Важной частью мировосприятия школьников становится снижение
авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд
"интеллигенции" оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это
произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованное™ знаний,
низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в
системе экономических отношений.
Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд
служит основным фактором, способствующим обесценению и разрушению мотивов
получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня
Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает
данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников,
имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями
(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет,
ни кто не знает.
Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в
глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства
массовой информации и, в частности, молодежная пресса.
Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы
образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ,
колледжей, лицеев и т. д.
Особенности молодежной субкультуры.
V Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.
V Исследования интересов подростков.
V Преступность подростков.
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма
жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От
удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом.
Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура -часть
общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой
социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в
ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают
стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура
обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все
больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают
неформальные подростковые группы.
В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы,
называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства:
70% их участников составили юноши, 30% - девушки.
"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество,
потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым,
протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не
знал, как жить дальше".
Наиболее распространенными способами проведения свободного времени
являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают
смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.
Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она
полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное
ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с
системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в
приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных
стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности
вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от
действительности, а также стремление походить на взрослых является
употребление наркотиков.
В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования
школьников 9-11 классов, которые ставили своей целью выяснить чем
интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:
|Интересы подростков (в самооценках и оценках их родителей),% |
|Контингент |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |
| | | | | | | | | | | | | |
|9-е классы | | | | | | | | | | | | |
|подростки | | | | | | | | | | | | |
|родители | | | | | | | | | | | | |
|10-11-е | | | | | | | | | | | | |
|классы | | | | | | | | | | | | |
|подростки | | | | | | | | | | | | |
|родители | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| |1,6|1,6|2,5|2,6|2,3|1,8|2,4|2,3|2,3|2,0|1,8|1,67|
| |8 |3 |8 | |6 |8 | |3 |1 |9 |7 | |
| |1,4|1,4|2,4|2,6|2,4|1,2|2,4|2,0|1,7|1,9|1,6|1,43|
| |6 |7 |3 |6 |3 |2 |2 |7 |8 |9 |9 | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| |1,7|1,6|2,5|2,5|2,5|2,2|2,4|1,9|2,1|2,2|2,1|1,68|
| |7 |7 |8 |7 |4 |1 |1 |5 |5 |4 | | |
| |1,6|1,4|2,3|2,5|2,4|1,5|2,3|1,9|1,7|2,0|1,6|1,52|
| |2 |7 |2 |8 |2 |2 |2 |7 |1 |8 |7 | |
1 .Политика 7.Природа
2.Социальные науки 8.Техника
3.Спорт 9.Бизнес
4.Мода 10.Проблемы морали
5.Культура 11 .Проблемы религии
6.Проблемы секса 12.Проблемы педагогики
Из таблицы видно, что резко сменились ценностные ориентации
подростков по сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими
интересами у подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех,
кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают
многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве,
сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой
культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу
подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем
родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно
ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует
отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не
в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой
информации.
Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. В
1993 г. 16,1% выявленных преступников - это несовершеннолетние. Ближайший
резерв преступного мира - часть молодежи, которая выбывает из школы.
Общее представление о криминализации молодежи младших возрастов
можно получить из таблицы:
| |Правонарушения и преступность среди несовершеннолетних |
| |в 1993 г. (в тыс. чел.) |
| |Возраст |Имели |Состоят в милиции|Совершили |
| | |привод в милицию | |преступления |
| | | |на учете | |
| |до 13 лет |168,6 |81,6 | |
| | |206,2 |128,1 |66,9 |
| |14-15 |281,5 |166,1 |136,9 |
| |16-17 |656,3 |375,9 |203,8 |
| |ИТОГО | | | |
Из 375,9 тыс., состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. - это
учащиеся общеобразовательных школ, 68,2 тыс. - ПТУ, 66,1 тыс. - работающие;
78,6 тыс. не работают и не учатся.
В "группировки негативной направленности" входят уличные бандиты,
вроде "люберецкой", "солнцевской" и т. д. По данным МВД, в России в 1993
году было 20 тыс. подобных группировок, в них входило 58,2 тыс. человек в
возрасте до 17 лет. Примерно четверть из них (15 тыс.) составляет кагорта
пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и
ПТУ. Эти подростки, тот непосредственный резерв и составная часть
уголовного мира.
Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в
нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня
расценивается как допустимое.
Заключение.
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы
изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию
подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны
жить в этом обществе.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической
ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся
в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою
социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций.
Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе
привело к кризису в системе образования.
В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с
унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни
и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в
умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и
поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не
принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве
подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает
современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов,
из клубка нравственных и эстетических проблем[10]».
В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной
субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских
предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от
общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и
неформальных молодёжных объединений(.
И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он
заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую
они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам
способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый
непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и
будущего общества(.
Литература.
1. Ковалева А. И. Кризис системы образования.// Социс 3/94
2. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции,
проблемы, перспективы / М. "Наука" 1993.
3. Кравченко А. И. Введение в социологию/М. "Новая школа" 1995.
4. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник/М. 1993.
5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94
6. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две
критические точки современной школы.// Социс 12/94
7. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий
старшекласснников.// Социс 6/95
8. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основных
школ.//Социс 10/94
9. Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь М. 1990.
10. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки.
М.1990.
11. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996.
12. 4. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и
воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-
политический журнал. 1998. №1.
13. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990.
14. СмелзерН. Социология. М., 1994.
15. Журнал СоцИс (стопка за 1998-99 гг., номера, к сожалению,
утеряны)
-----------------------
# Попробуйте, например, отменить любовь ужесточением санкций...
( За неимением доступных примеров не рассматривались государственные
молодёжные организации.
[1] В.Т. Лисовский. Советское студенчество: социологические очерки.
М.1990. С.44
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1 С.118
[3] Смелзер Н. Социология. М.,1994.
[4] Переработанный перечень. Оригинал см. В.Т. Лисовский. Социология
молодёжи. М.1996. С.340 Эвристика — наука, изучающая творческую
деятельность
( Эвристика — наука, изучающая творческую деятельность
( В современной молодёжной России весьма популярен американский девиз
времён хиппи: "Весь мир — бардак, все люди — гады, а солнце — #?@$
фонарь"
( По мнению одного (неизвестного) аналитика, «реклама — один из
мощнейших социальных факторов. [...] Она навязывает концепции, ценности,
цели, представления о том, кто мы и какими должны быть... Она определяет
наши взгляды, которые, в свою очередь, определяют наше поведение».(«Дрейфуя
в море рекламы»//Пробудитесь!,22 авг.
[5] Салтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной
среды—важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-
экономических реформ / Научн. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.
( Убийство на экране "злодея" "героем" чаще всего воспринимается
как должное и не считается за преступление (даже если "наказанных злодеев"
сотни), а иногда даже воспринимается как пример для подражания
( Летом'99 в «жёлтой прессе» сообщалось, что русские порностудии —
самые популярные в Европе.
[6] В.Т. Лисовский. Социология молодёжи. М.1996. С.340
[7] В.Т. Лисовский. Советское студенчество: социологические очерки.
М.1990. С. 102
[8] В.В. Морозов., А.П. Скрябов. Противоречивость социализации и
воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал.
1998. № 1.
( И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе
добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в
большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в
расчете на реальную отдачу.
( Заметим что желание пооригинальничать, которым грешат многие юноши и
девушки, имеет свою историю. Многие, похоже, давно забыли, а молодежь 80-х,
наверное, никогда не знало о том, что французский поэт Шарль Бодлер красил
волосы в фиолетовый цвет. Однако это не мешало ему писать прекрасные стихи.
Принципиальный антиэстетизм был взят в начале 20-го века на вооружение
русскими футуристами. У людей старшего поколения претензии
оригинальничающих молодых людей, их потуги на "новизну" вызывают усмешку.
[9] Почти весь текст взят из: Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь
М.1990.
[10] Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990. С.
8
( Действительно, в работах многих современных авторов, где
исследуются молодёжные субкультуры, подтекстом проходит строчка из
анекдота: «Посмотри, что там делает Вовочка, и скажи, чтобы он этого больше
не делал».
( Известно, что с выросшими детьми, даже хорошими, лучше
разъезжаться — пусть у себя делают, что хотят, а к нам в гости ходят. Но
поколению с поколением не разъехаться — на всех одна коммуналка, большой
неблагоустроенный мир. В нем живем, в нем и дальше жить. Молодежь и рада бы
своими дискотеками нам не мешать, да куда ж ей деться? И нам некуда.
Значит, и существовать надо по всем разумным коммунальным правилам, не
отравляя друг другу жизнь, не превращая площади, парки, клубы и прочие
места общего пользования в поля бестолковых и бессмысленных сражений...
(Жуховицкий)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|