реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология

реферат

на неразрешимые трудности при объяснении, например, целенаправленного и

творческого характера мыслительных процессов. Натуралистические и

механистические представления о М. развивались позднее бихевиоризмом,

который истолковывал мыслительную деятельность как совокупность беззвучных

речевых навыков, формирующихся по схеме «стимул — реакция». Этим

ассоцианистским и механистическим концепциям М. противостояли

идеалистические направления, подчёркивавшие несводимость мыслительных

процессов к ассоциированию отдельных представлений, свойственную им

безобразность и подчинённость их «детерминирующим тенденциям» (Вюрцбургская

школа). С др. стороны, представители теории целостных форм

(гештальтпсихология) понимали М. как процесс «переструктурирования»

субъектом проблемной ситуации, открывающий новые заключённые в ней

отношения и функциональные связи и невыводимый из опыта поведения и

накопленных в нём ассоциаций. Истолковывая М. как «автохтонный»

самопорождающийся процесс, представители гештальтпсихологии смыкались при

этом с интуитивизмом.

Общей чертой этих концепций является их антиисторизм, отказ от изучения

происхождения и исторического развития человеческого М. Только в начале 20

в. появились работы, в которых систематизировались накопленные данные о М.

народов, стоящих на относительно низких ступенях общественно-экономического

и культурного развития. Эти работы показали несостоятельность положения о

неизменности законов М. и внесли идею о качественных изменениях М. в

процессе его исторического развития (Л. Леви-Брюль, Франция, и др.).

Одновременно начались экспериментальные исследования зачатков М. в животном

мире (В. Кёлер, Германия; Р. Йеркс, США; Н. Н. Ладыгина-Котс, СССР),

выявившие у высших животных процессы поведения, сходные с человеческим

мышлением («практический интеллект» или, по И. П. Павлову, «ручное

мышление»). Эти исследования не только углубили понимание генетических

корней М., но и дали толчок изучению М., протекающего в форме внешнего

действия с объектами («наглядно-действенное М.», «технический интеллект») и

у человека. Открытие мыслительной деятельности в виде внешних действий в

сложных предметных ситуациях, операций с наглядными схемами, макетами

конструкций и т. д. разрушало старое представление о М. как только

внутреннем, словесно-логическом процессе и вело к признанию существования у

человека различных форм высокоразвитого М., теснейшим образом

переплетающихся между собой и переходящих друг в друга.

Научное диалектико-материалистическое понимание природы М. было дано в

трудах классиков марксизма. Отвергая взгляды на М. как на проявление

особого духовного начала, марксизм преодолевает вместе с тем ограниченность

метафизического материализма, его созерцательность и сведение мыслительной

деятельности к элементарным процессам анализа и обобщения чувственных

впечатлений. Рассматривая М. как продукт общественно-исторического

развития, как особую форму человеческой деятельности, марксизм подчёркивает

изначальную связь М. с практической деятельностью людей. «Производство

идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в

материальную деятельность... Образование представлений, мышление, духовное

общение людей является здесь ещё непосредственным порождением материального

общения людей» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 24). Труд

посредством орудий ставит человека не только перед материальными объектами,

но и перед их взаимодействием, в процессе которого обнаруживаются свойства,

недоступные непосредственно нашим ощущениям и постигаемые лишь

опосредствованно, путём умозаключений. Познавательные результаты предметных

действий закрепляются в словесной форме и, передаваясь в процессе речевого

общения др. людям, входят в систему знаний, составляющих содержание

сознания коллектива, общества. Языковая форма выражения создаёт условие,

благодаря которому отдельные звенья внешнепредметной познавательной

деятельности могут выполняться уже только во внутреннем речевом плане, в

плане сознания. Исходные чувственные данные и практическое действие

опосредствуются всё более длинным рядом мыслительных процессов,

приобретающих впоследствии способность отделяться от внешней практической

деятельности. При этом общественное разделение труда, развитие частной

собственности и дифференциация общества на антагонистические классы

приводят к отрыву умственного труда от физического, так что внутренняя

мыслительная деятельность начинает всё более противопоставляться

деятельности материальной. Это противопоставление закрепляется позднее в

идеалистических теориях М.

Утрата М. в его развитых формах прямой и непосредственной связи с

практической деятельностью приводит к тому, что оно может давать ложные,

иллюзорные знания; это ставит проблему критерия истинности М., адекватности

его результатов объективной реальности. Таким критерием является практика;

теоретические результаты, к которым приходит М., должны проверяться в

практической деятельности и в эксперименте. Однако под практикой следует

понимать здесь не индивидуальную, а совокупную общественную практику, что

делает необходимым подчинение процессов М. определенным правилам или

предписаниям, выработанным в историческом опыте познания. Созданная

человечеством система такого рода правил и предписаний («законов» М.) и

составляет содержание особой дисциплины — логики.

В противоположность идеалистическим взглядам на логические законы как

имманентно присущие М. марксизм рассматривает их как обобщённое отражение

объективных отношений действительности, осваиваемых практикой. «...

Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить

сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры

могли получить значение аксиом» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд.,

т. 29, с. 172). Общественная практика служит не только критерием истинности

М., но является также той основой, на которой вырастают логические правила

и законы. Поэтому М. не может быть сведено к совокупности мыслительных

операций, образующих его состав, и, следовательно, к «мышлению» логических

машин, выполняющих лишь те процессы, которые так или иначе задаются им

человеком. Машины являются лишь«... созданными человеческой рукой органами

человеческого мозга...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд.,

т. 46, ч. 2, с. 215), истинным же субъектом М. остаётся управляющий им

человек.

Огромное усложнение задач, решаемых современной наукой, потребовало

дальнейшего развития логического аппарата М., что привело к созданию новых

направлений формальной логики. Изучение М., однако, не может ограничиваться

только исследованием формально-логических правил. Оно включает в себя

прежде всего проблемы отношения М. к объективной реальности и общего метода

познания. Единство познавательных и логических аспектов М. нашло своё

наиболее полное выражение в марксистской диалектической логике,

представляющей собой учение о развитии, самодвижении предмета познания, как

оно отражается в движении понятий М.

Речь, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из

видов коммуникативной (см. Коммуникация)деятельности человека. Р. возникла

в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и

как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом

процессе постепенно потеряли свой «естественный» характер и стали системой

искусственных сигналов (см. Семиотика). При этом они не просто тем или иным

образом организуют в принципе независимую от них деятельность, а вносят в

неё новое объективное содержание (слово как единство общения и обобщения) и

этим способствуют перестройке её структуры: в языковом знаке фиксируются не

только внешние, природные связи объектов, но также связи и отношения,

возникающие в самом процессе деятельности.

Физиология речи. Физиологические функции, обеспечивающие общение между

людьми с помощью звуков Р., заключаются в речеобразовании и восприятии Р.

Для её продуцирования используется ряд органов. Совокупность органов,

участвующих в речеобразовании, называется речевым аппаратом (см. Органы

речи). Лёгкие с дыхательной мускулатурой, являясь исходным источником

энергии, обеспечивают развитие давлений и воздушных потоков в речевом

тракте, представленном гортанью, глоткой, ртом, носом, мягким нёбом и

губами. Совокупность действий органов речевого тракта (артикуляция) строго

координирована, в результате чего образуется членораздельная звуковая Р.

Процесс речеобразования в целом организуется нервной системой и подчиняется

иерархическому принципу управления. Основные уровни речеобразования: синтез

предложения, которое должно быть сказано; организация программы

артикуляции; реализация этой программы в последовательности артикуляторных

движений; собственно образование звукового сигнала.

Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого

индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в

широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт,

характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и

личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) —

терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей),

характеристика индивида со стороны динамической особенностей его

психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных

психических процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить три

главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления

и его эмоциональность. Общая психическая активность индивида характеризует

«динамические» особенности личности, её тенденции к самовыражению,

эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени

активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной

энергичности, стремительности действий. Двигательный, или моторный,

компонент определяется его значением как средства, с помощью которого

актуализируется внутренняя динамика психических состояний. Среди

динамических качеств двигательного компонента следует выделить быстроту,

силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения

(часть из них относится и к речевой моторике). Третий компонент Т. —

эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и

прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные моменты

«эмоциональности» — впечатлительность, импульсивность, эмоциональная

лабильность. Впечатлительность выражает степень аффективной восприимчивости

субъекта, импульсивность — быстроту, с которой эмоция становится

побудительной силой поступков и действий, эмоциональная лабильность —

скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или

сменяется другим.

Воля 1) физиолог., психическая способность животных и человека произвольно,

независимо от внешних условий, вызывать или подавлять те или другие

физические акты, главным образом, движения, и вырабатывать внутренние

импульсы деятельности. Место возникновения волевых импульсов - серое

вещество головного мозга. Механизм возникновения их неизвестен.-

Расстройства В. проявляются или в форме угнетения волевых центров,

доходящего до полного безволия (абулия), неспособности к выработке

активного импульса, или ослабления В.: волевые мотивы не ярки, не прочны,

отсюда нерешительность, или в форме чрезвычайного напряжения (гипербулия),

ускоренного реагирования, не допускающего никаких сдержек и преград

(наприм., действия в состоянии аффекта).-2) Психолог., активная сторона

жизни сознания и характеризуется как стремление, сопровождаемое сознанием

того, что цель желаемого достижима; непосредственным внешним проявлением ее

служат телесные движения; внутренне В. обнаруживается в чисто-психическом

явлении - в произвольном внимании. Слово В. употребляется в двояком смысле:

в широком - это всякая деятельность, связанная с чувствованием и познанием;

в этом смысле к ней можно отнести и все те непроизвольные

(самопроизвольные, рефлекторные, инстинктивные) действия, которые соединены

с ощущением и чувствованием, и можно рассматривать ее как первичное

душевное проявление, существующее на самой низшей ступени сознания. В узком

смысле В.- способность выбирать из различных данных возможностей, и, как

таковая, она содержит в себе размышление, то есть рассмотрение мотивов, и

собственно решение, которое непосредственно ведет за собой совершение

известного акта; в этом смысле В.- сложное производное душевное явление,

предполагающее высшее развитие сознания и чувствования. Во всяком случае,

В. неразрывно связана с познанием и чувствованием, и нельзя указать ни на

одно состояние сознания, которое всецело было бы или чистым представлением,

или чувствованием, или хотением; могут быть только состояния сознания с

преобладанием тех или других элементов. А потому спор о первенстве в.над

умом и чувствованием и обратно не имеет никакого реального обоснования.

Некоторые философы (Шопенгауэр, Гартман) рассматривают В. как вещь в себе,

видя в ней бессознательную слепую силу, действующую не только в

одушевленных существах, но и во всей природе, и являющуюся метафизическим

обоснованием всего сущего. По вопросу о произвольности наших действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.