реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методы психологических исследований

реферат

наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося

к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из

учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов

можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия",

"география", "физика" и т.д.;

это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не

просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать

(оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например,

вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную

шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет;

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все

они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако

если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные)

вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что

значительно затрудняет использование количественных способов отработки и

анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее

формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный

количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое

получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений

в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать,

как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи

анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не

могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных

зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой

ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать

отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует

сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а

также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых

подлинные цели опросов и т.д.

3. Беседа - специфичный для психологии метод исследования

человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация

между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя

людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности

другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений

широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и

представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и

последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на

первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об

испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе -

в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают

клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и

целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в

зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных

протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор

предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным

средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа

проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как

наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка

предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа

и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в

исследуемых психологических особенностях испытуемых.

4. "Архивный метод" или изучение продуктов деятельности. В

американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких

исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает

актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и

заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой

деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для

обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как "анализ продуктов

деятельности", или праксиметрический метод.

В качестве объекта исследования при использовании метода изучения

продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты

творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые

записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида

трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не

только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.

Например, наиболее распространенным методом изучения продуктов

деятельности учащихся в школе является изучение школьных сочинений. Этот

метод (также как и метод индивидуальной беседы) дает богатый

психологический материал относительно индивидуальных и возрастных

особенностей учащихся. Благодаря использованию этого метода, изменяя лишь

темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать

массовый качественный материал о самых различных особенностях учащихся.

Результаты использования этого метода (наряду с результатами наблюдения и

бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет.

Анализ продуктов деятельности - метод, широко распространенный в

исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии

творчества. Для психологии творчества он является одним из основных,

поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его

уникальности.

Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для

клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения,

маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер

продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок

больных.

Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и

исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого

изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

5. Контент-анализ. К разновидностям "архивного метода" относится также

техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее

разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет

единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко

распространен не только в психологии, но и других социальных науках.

Особенно часто он используется в практической психологии, психологии

рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами

Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии

"Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами

при анализе текста в контент-анализе являются:

слово (термин, символ);

суждение или законченная мысль;

тема;

персонаж;

автор;

целостное сообщение

6. Монографический метод. Данный исследовательский метод, не может быть

воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и

конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а

иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется,

как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и

индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения,

деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни.

При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев,

выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических

образований.

Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-

нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют

и дополняют друг друга.

Б. Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е.

методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию

изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при

помощи которых выявляются, например, различные уровни развития

психологических свойств и характеристик испытуемых.

1. Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное

задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические

характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования

является испытание, диагностика определенных психологических особенностей

человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с

ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.

Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее

отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего

исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются

обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и

характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии

различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств

определения наличного уровня развития этих психологических особенностей.

Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и

сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный

влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании,

результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с

возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти

результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты

послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических

мер.

Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования

однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно

существенное ограничение на широкое использование диагностических методов в

большинстве прикладных областях психологической науки. В силу этого

ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического

обследования требует от исследователя специальной (психологической)

подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой

тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных.

Основным недостатком большинства диагностических методик является

осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто

приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов

(иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет

экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах

экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты

эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного

подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания

их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с

психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе

эксперимента.

Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и

портативностью) состоит в очень широком спектре исследовательских задач,

которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени

овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями

и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны

учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до

изучения специфики внутриколлективных отношений.

Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных

состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают

этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то,

что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление,

не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.

Задача объяснения исследуемых явлений может быть решена только благодаря

применению экспериментальных исследовательских методов.

Наиболее полное собрание объективных тестов можно найти в "компендиуме

объективных тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и

Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов,

которые могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих

личность:

Тесты способностей. Некоторые тесты, первоначально созданные для

исследования интеллектуальных функций, знаний и высоко коррелирующие с

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.