p>Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 869, уровень значимости 0, 001 Получена положительная корреляция на высоком уровне значимости. Таблица 11. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 5 вопрос: Какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера.
№ Варианты ответов Студенты Преподаватели ранг ранг 1 Креативность 7, 6 6 8, 4 3 2 Высокий уровень общего и социального интеллекта 8, 3 1, 5 8, 8 1 3 Эмпатия 7 10, 5 7, 6 8, 5 4 Ответственность 7, 9 5 8, 6 2 5 Внимательность 8, 1 3 8 5 6 Наблюдательность 8 4 7, 8 6, 5 7 Рефлексия 7, 5 7, 5 8, 2 4 8 Устойчивость к стрессу 8, 3 1, 5 7, 8 6, 5 9 Привлекательность 6, 4 12 6, 6 12 10 Оптимизм 7, 5 7, 5 7 11 11 Любознательность 7 10, 5 7, 4 10 12 Нравственность 7, 2 9 7, 6 8, 5
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 711, уровень значимости 0, 01
Получена корреляция на высоком уровне значимости.
Таблица 12. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 6 вопрос: Что дает студентам профессия психолога-менеджера.
№ Варианты ответов Студенты Преподаватели ранг ранг 1 Возможность личностного роста 7, 8 2 8, 2 1 2 Широкий круг общения 7, 5 4, 5 7, 6 4 3 Возможность профессионального развития 7, 9 1 7, 8 2, 5 4 Карьерный рост 7, 5 4, 5 7 6 5 Деньги/ повышение зарплаты 6, 8 6, 5 7, 2 5 6 Чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне 6, 8 6, 5 7, 8 2, 5 7 Удовлетворение от деятельности 7, 7 3 6, 8 7 Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 285 Статистически достоверная зависимость не выявлена. 2. 3 Обсуждение результатов.
Обсуждение результатов мы начнем с освещения вопросов, в которых мы выявили сходство в представлениях студентов и преподавателей. Это сходство касаются будущего места работы: на первом месте по значимости и у студентов и у преподавателей стоит коммерческая структура, на втором месте–государственная организация, третье место занимает негосударственная (общественная) организация, четвертое– свое дело, и заключает предложенный список частная практика. Т. е. студенты и преподаватели в этом вопросе полностью единодушны. Но мы считаем, что данное сходство может уменьшиться, если будет больше вариантов ответов. В ответе на вопрос о возможной области специализации студенты и преподаватели поставили на первое место“менеджер по персоналу”. В остальных случаях отмечается статистически минимальное сходство (0, 05): когда студенты выбирают менеджера по кадрам, а преподаватели менеджера по рекламе. Следующий рассматриваемый вопрос, касающийся знаний, умений, навыков - у студентов и преподавателей выявлено сходство относительно придания значимости коммуникативным навыкам и знанию профессиональной этики и этикета. Среднее сходство ответов по вопросу о индивидуальных качествах личности психолога-менеджера: на первом месте– общий и социальный интеллект, на предпоследнем – любознательность и на последнем - привлекательность. На последний вопрос, касающийся темы, что дает студентам их профессия не наблюдается статистически достоверной зависимости. Но в нашей работе наиболее значимыми являются полученные различия в представлениях студентов и преподавателей. Далее обсудим выявленные отличия во мнениях по поводу основных составляющих профессии психолога-менеджера. Так, получены статистически значимые отличия (0, 05) по поводу места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера. Преподаватели ставят этот вид деятельности на третье место, тогда как студенты на последнее. У большинства опрошенных преподавателей именно учебно-воспитательная деятельность является ведущей в профессиональной жизни, поэтому они не могут не отметить ее. Студенты же хотя и учатся в педагогическом вузе, не ориентированы на данный вид деятельности. Это может происходить по двум причинам: во-первых, студенты не считают учебно-воспитательную работу значимой в работе психолога-менеджера, во-вторых, они не достаточно осведомлены о месте и значении данного вида деятельности. Далее существуют отличия во взглядах студентов и преподавателей относительно необходимости психологу-менеджеру знания социальной психологии (уровень значимости отличий 0, 05) и знания психологии труда (уровень значимости отличий 0, 01). В обоих случаях преподаватели заявляют о большей значимости этих дисциплин, чем студенты. В этом случае можно сказать, что студенты больше ориентированы на получение практических знаний, умений и навыков. К тому же возможно у них не сложилось представление о важности этих дисциплин, так как в ходе их чтения не подчеркивалась практическая значимость, место этих знаний именно относительно работы психолога-менеджера. И последнее значительное отличие в представлениях студентов и преподавателей относится к индивидуальным личностным особенностям, которые могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Преподаватели статистически чаще отмечают такое качество как ответственность (уровень значимости отличий 0, 05). У студентов ведущей является учебная деятельность, они в полной мере не сталкивались с решением профессиональных задач, с реальными проблемами клиента, поэтому они не представляют себе меру лежащей на них ответственности. В данном случае студенты, обучающиеся по специализации“психология управления”, должны не только выполнять какие-то действия, но и четко представлять себе последствия принятых решений, подвергать их глубокому анализу и рефлексии. Так из таблицы 11 мы видим и отличие рангов важности такого качества как рефлексия, - у студентов оно намного ниже, чем у преподавателей. Что еще раз подчеркивает необходимость как теоретической, так и практической работы в этом направлении.
Выводы.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о значимости учебно-воспитательной работы. Мы соотносим это представление с тем, что у опрошенных преподавателей, читающих дисциплины по специализации“психология управления”, именно данный вид деятельности является часто встречающимся и значимым. Результаты показали различия во взглядах между преподавателями и студентами относительно необходимости психологу-менеджеру знания психологии труда и социальной психологии. Преподаватели считают, что эти дисциплины более значимы в работе психолога-менеджера, а студенты не придают этому такого значения. На данное расхождение представлений следует обратить внимание при чтении этих курсов, объяснив студентам их практическую и теоретическую значимость, а так же углубить изучение дисциплин, значимых для студентов. Также существуют значимые различия в представлениях об индивидуальных личностных особенностях Конкретно указать эти различия! Анализ результатов методами математической статистики показал наличие сходных представлений у студентов и преподавателей относительно возможного места работы психолога-менеджера, области специализации, важных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств.
Рекомендации.
Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации: Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий. При чтении курсов “социальная психология” и “психология труда”обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин в практической работе психолога-менеджера. В ходе психолого-педагогической практики и при чтении курса “введение в профессию” подчеркнуть место и значение учебно-воспитательной работы. При проведении практических и тренинговых занятий обратить внимание студентов на такое личностное качество как ответственность, и его значение в работе психолога-менеджера. Данные нами рекомендации можно раскрыть в следующих положениях: Во-первых, особое внимание следует уделять не простому усвоению учащимися знаний по типу механической машины, но преломлению их в личный субъективный опыт студента как будущего профессионала. Необходима интериоризация полученных в ходе лекций сведений, их встроенность в общее понимание профессии. Если представить себе профессию психолога-менеджера кирпичным домом, то отдельные знания, умения, навыки, жизненный опыт индивида буду в нем кирпичиками. При этом такие дисциплины как социальная психология и психология труда будут лежать в его фундаменте, и будут непременно нести соответствующую им смысловую нагрузку. Значение учебно-воспитательной работы в специализации “психология управления”состоит не только в возможности выпускника заниматься преподавательской деятельностью. Оно заключено и в функциях психолога-менеджера. Воспитательная функция менеджера–это управление поведением и нравственным развитием персонала, в соответствии с целями и миссией фирмы. Педагогическая функция менеджера–это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется через профессиональное обучение персонала (38). Ответственность является важнейшей характеристикой личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В нестоящее время в психологии распространена концепция о двух видах ответственности (так называемая теория локуса контроля). Ответственность первого типа–это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В концепции Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: он одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. В настоящее время многие авторы исходят из другой посылки, полагая, что в различных по типу ситуациях возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля. Социальная зрелость и ее главная составляющая - ответственность–формируются исключительно в условиях, адекватных устремлениям личности. Обретение ответственности прямо связано с представлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели в жизни. За этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, К. Мудыбаев, В. В. Знаков, А. А. Реан, Д. Ю. Карандашев и др. ). В качестве развития такого качества как ответственность предлагаем модификацию упражнения-тренинга“Отстройка от внешнего контроля” (см. Приложение 3).
Заключение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|