реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Обучение умственно-отсталых детей

реферат

вспомогательной школы – составляют дети-олигофрены. При олигофрении

органическая недостаточность мозга носит остаточный, не усугубляющийся

характер, что дает основания для оптимистического прогноза. Такие дети

составляют основной контингент вспомогательной школы.

Умственная отсталость, возникшая позднее полного становления речи

ребенка, встречается относительно редко. Она не входит в понятие

олигофрения.

Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие место в

мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически

здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это

осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична.

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической

деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных

процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое

своеобразие личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно

отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально

развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим

проявлениям.

Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от

слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя

развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими

отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс,

вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их

личностную сферу.

Дидактические принципы вспомогательной школы

Различают следующие принципы обучения:

- воспитывающая и развивающая направленность обучения;

- научность и доступность обучения;

- систематичность и последовательность обучения;

- связь обучения с жизнью;

- принцип коррекции в обучении;

- принцип наглядности;

- сознательность и активность учащихся;

- индивидуальный и дифференцированый подход;

- прочность знаний, умений и навыков.

1. Воспитывающая и развивающая направленность обучения

Процесс обучения во вспомогательной школе прежде всего направлен на

формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков,но,

безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.

Воспитывающая направленность обучения во вспомогательной школе состоит

в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий,

адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании

учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся

в школе и вне ее.

В учебном плане можно выделить две группы учебных предметов, которые

особенно ярко способствуют воспитывающей направленности обучения. С одной

стороны, это учебные предметы, в содержание которых включается материал,

отражающий героизм нашего народа при защите Родины и в мирном

строительстве, рассказывающий о богатствах родного края и необходимости

беречь родную природу, о людях труда, некоторых профессиях и т.д. Эти

предметы (объяснительное чтение, история, география, естествознание) дают

материал для воспитания учащихся словом. Однако эту работу необходимо

увязывать с общественно-полезной деятельностью по охране природы и

памятников истории, культуры, краеведческой работы и др.

Другая группа учебных предметов (трудовое обучение в младших классах,

профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка)

способствуют воспитанию честности и добросовестности, желанию быть

полезным человеком общества.

Кроме того, есть учебные предметы, способствующие эстетическому и

физическому воспитанию (физкультура, рисование, пение и музыка, ритмика).

Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к

самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая

организация и высокий методический уровень проведения занятий по труду,

производственной практике, хорошая техническая оснащенность мастерских,

наличие базовых предприятий по профилю обучения, соответствующая

подготовка учителей.

Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в

содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В

условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно

отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие

преобретает особое значение. Однако развитие умственно отсталых

школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций

не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение во вспомогательной

школе носит коррекционно развивающий характер. Однако развивающую

направленность обучения следует отличать от коррекционной направленности.

В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого

ребенка, но развитие может быть и не связано с коррекцией.

Для развития умственно отсталых школьников нужны особые условия,

важнейшим из которых является обучение их во вспомогательной школе или

других адекватных их возможностям условиях, учитывающих психофизические

особенности развития этой группы аномальных детей. Осуществление

развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путем

включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них

познавательной активности и самостоятельности.

Воспитательная и коррекционная направленость обучения пронизывает весь

учебный процесс.

2. Научность и доступность обучения

Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение

современных достижений науки. Перспектив ее развития в каждом учебном

предмете.

Содержание обучения во вспомогательной школе отличается

элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный

уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам,

они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям.

Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке программ и

составлении учебников, а так же в деятельности учителей и воспитателей.

Известно, что у умственно отсталых школьников могут возникать

неправильные, а подчас и ложные представления об окружающей

действительности, так как они не в состоянии понимать сущность явлений в

отвлечении от внешних, случайных признаков и связей. Поэтому с самого

начала поступления учащихся во вспомогательную школу необходимо помогать

им познавать окружающий мир с научных позиций, в соответствии с реальной

действительностью.

Принцип научности тесно связан с принципом доступности, ведь в

конечном счете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот

материал, который им доступен.

Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсалых

шольников на уровне их реалных учебных возможностей.

Многолетняя практика и научные исследования показывают, что учебные

возможности учащихся вспомогательных школ весьма различны. В основе этих

различий лежат объективные причины, заключающиеся в неоднородности,

степени и характере проявлений основного и сопутствующего дефектов

развития детей. В связи с этим осуществление принципа доступности во

вспомогательной школе отличается определенным своеобразием: с одной

стороны предполагается неодинаковая степень усвоения программного

материала учащимися, имеющими разные учебные возможности, с другой –

определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения

уровня усвоения программного материала.

Принцип доступности, так же как и принцип научности, реализуется,

прежде всего, при разработке учебных программ и учебников. Содержание

обучения умственно отсталых школьников определяется на основании проверки

его в многолетней практике работы вспомогательной школы. Содержание

обучения отдельным учебным предметам непрерывно совершенствуется,

уточняется объем знаний, умений и навыков по годам обучения на основе

результатов научных исследований и передовой практики.

Принцип доступности реализуется так же в постоянной деятельности

педагогов путем применения соответствующих методов и методических

приемов. Известно, что использование наиболее удачной методической

системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно

отсталых школьников учебный материал.

3. Систематичность и последовательность в обучении

Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том,

что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в

определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими

пользоваться, т.е. более успешно применять на практике.

Для вспомогательной школы этот принцип имеет большое значение потому,

что для умственно отсталых школьников характерна неточность, неполнота

или фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности они

испытывают при их воспроизведении и использовании в практической

деятельности.

Принцип систематичности и последовательности реализуется как при

разработке учебных программ и учебников, так и в каждодневной работе

педагога. Это предполагает такой выбор и расположение учебного материала

в прогаммах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда

между составными частями его существует логическая связь, когда

последующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал

подготавливает учащихся к усвоению нового.

В каждом учебном предмете излагается своя система взаимсвязанных

понятий, фактов и закономерностей.

Следует отметить, что при разработке содержания учебных предметов

вспомогательной школы в основном используется та же система и логика, что

и в массовой школе. Так, на уроках математики сложение и вычитание

изучается раньше сложения и деления, при обучении грамоте сначала

изучаются звуки родного языка, затем буквы в определенной

последовательности, формируется чтение по слогам, а затем – целыми

числами. Однако в отдельных случаях построение содержания учебных

предметов вспомогательной школы имеет свою систему, логику и

последовательность расположения учебного материала. И только при изучении

истории, в связи с тем, что учащиеся испытывают большие трудности в

понимании исторических событий в их последовательности и вовремени

педагоги вынуждены сообщать им не систематические, а эпизодические знания

о наиболее значимых обытиях из истории нашей Родиы.

Особенностям умственно отсталых школьников соответствует линейно-

концентрическое расположение учебного материала, когда одни и те же

разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через неоторое время,

обычно в следующем классе, то же самое рассматривается значительно шире,

с привлечением новых сведений. Содержание многих учебных предметов

построено именно таким образом.

Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения:

обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, который

закладывается в младших классах, изучение каждого предмета происходит на

основе предыдущих знаний, которые усвоены при изучении других предметов.

Каждый раздел учебного материала должен опираться на ранее изученный.

В деятельности учителя принцип систематичности реализуется в

планировании последовательности прохождения нового учебного материала и в

повторении ранее изученного, в проверке полученных школьниками знаний и

умений, в разработке системы индивидуальной работы с ними. Исходя из

этого принципа переходить к изучению нового учебного материала можно

только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в

данное время. С учетом этого обстоятельства учитель вносит коррективы в

ранее намеченные планы.

4. Связь обучения с жизнью

Этот принцип отражает обусловленность обучения в школе общественными

потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.