|Приобретение интересной профессии |79 |81 |
|Личные денежные трудности |11 |12 |
|Денежные трудности семьи |— |14 |
|Отношения с родителями |28 |20 |
|Отношения между родителями |21 |13 |
|Отношения со сверстниками |6 |12 |
|Конфликты с педагогами |2 |4 |
|Трудности усвоения школьного материала |6 |12 |
|Чем заняться в свободное время |4 |9 |
|Личная жизнь |58 |56 |
|Здоровье членов семьи |53 |46 |
|Отсутствие фирменных вещей |4 |2 |
|Будущее |20 |— |
Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно
логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом
возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный
этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной
подготовки с бесплатным образованием.
Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность
личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными
особенностями подростков.
Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости
фактор -обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких.
Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и
материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи,
участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно
приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и
катастрофических последствий такого положения для семьи.
Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные
отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим
поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой
позиции сравнительно невелика.
Социологи Нижегородского государственного университета изучали
причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено
850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал,
что конфликты между детьми и родителями обусловленны полом ребенка.
Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
Ответы мальчиков» Ответы девочек
54,5% - мало учу уроки дома 50,3% - иногда не слушаю
родителей, делаю по-своем)
46,1% - иногда не слушаю 47,4% - мало учу уроки
дома
родителей, делаю по-своему
40,5% - из-за плохой учебы 37,2% - из-за моей
грубости,
несдержанности
34,1% - мало читаю 33,7% - из-за плохой
учебы
33,5% - много гуляю 31,9% - не убираю свои
вещи
32,7% - не убираю свои вещи 28,6% - ссорюсь с братом
(сестрой)
31,6% - из-за моей грубости, 27,4% - забываю выполнять
несдержанности просьбы, поручения
30,2% - много смотрю ТВ 25,4% - много смотрю ТВ
24,6% - много слушаю магнитофон 23,7% - мало ем, не то ем, не ем
в
школе
24,3% - мало помогаю по дому 23,5% - мало помогаю по дому
24,3% - ссорюсь с братом (сестрой) 23,3% - меня не понимают
24,3% - плохо веду себя в школе 23,3% - из-за выбора
профессии
Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с
родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать
по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.
Но возвращаясь к общим проблемам старшеклассников, замечаем, что
пятое место в ряду проблем, вызывающих обеспокоенность подростков, заняли
неблагополучные отношения между родителями. Конфликты родителей являются
источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка состояние
повышенной тревожности, вины. Интересно, что во всех без исключения семьях
с высоким уровнем конфликтности супругов дети принимают сторону матери.
Остальные проблемы, характеризуются невысокой наполняемостью
ответов.
Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой –
проблему приобретения профессии, проанализируем, какие требования
предъявляют школьники к своей будущей профессии.
|Ориентации школьников (%) |
|Предпочтительные качества будущей профессии |Москва|Подмосковье |
|Требует высокой квалификации, новых знаний |36 |22 |
|Высоко оплачивается |58 |76 |
|Самостоятельная |13 |19 |
|С гарантией от безработицы |25 |43 |
|Не вредна для здоровья |47 |42 |
|С нерегламентированным рабочим днем |17 |8 |
|Требует предприимчивости, изобретательности |21 |18 |
|Престижная |37 |30 |
|Связана с разъездами, новыми впечатлениями |25 |23 |
|Не требует физического и умственного | | |
|напряжения |4 |9 |
|Интересная |6 |— |
Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью
проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и
направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая
наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники
выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных
ориентации: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем
для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего
мальчиков(34%) и значительно меньше девочек (24%).
Второе по значимости качество для будущей профессии, повреждениям
здоровья по видимому это связано с ухудщением экологисческой ситуации в
мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой
информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.
Третье по наполняемости ответов требование в будущей,
профессии - гарантирантии от безработицы, т.е. должна быть востребована в
любых экономических ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь
понимает, сколь серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу,
причем у юношей эта проблема стоит на много острее, чем у девушек
(соответственно 77% и 33%).
Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей
профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая
квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей,
чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных высоко
урбанизированных центров, каковым является Москва.
В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья,
выяснилось, что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд,
нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же
области предпочтительнее независимость самостоятельность в
осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты
труда, гарантиям от безработицы.
Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который
выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением
целителей)
|Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их |
|родителей), % |
|Контингент |Намереваются стать |
| | |
|9-е классы | |
|подростки | |
|родители | |
|10-11-е | |
|классы | |
|подростки | |
|родители | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
| | | | | | | | | | | |
| |- |5,5 |38,8|11,4|2,5 |4,5 |3 |0,5 |20,4 |11,9 |
| |2,2 |5,6 | | |3,9 |7,8 |2,8 |0,6 |0,4 |11,8 |
| | | |40 |8,3 | | | | | | |
| |0,5 |5 | | |2,5 |4,4 |3,5 |1,5 |15,8 |- |
| |0,5 |11,8|28,1|14,3|3,2 |8,6 |1,6 |1,1 |- |0,6 |
| | | | | | | | | | | |
| | | |39,6|8 | | | | | | |
1. рабочими 5. работниками в сфере
2. гос. служащими обслуживания
3. служащими в фирме 6. научными работниками
4. предпринимателям 7. не работающими
8. Военнослужащими
Прежде всего следует отметить: практически ни кто из респондентов
не хочет, что-бы его ребенок стал рабочим. Такую же позицию занимают и сами
подростки. Желающие скорей видеть своих детей государственными служащими не
служащами в какой либо фирме среди родителй девятиклассников и в 4 раза
меньше среди родителей учащихся 10-11-х классов. Довольно близки к эти
позициям и жизненные планы самих подростков. Настораживает тот факт, что
около 3% родителей и подростков предпочли бы, чтобы последние вообще не
работали.
Полученные данные свидетельствуют также о том, что резко упал
престиж научной работы. На этот вид деятельности нацелено около 8%
родителей и практически вдвое меньше подростков. Такие ориентации,
несомненно, не могут сказаться негативно на престиже общего среднего
образования и планах на продолжение обучения в средней школе. Кстати, сами
респонденты отмечают: их выбор во многом связан с тем, что положение в
обществе и место жизни, по их мнению, сегодня ни как не связано с уровнем
образования. Эта позиция в опросе получила поддержку и среди родителей, и
среди подростков (средний балл по 4-балльной шкале в поддержку этой позиции
колеблется в пределах 1,98-2,12 балла у подростков и 2,08 - 2,21 балла у их
родителей).
Следует также отметить довольно высокий престиж предпринимательской
деятельности, причем в большей степени это отмечается среди подростков.
Так, если 8 - 8,3% родителей хотели бы видеть своих детей
предпринимателями, то среди подростков на такой вид деятельности нацелено
11,4% девятиклассников и 14,3% их более старших товарищей. Принимая во
внимание, что в средней школе намерены продолжать обучение около 80%
подростков, можно говорить о практическом совпадении позиций разных
возрастных когорт старшеклассников.
Система образования.
V Структура системы образования.
V Кризис образования, (о последствиях закона "Об образовании" для
подростков.)
V Негосударственные образовательные учреждения, их роль. 4.0прос учеников о
положении в школе.
V Исследования факторов влияющих на продолжение обучения девятиклассников.
V Проблемы снижения авторитета образования.
Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью,
оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития.
Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и
многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении
молодежи.
Смена государственнно-политического устройства и социально-
экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере
образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий
каждого молодого человека в получении образования и профессии в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|