реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности человеческой агресии

реферат

другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию

танатоса вовне, в направлении от “Я”.

Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия

выводится наружу и направляется на других.

Положение об инстинкте стремления к смерти было фактически отвергнуто

многими учениками Фрейда. Единственный проблеск надежды связан с тем, что

внешнее проявление эмоций, сопровождающих аггрессию, может вызвать

разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить вероятность

появления более опасных действий.

Агрессия как инстинктивное поведение: эволюционный подход.

Подходы, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что

предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния

естественного отбора.

Этологический подход. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде

всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует

у людей так же, как и других живых существ. Этот инстинкт развился в ходе

длительной эволюции.

Он считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт

борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном

темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем больше количество

агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул

нужен для того, чтобы агрессия ”выплеснулась” вовне.

Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые

существа наделены возможностью подавлять свои стремления; последнее

варьирует в зависимости от их способности наносить серьезные повреждения

своим жертвам. Таким образом, опасные хищники, например, львы, которых

природа щедро снабдила всем необходимым для успешного умерщвления других

живых существ (огромными когтями, зубами), имеют очень сильное

сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей своего

вида, в то время как менее опасные существа – люди – обладают гораздо

более слабым сдерживающим началом.

Лоренц полагал, что участие в различных действиях, не связанных с

причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до

опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия.

Охотничья гипотеза. Андри утверждает, что в результате естественного

отбора появился новый вид – охотники, которые нападали, чтобы не

голодать. Это “охотничья природа” и составляет основу человеческой

агрессивности.

Андри уверяет, что именно охотничий инстинкт как результат

естественного отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия,

поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое

активно нападает на представителей своего же вида.

Социобиологический подход. Социобиологи доказывают. Что индивидуумы

скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие

гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и

будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или

не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих

генов.

Согласно социобиологическому подходу агрессивные взаимодействия с

конкурентами представляют собой один из путей повышения репродукции в

условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи

или брачных партнеров.

Таким образом, социобиологи убеждают нас, что агрессивность - это

средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю

ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (скорее на генетическом

уровне) в естественном отборе.

Агрессия как проявление побуждения: мотивация

причинения ущерба или вреда другим.

Более распространенным является положение, согласно которому агрессия

берет начало от побуждения, определяемого как “неинстинктивная

мотивационная” сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо

существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода

депривации.

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия.

Сформулированная Доллардом и его коллегами теория фрустрауции –

агрессии звучит так:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации

При этом предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование

или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения провоцирует

агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает или

поддерживает агрессивное поведение.

Бандура при внимательном рассмотрении каждой из формулировок посчитал,

что они слишком расплывчаты.

С одной стороны ясно, что фрустрированные индивидуумы прибегают к

вербальным или физическим нападкам на других. Они скорее демонстрируют весь

спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток

преодолеть препятствие на своем пути.

Эмпирические исследования показывают следующее: несмотря на то что

фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто.

Большинство психологов считают: связь между агрессией и фрустрацией

гораздо менее жесткая, чем когда-то предполагали Доллард и его коллеги.

Миллер, одним из первых сформировавший теорию фрустрации – агрессии

внес поправки в первое положение: фрустрациия порождает различные модели

поведения, и агрессия является лишь одной из них.

Предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлена

фрустрацией, также уводит слишком далеко. Нет практически никаких сомнений

в том, что агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации.

Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации – агрессии.

Доллард и соавторы полагали, что чем в большей степени субъект

предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем больше количество

ответных реакций блокируется, те сильнее будет толчок к агрессивному

поведению. Также они пришли к выводу, что «степень замедления в любом акте

агрессии варьирует в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью

наказания, могущего последовать за этим действием». Если индивидуума

предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно

запугав каким-либо наказанием, он все еще будет стремится к агрессивным

действиям. В результате могут иметь место агрессивные действия,

направленные на совершенно другого человека, нападение на которого

ассоциируется с меньшим наказанием.

Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной

агрессии – то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по

отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям.

Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессорам жертвы

обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой

факторов, тормозящих данное поведение; и 3) стимульным сходством каждой

потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Миллер полагал, что

барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к

подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.

Анрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица.

Берковиц внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации –

агрессии. Он утверждал, что фрустрация – один из множества различных

аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные

реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают

готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только

тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – средовые

стимулы связанные с актуальными или предшествовавшими факторами,

провоцирующими злость, или с агрессией в целом.

Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно

подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и

болью.

Берковиц утверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов

агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения

ущерба фрустратору.

Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна.

Зильманн утверждал, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть

конструктом, который можно наблюдать и измерять (учащение пульса, повышение

потоотделения и артериального давления).

Одним из аспектов теории Зильманна является положение о том, что

возбуждение от одного источника, таким путем усиливая или уменьшая силу

эмоциональной реакции.

Было обнаружено, что возбуждение от таких источников, как физическая

активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика, а также

шум – способствует возникновению и проявлению агрессивных реакций.

Когнитивные модели агрессивного поведения. Модель образования новых

когнитивных связей Берковица.

В соответствии с моделью образования новых когнитивных связей

Берковица, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль,

неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования

негативного аффекта. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет

побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие.

Теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются

обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они

лишь «интенсифицируют» агрессивную реакцию на наличие некоего барьера,

препятствующего достижению цели.

Взаимозависимость познания и возбуждения.

Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом

взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса

переживания, приносящего страдания опыта и поведения». Он подчеркивал, что

независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного

напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень

возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна,

или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести,

то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны,

угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что,

проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или

почувствовал уменьшение опасности.

Когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем

возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать

импульсивно (то есть агрессивно).

Агрессия как приобретенное социальное поведение:

прямое и викарное научение насилию.

Викарное научение – научение через наблюдение научения других.

Согласно Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех

моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов,

провоцирующих их появление и 3) условий. при которых они закрепляются.

Усвоение агрессивного поведения

Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное

поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки,

требующие всестороннего научения».

Биологические факторы.

Совершение агрессивного действия зависит от основных

нейрофизиологических механизмов. Проще говоря нервная система участвует в

осуществлении любого действия, включая и агрессивное.

Непосредственный опыт.

Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность

того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

К числу положительных факторов, приводящих к заметному усилению

тенденции агрессивного поведения взрослых и детей относятся получение

материальных поощрений (деньги, вещи, игрушки), социальное одобрение или

более высокий статус, а также хорошее отношение со стороны других людей.

Научение посредством наблюдения.

Дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к

которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за

поведением других людей.

Еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как

примеры агрессии встречают одобрение или, остаются безнаказанными – это

часто вдохновляет на подобное поведение.

Регуляторы агрессивного поведения.

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное

поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная

похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения

со стороны других. Во-вторых агрессия регулируется викарным опытом:

например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.