки изменить травмирующую ситуацию или отношение к ней не приводят к желаемому результату, а это чаще всего происходит на фоне большого опыта прошлых неудач, то у человека формируется установка особого рода - "выученная беспомощность". Такая установка организует готовность к тому, что в будущем все усилия этого человека окажутся безрезультатными.

Ослаблению этого препятствия способствует анализ трудностей решения прошлых задач, с которыми человек не сумел справиться и на которых обучился беспомощности. При этом полезно переоценить (повысить) сложность нерешенных ранее задач - перевести их из класса неразрешимых для данного человека в класс неразрешимых в принципе, либо разрешимых лишь при особых условиях. Тогда можно дифференцировать "те" задачи как особо трудные, а "эту" - как обычную и вполне разрешимую. Такую же роль играют типичные способы самооправдания при неудачах, например ссылками на чью-то повышенную требовательность, на невезение и случайность.

Многим мешает совершенствоваться представление о своих слабых способностях. Отсутствие какого-либо умения, вполне достижимого тренировкой, они объясняют примерно так: "Я не могу выучить французский - ведь у меня нет слуха. " Такие фразы, часто повторяемые, становятся ритуальными и препятствуют дальнейшим достижениям, создавая табу на успех в обучении.

Для предотвращения фиксации беспомощности, следует придать повышенную значимость любому частному успеху. Тогда растет самооценка, а вместе с ней вероятность будущего успеха. Распространенность оправдания своих неудач недостаточными способностями объясняется тем, сто многие считают способности врожденными и уверены, что изменить их нельзя. Поэтому нередко мысль о своих слабых способностях столь неприятна, что исключается, вытесняется из сознания. В результате, руководствуясь в поведении подсознательным представлением о своей неспособности, человек не проявляет должного терпения, выдержки, настойчивости при решении задач, быстро отказывается от повторных попыток осуществить свои намерения. Неудачи, которые он терпит, по его мнению, лишь подтверждают исходную установку.

Прямое оспаривание этого допущения ("Ты обладаешь достаточными способностями") непродуктивно из-за повторявшихся в прошлом неудач. Делу может помочь удача на любом другом поприще, достигнутый там успех. Он сам по себе повысит самооценку, что облегчит разрешение трудностей в иных сферах деятельности. Когда кто-то не может справится с задачей, считая, что она ему не "по зубам", можно помочь ему приблизить успех, дав понять, что даже очень способные люди затрачивают на решения "таких" задач гораздо больше времени и усилий, чем он предполагает. Если человек считает, что его неуспехи - следствие отсутствия способностей, низкого уровня интеллекта, его беспомощность укрепляется. Другое дело, если неудачи связаны с переутомлением, плохим самочувствием, тогда при улучшении самочувствия есть перспектива справиться с задачами.

Как отличить человека с выученной беспомощностью (неудачника) от уверенного в себе (победителя)? Победитель знает, что делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. Неудачник, не знает, как быть, если прийдет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша.

    Конструктивное преодоление страхов

Упорядочению, систематизации поведения чрезвычайно мешает страх. С помощью вытеснения страх устраняется из поля сознания, но не уничтожается. Вырванный из контекста личности человека и, следовательно, находящийся вне контроля, он действует внутри него и, будучи крайне взрывоопасен, может опасно разряжаться, так как принимает увеличенные, часто фантастические размеры. Сила вытесненного аффекта нарастает из-за его изолированности и несопоставления с другими событиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.