реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Лидерство

реферат

Любой человек должен уметь и отдавать распоряжения, и следовать им,

подчиняя себя естественным законам жизни общества. Сегодня мы исполняем чей-

то приказ, завтра сами даём распоряжение, умеем брать на себя

ответственность, чётко формулировать задачи группы, коллектива.

Молодёжных группировок сейчас много. И педагог их должен знать. Так,

есть среди них кожаные рокеры-байкеры, рафинированные мажоры, или, как их

называют, «псевдюшники», есть наци в чёрных рубашках и узких чёрных

галстуках, двух- и трёхцветные фанаты, а то и просто «пофигисты», способные

в лучшем случае «забить стрелу на клубарь», в худшем — «сесть на иглу» или

«токсить». Но их ориентиры, их кумиров необходимо знать, если мы хотим быть

авторитетны для всех подростков, а не для избранных.

Лидер должен лучше других «козлить» на мотоцикле; лучше всех знать

историю любимой команды, а разного рода «суперменам» с фашистскими

эмблемами в виде двух молний — раскрыть те ценности, которые изменят их

систему взглядов, рождённую неприкаянностью переходного времени и

национальной униженностью.

В «Педагогической энциклопедии» сказано о лидере деловом и

эмоциональном, авторитарном, демократическом и либеральном. «В отличие от

руководителя, — подчёркивается там, — лидер не назначается официально, не

наделяется какими-либо формальными полномочиями и не несёт законной

ответственности за состояние дел в группе». Это распространяется на любое

объединение. Лидер от руководителя отличается тем, что не говорит: «Я

требую!», не указывает на свои звания, заслуги, меж тем как его команды

выполняются единодушно и немедленно. Один из индикаторов лидера — одежда

(внешний вид). В ней наиболее полно воплощено стремление групп: увлечения

мотоциклами, спортом, музыкой и так далее. «Униформа» лидера должна быть не

всегда яркой, но обязательно качественной, ибо одежда лидера — предмет

подражания группы, наиболее полно воплощающий её атрибутику и

направленность. Поэтому предмет этот должен быть достоин подражания, иначе

«пальма первенства» отойдёт к другим. Есть случаи, когда отсутствие

«фирмовой упаковки» служило причиной смены лидера. Более того, подростки

отказывались носить дефицитные некогда американские джинсы, если их не было

у лидера группы. Лидеру стоит это учесть.

4

Зная идеалы и установки ребят, можно составить некий обобщённый портрет

их кумира и стараться выглядеть так же. Внешний облик молодёжных кумиров и

лидеров, изменения в их имидже приводят к скачкообразным изменениям моды и

появлению, на первый взгляд, самых нелепых новаций в манере одеваться. А.

Струков, руководитель группы «Культурная революция», замечает:

«Странное дело. Не успели мы забыть про «литовки» (цензуру), как тут же

появились понятия «формат» и «максидром», улицы заполнились стройными

рядами рафинированных молодых людей, удивительным образом похожих друг на

друга, независимо от пола (кепки задом наперёд, причёски «мальчик-девочка»

с выжженными волосами...)» (Сов. Россия. 2000, 14 дек.).

Очевидно стремление молодёжи к «униформе», к стилистическому

единообразию, что некогда называлось слепым следованием моде. Так ли уж оно

слепо? Едва ли: у истоков моды — лидер, и копирование его стиля вписывается

в контекст отношений в группе, что стало определяющим началом. Если в

молодёжную группу пришёл «рядовой» участник в экстравагантном наряде, — это

может оказаться поводом для насмешек; лидер же, появившись в таком виде,

«узаконивает» моду для группы подростков и молодёжи. Один из претендентов

на русский престол подписывался так:

«Малый с малыми, добрый с добрыми, злой со злыми». Это одно из основных

качеств лидера — умение к каждому найти тропу, «отзеркалить» человека, с

тем чтобы понять его и найти именно те слова, аргументы, что подействуют на

него безотказно. Если мы хотим быть лидерами, надо уметь стать «своими»,

иначе останемся лишь раздражающим внешним фактором. Запомним: на группу

всегда сильнее действует эмоциональное начало, чем логическое. Лидером

скорее становится тот, кто поддержит настроение и с помощью положительных

эмоций сформирует установку, а не тот, кто способен много и умно доказывать

что-то, не воздействуя на настроение.

...Вокруг нас многие ребята слоняются без дела. А ведь мы и они взаимно

могли бы друг другу помочь. Именно об этом думал А.П. Гайдар, когда писал

«Тимура и его команду». К.Г. Паустовский вспоминает об этом так: «Года за

два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. У

меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого

лекарства. Его нигде не было. Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе

домой.

— Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков из нашего

двора, я жду.

Он повесил трубку. Через 10 минут раздался отчаянный звонок у двери.

Гайдар вышел в переднюю. На площадке за дверью стояло человек десять

мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

— Вот что, — сказал им Гайдар. — Тяжело болен один мальчик, нужно вот

такое лекарство. Я вам запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же на

юг, восток, север и запад. Из аптек звонить мне сюда. Всё поняли?

— Понятно, Аркадий Петрович, — закричали мальчики и понеслись вниз по

лестнице. Вскоре начались звонки... Через 40 минут восторженный детский

голос прокричал в трубку: «Аркадий Петрович, есть, я достал!» — «Где?» — «В

Марьиной роще!» — «Вези сюда, немедленно!..»

Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

— Ну, что, — спросил меня Гайдар, собираясь уходить, — хорошо работает

моя команда?»

5.1 Уверенность и осведомлённость

Учителю, если он хочет стать лидером, просто необходимо знать

приоритеты и цели группы, безошибочно определять, кто из ребят пользуется

наибольшим авторитетом и почему. Если мы пришли в класс или в отряд к

подросткам, как это сделать быстрее и безошибочнее? Рассмотрим на примерах.

Учитель входит в класс и неожиданно обращается с вопросом: «Кто у вас

лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз

тот, о ком был задан вопрос. В другом случае называют различных ребят, но

все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить

ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я».

По этому восторгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он

общается наиболее часто.

Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется

в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном

входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не

видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное

обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.

Отличительная особенность положения лидера в группе — закрытость,

защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место как можно дальше,

напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации).

Если же он сел рядом, знайте: готовится «прикол» или своеобразное

приглашение к сотрудничеству (принимать его стоит лишь тогда, когда

лидерство однозначно уже переходит к вам).

Можно провести известный тест — изображение человека из 10

геометрических фигур. Квадрат — наиболее устойчивый среди них. Лидерские

качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено

наибольшее количество квадратов.

Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением,

требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть

форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»), — ответит первым лидер.

Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Мы спрашиваем на

вечере: «Поздновато, может, разойдёмся?» Внимательно посмотрим, кто ответит

первым «да» или «нет». Это и будет тот, чья поддержка нам особенно важна в

работе с ребятами, кто играет ту роль, которая должна принадлежать нам

самим. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах

аудитории.

Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального

руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей

степени. Не навязывайте ему руководство, ведь подлинным вожаком группы

сможет стать тот, кого класс или отряд изберёт для этого при нашей

поддержке.

Как ещё узнать лидера? Какие качества выделить? Наконец, как стать им?

Какие условия соблюдать? Понаблюдайте за ребятами внимательно, и вы

увидите, что лидер — это тот, чьи слова в весёлой компании непременно

вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и

остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы

в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход.

Уверенность и зачастую бескомпромиссность лидера закрепляется

характерным взглядом. Люди, оказывающие наибольшее влияние на ход истории,

непременно обладали особенностью взгляда как наиболее сильного средства

воздействия на собеседника. Исторические персонажи подтверждают это: сила

их взгляда оказывает огромное императивное воздействие. А.А. Громыко

вспоминает: «Сталин имел обыкновение, выступая, скажем, с упрёком по ад-

ресу того или иного зарубежного деятеля или в полемике с ним, смотреть на

него пристально, не отводя глаз в течение какого-то времени. И надо

сказать, объект его внимания чувствовал себя в эти минуты неуютно. Шипы

этого взгляда пронизывали». Обратим внимание: это воздействие оказывалось

на иностранцев, то есть на тех, кто не трепетал перед советским лидером, не

боялся его.

Важные сведения о силе взгляда содержатся в художественных текстах. А.

Дюма пишет о графе Калиостро, присутствующем на капище на Гром-горе: «Под

его повелительным взглядом шпаги начали опускаться. Одни тотчас, другие

медленно, пропорционально силе сопротивления натур этому мощному взгляду»

5.2 Речевая характеристика лидера

Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её

речевой портрет. Приходилось слышать, что стремление разделить интересы

молодёжи разлагает её. И это в какой-то мере справедливо. Однако сколь бы

высоки и гуманны ни были наши мысли и требования, они останутся внешним и

довольно скучным явлением, если мы не сможем посмотреть на мир глазами

воспитанников, с позиций их мотивов и ценностей. Вести за собой имеет право

лишь тот, кто уже осознаётся как «свой», кто интуитивно чувствует каждого в

группе, быстрее и точнее других откликнется на ещё не прозвучавшие вопрос и

просьбу.

При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают,

никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о

выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе

быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета»

лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для

собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия

арбитра. У него полно анекдотов, скетчей, забавных историй на все случаи

жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая

себе репутацию человека феноменальной памяти.

У подростков есть некая способность осознавать лидерские качества

одного из членов группы, и это удивительно точно показывает Юхан Борген,

повествуя о Вилфреде (Маленьком Лорде), превращающем группу враждебных

подростков в своих единомышленников. Это рождение асоциального, даже

антисоциального лидера, способного вести за собой на убийство. И всё же его

речевые качества, наиболее притягательные для ребят, педагог должен знать,

чтобы в одном случае противопоставить им заранее подготовленные приёмы

психолого-педагогического воздействия, а в другом — воспользоваться

некоторыми, чтобы разрушить сложившиеся негативные стереотипы и изнутри

группы воспитать новые.

— Ладно, ребята, — бросил он в темноту. — Что будем делать? Он услышал

незнакомые нотки в собственном голосе, услышал голос незнакомого парня,

того самого Вилфреда, с которым изредка ему удавалось свести знакомство,

чувствовал в себе силу этого парня, его стремление верховодить.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.