личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная
ригидность и т.д.
Тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на зрительно-моторную
координацию, координацию движения рук, точность прохождения лабиринта и
т.п.
Тесты на восприятие. Эта группа охватывает широкий диапазон тестов: от
зрительного восприятия (завершение незаконченных изображений) до
обонятельного (предпочтение запахов).
Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о
поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии
здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.
Мнения. К этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого к
другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам и т.д.
Эстетические тесты. Это группа тестов на предпочтение музыкальных
произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.
Проективные тесты. Группа методик, предназначенных для диагностики
личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную
(многозначительную) ситуацию, например, интерпретировать содержание
сюжетной картинки. Ответы на задания этих тестов (в отличие от
интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно -
неправильно).
Ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной
ситуации. Например, одно и то же задание выполняется в одиночестве и перед
всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования
или кооперации и т.д.
Игры. Это игровые ситуации, где хорошо проявляются индивидуальные
особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав
объективных тестов.
Физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются
показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.
Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер
грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки и
другие показатели следует относить к физическим тестам.
Случайные наблюдения. Это может быть, например, число неопределенных
ответов, количество пометок на тестовом бланке, аккуратность письма,
ерзание, неусидчивость при обследовании и другие проявления.
Объективные тесты изучения личности представляют собой истинно
экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок.
По мнению большинства специалистов эта область в изучении личности в
психологии наиболее перспективна.
В. Экспериментальные методы.
В отличие от не экспериментальных и диагностических методов
"психологический эксперимент предполагает возможность активного
вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания
условий, отчетливо выявляющих психологический факт..." [Петровский Артур
Владимирович (1924)].Специфика экспериментальных методов состоит, таким
образом, в том, что они предполагают: а) организацию специальных
условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности
испытуемых;
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не
экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в
себя в качестве своих естественных моментов.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в
классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:
естественный (полевой) эксперимент;
моделирующий эксперимент;
лабораторный эксперимент.
1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого
метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.
Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует
не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они
органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в
данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как
правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи
неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические
особенности испытуемых.
Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная
замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка
проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической
включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого
метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в
частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических
методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат
для отбора экспериментальных данных.
2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента
испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует
в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью
эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в
экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях
абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или
деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей,
выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д.
Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные
исследовательские задачи.
3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -
предполагает проведение исследований в психологической лаборатории,
оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип
эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью
экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных
психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора,
различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более
сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.).
Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету
психологического исследования.
Г. Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные,
диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:
описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно
сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных
рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического
развития.
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного
изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая
принципиально новая исследовательская цель требует применения особых,
формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся
различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом
которого выступает определенная группа людей:
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,
метод поэтапного формирования и т.п.
Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению
Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование
особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное
моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их
сущность".
Использование формирующих исследовательских методов связано с
перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и
выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и
характерологические особенности испытуемых. По существу, данный
исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого
экспериментального контекста для использования всех других методов
психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления
влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его
ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной
общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной,
детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков,
психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и
др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где
все это можно организовать.
Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой
психолого-педагогической практики (как совместной деятельности
исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее
содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода
психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно
в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов
различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и
одновременно конструирует, создает новые психологические особенности
испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую
категорию методов психологического исследования и воздействия. Они
позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов,
как восприятие, внимание, память, мышление.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии
изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они
утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими
или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в
экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии
заключается в особой консолидации всех исследовательских методов,
результатом которой является образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
Заключение
Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических
исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят
в своих трудах множество вариантов классификации этих методов. Результатом
анализа стал этот реферат, который по мнению автора отражает наиболее
доступную и полную картину по данной теме.
Список использованной литературы
Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов
факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и
020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское
психологическое общество, 1999.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию
личности.- М.: Просвещение, 1985.
Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб.
и доп. - М.: 1990.
Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных
заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические
указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов
психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 -
"Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1999.
Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во
Моск ун-та, 1988.
Страницы: 1, 2, 3
|