реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Молодежная субкультура

реферат

Важной частью мировосприятия школьников становится снижение

авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд

"интеллигенции" оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это

произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованное™ знаний,

низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в

системе экономических отношений.

Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд

служит основным фактором, способствующим обесценению и разрушению мотивов

получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня

Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает

данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников,

имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями

(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет,

ни кто не знает.

Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в

глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства

массовой информации и, в частности, молодежная пресса.

Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы

образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ,

колледжей, лицеев и т. д.

Особенности молодежной субкультуры.

V Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.

V Исследования интересов подростков.

V Преступность подростков.

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма

жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От

удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом.

Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура -часть

общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой

социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в

ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают

стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура

обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все

больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают

неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы,

называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства:

70% их участников составили юноши, 30% - девушки.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество,

потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым,

протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не

знал, как жить дальше".

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени

являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают

смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она

полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное

ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с

системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в

приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных

стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности

вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от

действительности, а также стремление походить на взрослых является

употребление наркотиков.

В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования

школьников 9-11 классов, которые ставили своей целью выяснить чем

интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:

|Интересы подростков (в самооценках и оценках их родителей),% |

|Контингент |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |

| | | | | | | | | | | | | |

|9-е классы | | | | | | | | | | | | |

|подростки | | | | | | | | | | | | |

|родители | | | | | | | | | | | | |

|10-11-е | | | | | | | | | | | | |

|классы | | | | | | | | | | | | |

|подростки | | | | | | | | | | | | |

|родители | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| |1,6|1,6|2,5|2,6|2,3|1,8|2,4|2,3|2,3|2,0|1,8|1,67|

| |8 |3 |8 | |6 |8 | |3 |1 |9 |7 | |

| |1,4|1,4|2,4|2,6|2,4|1,2|2,4|2,0|1,7|1,9|1,6|1,43|

| |6 |7 |3 |6 |3 |2 |2 |7 |8 |9 |9 | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| |1,7|1,6|2,5|2,5|2,5|2,2|2,4|1,9|2,1|2,2|2,1|1,68|

| |7 |7 |8 |7 |4 |1 |1 |5 |5 |4 | | |

| |1,6|1,4|2,3|2,5|2,4|1,5|2,3|1,9|1,7|2,0|1,6|1,52|

| |2 |7 |2 |8 |2 |2 |2 |7 |1 |8 |7 | |

1 .Политика 7.Природа

2.Социальные науки 8.Техника

3.Спорт 9.Бизнес

4.Мода 10.Проблемы морали

5.Культура 11 .Проблемы религии

6.Проблемы секса 12.Проблемы педагогики

Из таблицы видно, что резко сменились ценностные ориентации

подростков по сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими

интересами у подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех,

кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают

многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве,

сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой

культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу

подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем

родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно

ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует

отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не

в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой

информации.

Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. В

1993 г. 16,1% выявленных преступников - это несовершеннолетние. Ближайший

резерв преступного мира - часть молодежи, которая выбывает из школы.

Общее представление о криминализации молодежи младших возрастов

можно получить из таблицы:

| |Правонарушения и преступность среди несовершеннолетних |

| |в 1993 г. (в тыс. чел.) |

| |Возраст |Имели |Состоят в милиции|Совершили |

| | |привод в милицию | |преступления |

| | | |на учете | |

| |до 13 лет |168,6 |81,6 | |

| | |206,2 |128,1 |66,9 |

| |14-15 |281,5 |166,1 |136,9 |

| |16-17 |656,3 |375,9 |203,8 |

| |ИТОГО | | | |

Из 375,9 тыс., состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. - это

учащиеся общеобразовательных школ, 68,2 тыс. - ПТУ, 66,1 тыс. - работающие;

78,6 тыс. не работают и не учатся.

В "группировки негативной направленности" входят уличные бандиты,

вроде "люберецкой", "солнцевской" и т. д. По данным МВД, в России в 1993

году было 20 тыс. подобных группировок, в них входило 58,2 тыс. человек в

возрасте до 17 лет. Примерно четверть из них (15 тыс.) составляет кагорта

пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и

ПТУ. Эти подростки, тот непосредственный резерв и составная часть

уголовного мира.

Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в

нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня

расценивается как допустимое.

Заключение.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы

изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию

подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны

жить в этом обществе.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической

ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся

в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою

социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций.

Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе

привело к кризису в системе образования.

В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с

унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни

и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в

умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и

поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не

принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве

подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает

современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов,

из клубка нравственных и эстетических проблем[10]».

В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной

субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских

предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от

общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и

неформальных молодёжных объединений(.

И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он

заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую

они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам

способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый

непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и

будущего общества(.

Литература.

1. Ковалева А. И. Кризис системы образования.// Социс 3/94

2. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции,

проблемы, перспективы / М. "Наука" 1993.

3. Кравченко А. И. Введение в социологию/М. "Новая школа" 1995.

4. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник/М. 1993.

5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94

6. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две

критические точки современной школы.// Социс 12/94

7. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий

старшекласснников.// Социс 6/95

8. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основных

школ.//Социс 10/94

9. Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь М. 1990.

10. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки.

М.1990.

11. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996.

12. 4. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и

воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-

политический журнал. 1998. №1.

13. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990.

14. СмелзерН. Социология. М., 1994.

15. Журнал СоцИс (стопка за 1998-99 гг., номера, к сожалению,

утеряны)

-----------------------

# Попробуйте, например, отменить любовь ужесточением санкций...

( За неимением доступных примеров не рассматривались государственные

молодёжные организации.

[1] В.Т. Лисовский. Советское студенчество: социологические очерки.

М.1990. С.44

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1 С.118

[3] Смелзер Н. Социология. М.,1994.

[4] Переработанный перечень. Оригинал см. В.Т. Лисовский. Социология

молодёжи. М.1996. С.340 Эвристика — наука, изучающая творческую

деятельность

( Эвристика — наука, изучающая творческую деятельность

( В современной молодёжной России весьма популярен американский девиз

времён хиппи: "Весь мир — бардак, все люди — гады, а солнце — #?@$&#

фонарь"

( По мнению одного (неизвестного) аналитика, «реклама — один из

мощнейших социальных факторов. [...] Она навязывает концепции, ценности,

цели, представления о том, кто мы и какими должны быть... Она определяет

наши взгляды, которые, в свою очередь, определяют наше поведение».(«Дрейфуя

в море рекламы»//Пробудитесь!,22 авг.

[5] Салтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной

среды—важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-

экономических реформ / Научн. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.

( Убийство на экране "злодея" "героем" чаще всего воспринимается

как должное и не считается за преступление (даже если "наказанных злодеев"

сотни), а иногда даже воспринимается как пример для подражания

( Летом'99 в «жёлтой прессе» сообщалось, что русские порностудии —

самые популярные в Европе.

[6] В.Т. Лисовский. Социология молодёжи. М.1996. С.340

[7] В.Т. Лисовский. Советское студенчество: социологические очерки.

М.1990. С. 102

[8] В.В. Морозов., А.П. Скрябов. Противоречивость социализации и

воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал.

1998. № 1.

( И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе

добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в

большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в

расчете на реальную отдачу.

( Заметим что желание пооригинальничать, которым грешат многие юноши и

девушки, имеет свою историю. Многие, похоже, давно забыли, а молодежь 80-х,

наверное, никогда не знало о том, что французский поэт Шарль Бодлер красил

волосы в фиолетовый цвет. Однако это не мешало ему писать прекрасные стихи.

Принципиальный антиэстетизм был взят в начале 20-го века на вооружение

русскими футуристами. У людей старшего поколения претензии

оригинальничающих молодых людей, их потуги на "новизну" вызывают усмешку.

[9] Почти весь текст взят из: Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь

М.1990.

[10] Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990. С.

8

( Действительно, в работах многих современных авторов, где

исследуются молодёжные субкультуры, подтекстом проходит строчка из

анекдота: «Посмотри, что там делает Вовочка, и скажи, чтобы он этого больше

не делал».

( Известно, что с выросшими детьми, даже хорошими, лучше

разъезжаться — пусть у себя делают, что хотят, а к нам в гости ходят. Но

поколению с поколением не разъехаться — на всех одна коммуналка, большой

неблагоустроенный мир. В нем живем, в нем и дальше жить. Молодежь и рада бы

своими дискотеками нам не мешать, да куда ж ей деться? И нам некуда.

Значит, и существовать надо по всем разумным коммунальным правилам, не

отравляя друг другу жизнь, не превращая площади, парки, клубы и прочие

места общего пользования в поля бестолковых и бессмысленных сражений...

(Жуховицкий)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.