реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психокоррекция - (реферат)

реферат
p>Если невозможно не только побить или обругать обидчика, но даже как либо обнаружить свое отношение к нему, то напряжение разряжается сменой жертвы агрессии - человек направляет свои действия на другого человека или предмет. При прочих равных условиях замещение одного действия другим эффективнее, чем замещение его разговором.

В структурах замещения особую роль играют ритуалы (как социально принятые виды действий-заместителей и навязчивые действия. Они позволяют человеку удовлетворить запретное, бессознательное желание окольным путем - слишком тревожные воспоминания уступают место действию. Например, ненормально частое мытье рук может замещать чувство вины и порождаемые им разрушительные импульсы.

Стандартной формой замещения грубых действий, нацеленных на наказание или оскорбление, служит брань. Она используется как предварительный клапан для выхода переполняющих человека чувств, предотвращая физическое воздействие. Показано, что у человека, привыкшего решать свои проблемы с помощью грубой силы, запас слов-табу меньше, чем у не склонного к дракам завзятого сквернослова. "Человек, которому наступили на мозоль, либо ударит вас, либо обругает. Одновременное обращение к тому и другому происходит редко.... Так что верно мнение, что тот, кто первым на свете обругал своего соплеменника вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскроить ему череп, тем самым заложил основы нашей цивилизации".

Защита по типу замещения может осуществляться не только заменой объекта или самого действия, но и переводом их в иной план - из реального мира в мир утешительных фантазий. Всякий раз, когда действительность разочаровывает нас, угрожает нам, мы пытаемся вернуться в страну фантазий, где можно без труда достичь всего. Фантазии замещают реальность, ослабляя горечь страданий и ощущение неполноценности. В фантазии любая мечта - свершившийся факт. Достижение цели замещается грандиозными замыслами, которые освобождают человека от непереносимого чувства собственного ничтожества, дают ему чувство свой значительности.

Но иногда фантазии могут быть очень опасными. Например, ребенок, родившийся после смерти родного брата или сестры, в психике матери иногда оказывается "заменой" умершего. Его жизнь может стать очень трудной, если мать в душе не оплакала своего первого ребенка, мысленно не осталась с ним. Тогда создаются условия для подсознательной фантазии - идентификации нового ребенка с умершим. Так, Ван Гог, родившийся через год после смерти брата, тоже Винсента, оказался в этой роли. В его семье было запрещено говорить о смерти первого Винсента. А Сальвадор Дали, который тоже имел старшего брата Сальвадора, умершего до его рождения, свои экцентрические выходки прямо объяснял желанием доказать родителям, что он ничуть не похож на брата, что он - особая личность. Сначала человек на свои фантазии тратит так много энергии, что начинает ощущать их как полноценную реальность, а затем и ведет себя так, как будто это действительно реальность. Поэтому мечты и фантазии небезобидны. Внедряя в сознание определенные образы, мы делаем первый шаг к их осуществлению в реальности. Так, например, ребенок, которому все время говорят: "Одевайся теплее, простудишься! " - болеет чаще других, потому что привык считать себя слабым, болезненным. Обычно фантазии восполняют недостатки человека, уводят от суровой реальности в мир обманчивых, но успокоительных иллюзий. Если стоящая перед человеком задача слишком трудна и ему не под силу сохранять поведение, достойное взрослого, он замещает егонизшими, детскими формами эгоистическими и безответственными, когда допустимы и капризы и истерики. Известный психолог Жане обратил внимание на то, что человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда он не выдерживает напряжения, связанного с "взрослой" жизнью. Появляющиеся детские формы демонстративны и призваны замаскировать, заместить, отодвинуть то, чего человек все же не может себе позволить.

Следующие разновидности психологической защиты обладают более "конструктивным" характером. Если при рационализации, вытеснении, замещении цензура всегда "побеждает", то в некоторых видах подсознательной работы результат оказывается другим - человек находит пути преодоления цензуры. Они представлены ниже.

    Сновидение

Сновидение - вид замещения, также переносящий недоступное действие в иной план - из мира реального в мир сновидений. Действия-заместители, которые "конструируются" в процессе обработки накопленной информации, разворачиваются в сюжете сновидения. Специфика замещения через сновидение в том, что события при этом не связаны ограничениями реальности: Временем, пространством, силой тяжести, необратимостью явлений, смертью.

Задача сновидения - показать сложные чувства в картинках и дать человеку возможность пережить их, осуществляя замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно отобразить страх, но его можно заместить таким выражением страха, как бегство. Невозможно показать чувство любви, но демонстрация сближения - достижима.

Исполнение желаний, неудовлетворенных в бодрствовании, в сновидениях имеет явную форму и скрытое за ней содержание. Мысль, которую человек не может додумать до конца, боится допустить в сознание, часто приходит к нему во сне, ибо во сне подсознание продолжает свою работу, сводя воедино намеки, неосознанные ощущения и представления. Поэтому изучение сновидений, как считал Фрейд -"королевская дорога в бессознательное". Он обнаружил, что обычно несколько сновидений в течении одной ночи представляют собой попытки различными способами изобразить одно и тоже содержание, самые сильные влечения человека. Обратимся к классическим примерам Библии. Сон Иосифа "Вот мы вяжем снопы среди поля и вот мой сноп встал и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? " Сон Навуходоноссора, истолкованный Даниилом : "Истукан громадный и страшный. Голова из золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра - из меди; голени железные, ноги глиняные. Камень оторвался от горы и разбил ноги исполина на мелкие части". Даниил предсказал падение царства Навуходоноссора вследствие постепенного дробления на мелкие государства. Уже на этих примерах очевидна символичность сновидений.

Приведем другие, более обыденные примеры. Однажды 34-х летняя женщина увидела во сне, что она убила мужа и дочь большим кухонным ножом. С этого дня, стоило ей увидеть нож, как ее охватывал ужас, начинались приступы тоски и даже обмороки. Лишь сон помог ей осознать глубину своего конфликта с семьей. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех достигают в сновидениях желаемого поведения. Длительно видят сюжеты выздоровления тяжелобольные. Острое состояние голода вызывают сны, связанные с употреблением пищи. Во время сна цензура ослабляется, и из подсознания в ткань сновидений проникают истинные влечения и мотивы, вплетая в сюжет сна соответствующие образы. Важно, что реализация в сновидениях осознаваемых и неосознаваемых желаний - истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие сновидение, могут приводить к нормализации состояния во время бодрствования.

К работе сновидения относится превращения понятий и состояний, незрительных по своей природе, в зрительные образы. Видящий сновидение вовлечен в ситуацию, он-действующее лицо и активно ее переживает. Поэтому суть ситуации ясна ему и без слов. Рассказ же сновидений требует усилий, связанных с трансляцией образов в слова. Наоборот, перевод понятий и эмоции в образы сновидения призван скрыть, зашифровать истинный смысл мотивов, превратить скрытые желания в невинный по своему содержанию сюжет с целью обхода цензуры.

    Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на 3 группы

1- Сновидения, в которых вытесненные желания появляются в незамаскированном виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями)

    2- Сновидения, где вытесненные желания замаскированы

3- Сновидения с недостаточной маскировкой, дефицит которой обнаруживается в фабуле, и в ощущениях страха, который может сохраняться и после пробуждения. Среди средств маскировки истинного желания в сновидениях выделяют такие разновидности, как сгущение, смещение и символизация.

Сгущение- это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену, целостный образ. Так, Анна Каренина почти каждую ночь видела один и тот же сон - что Каренин и Вронский оба были ее мужьями, расточали ей свои ласки. Каренин плакал, целуя ее руки, и говорил о том, что ему теперь хорошо. Вронский был тут же, и он тоже был нежен с ней. Она удивлялась себе, что прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что так все гораздо проще и что оба они теперь довольны и счастливы. Толстой показывает здесь, как несовместимые желания Анны, породившие у нее душевный конфликт, - жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым слились в общей сцене. Психологическая защита, реализованная через такое "сгущенное" сновидение, дала возможность разрядить душевное напряжение. Смещение- это замена в сновидении желания или объекта, которые не пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми, менее тревожные и потому пропускаемые: переход от самой вещи к фетишу, символу или от одной части объекта к другой. Пропущенные цензурой и появившиеся в сновидении образы через ассоциации создают намек на отсутствующие в фабуле недоступные желания. Так, первое время после смерти матери нередко возникает

конфликт между страстным желанием увидеть ее, хотя бы во сне, и травмирующими воспоминаниями о ее смерти. Этот конфликт разрешается с помощью смещения, и в сновидениях появляется не сам образ матери, а какая-нибудь из любимых ею вещей или что-то другое, связанное с ней по ассоциации.

Символизация- распространенная форма маскировки в сновидениях. Фромм выделяет 3 вида символов: условные, случайные и универсальные. Первые опосредованны социально; они возникли как результат соглашения, и для них характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он обозначает. Случайные символы субъективно связаны с некоторой ситуацией, важной лишь для данного лица, а универсальные - общие для всех - характеризуются объективной, реальной связью символа и обозначаемого им предметаУниверсальность символов языка сновидений, как и языка мифов, связана с особенностями человеческого тела, общностью многих ощущений и представлений. В "Преступлении и наказании" Раскольников, терзаемый сомнениями в своем праве убить старуху-прощентщицу, видит сон: пьяные мужики беспощадно бьют слабую лошаденку, впряженную в тяжелый, сверх меры нагруженный воз. Он - ребенок - бросается к ним, умоляет не мучить лошадку, но в ответ мучители только смеются и еще яростнее избивают несчастную лошадь. В конце концов она падает и издыхает под их ударами. Проснувшись, Раскольников чувствует себя так, будто били его самого. Образ избиваемой лошади он сразу воспринимает как символ своей души, своей совести, которую он обрек на непосильное бремя. Отметим, что конь, как символ души, универсален для многих мифов и сказок.

Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения пытается организовать деятельность, направленную на реальное изменение ситуации. Если это ему не удается, включается один из видов защиты - например, желаемое замещается символами сновидения, и, тем самым, бремя психической перегрузки до некоторой степени облегчается.

    Катарсис

В переводе с греческого "катарсис" - очищение. Катарсис - вид психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей с целью ослабить влияние травмирующего фактора. Для этого может использоваться некая внешняя, универсальная система ценностей, с точки зрения которой травмирующая ситуация теряет в своей значимости. Катарсис может наступать только при значительных эмоциональных напряжениях, в накале страстей, которые изменяют обычные соотношения ценностей и мотивов. Так, переживание сильного страха иногда приводит к нравственному перерождению, пробуждению совести, духовному обновлению. Резко измеряется структура установок, появляется решимость действовать в новом направлении. Сравнимое по силе и результатам воздействие может произвести любовь, которую недаром нгазывают "землетрясением души". Она наделяет человека новой жизненной позицией, преобразуя всю шкалу его ценностей и идеалов.

Для катарсиса ключевым моментом является эмоциональный всплеск. Еще св. Августин писал, что чем интенсивнее переживание, тем больше душа утрачивает господства над собой, а в экстазе она лишается всякой проницательности и бдительности. Очевидно, такое состояние необходимо для распределения ценностей. Установлено, что одновременно испытываемые близкие эмоции, накладываясь одна на другую, взаимно усиливаются. Например, при восприятии произведения искусства чувство восхищения совершенством его формы усиливает удовлетворение от оценки нравственной его ценности. Морено различал 2 вида катарсиса: "катарсис действия", испытываемый участником события, и "катарсис интеграции", вызванный чувством сопричастности с другими действующими лицами. В этом случае эмоциональное отношение к герою драмы непроизвольно актуализирует аналогичные составляющие личного опыта зрителя, усиливая сопереживание. Сочувствуя герою, человек одновременно переживает собственное - важное, болезненное или тревожащее - событие. Сопереживая страданиям героев трагедии, зритель иногда испытывает такой страх, ужас, горе, что в кипении этих эмоций рождается катарсис -преодолевается, разрешается душевный конфликт и нормализуется его собственное психическое состояние

Ярко описал воздействие театра через механизм катарсиса Шиллер: "Театр развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас роскошным приростом мужества и опыта.... Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, преподносит он нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности. " Творческое вдохновение художника есть, в сущности, тот же катарсис - в этом состоянии происходит гармонизация "Я", его синтезирование, преодоление дезинтеграции. Вадим Шалимов говорил: "Для художника записать - это значит отделаться от боли, ослабить боль". При этом творец очищается от внутренних конфликтов, возвышается над своими предрассудками, становится способным преодолеть субъективность. Через катарсис искусство реализует особые, высшие формы общественного сознания, достигая социально значимых целей нравственного преобразования и совершенствования личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.