реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Лидерство

реферат

минимальное время. Современные технические средства связи и

информации отвечают этому требованию.

3. Окружение лидера

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения.

Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам.

Личная преданность - важное качество окружения, но недостаточное для

современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу,

взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная

устойчивость, убежденность также дают право занимать место в

коллективе, окружающем лидера. Привлекательными для окружения

выступают престижность места, возможность карьеры, признание в

коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в

стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной

компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем

состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей

роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими

способностями для политической работы. В лидере как бы концентрируются

качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в

подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.

Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой,

лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность,

сознание ответственности перед обществом (или управляемым

учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми

качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества

сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать

стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег,

положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно,

обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать

условия для их профессионального роста, использовать их способности и

возможности.

Управление политическими процессами настолько связано с

управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии

подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем

собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о

проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их

настроениями.

Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении «мозговой

центр» - совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим

проблемам политики. Тогда власть располагает компетентными

рекомендациями и консультациями, результатами так называемой

"мозговой атаки" - срочной и напряженной коллективной работы узкого или

более широкого круга специалистов для решения какой-либо

неотложной проблемы. Современные государственные деятели и политики

обычно создают в центрах власти штаты советников и экспертов-

профессионалов. Они всегда существовали при государях в виде

всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в том,

чтобы заполнять такие учреждения разного рода Советы безопасности,

комитеты и комиссии) не сановниками, а знатоками. Так решаются не

только отдельные политические задачи, но и проблема научной политики,

которую в нашем столетии все так или иначе пытаются решить.

4. Карьера лидера

Карьера зависит не только от общих условий, но и от личных качеств

лидера. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем

некоторые из них.

Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной

программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех

или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего

числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять

интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике

редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений.

Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и

революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и

продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических

программ.

Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви в

Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях

католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них

настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер

оказался подлинным лидером. Идея религиозной и политической реформы

овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны.

Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее

совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов. Когда в 1917

г., через 400 лет, в другую эпоху великих исторических перемен, в

России у власти оказалось Временное правительство, его глава А. Ф.

Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы чаяниям общества.

И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.

Организационная функция включает создание кадров и системы

управления, сплочение сторонников, планирование политических

процессов и действий, практических аспектов политической работы.

Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает

условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей,

контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на

компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и

др.

Координационная функция - согласование действий институтов власти,

учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их

решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с

принятой в обществе системой ценностей.

Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения,

общества вокруг программы лидера.

5. Как выделить лидера в ученическом коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых

острых, актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе — опора

классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры — это

ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников,

способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот

почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно

знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по

различным признакам.

Педагог, будь он воспитателем или учителем, классным руководителем или

директором школы, — это прежде всего лидер, человек, который умеет всё или

почти всё. Он может вести урок, проверять посты на дежурстве, увлечённо

рассказывать о пришельцах из космоса на классном часе, придумать реквизит к

спектаклю, организовать поход, начинающийся на рассвете. Он лучше всех

проведёт КВН, интригующе поставит животрепещущие проблемы на «Часе

откровений». Между тем он не маг, он — педагог. И этим всё сказано.

Нередко приходится слышать, что молодёжь стосковалась по ярким лидерам,

но среди учителей их нет. Не верьте этому! Лучшие учителя соединяют в себе

авторитет наставника и искромётный задор лидера, венчанного в этом звании

самими ребятами, с благоговением считающими, что их директор, учитель,

классный — самый «классный». Что его ум, находчивость, смекалка, эрудиция,

умение преодолевать трудности — для них пример, подтверждающий подлинный

смысл авторитета — не навязываемого извне, а внутренне принятого,

неоспоримого.

Все лидеры — неформальные, формальных не бывает. Формально бывает

только «кресло» — должность директора, начальника, руководителя, которых

назначали, но которые далеко не всегда становятся вдохновителями,

организаторами, т.е. лидерами.

Изучая современное состояние воспитания, я пришёл к выводу, что

проблема лидера, власти, харизмы — одна из важнейших в человеческих

взаимоотношениях, в педагогике, но о ней, о её важности, значимости мы как-

то не говорим. Между тем подрастают новые эскадроны тинэйджеров, никак и

никем не организуемые. Но табун, не имеющий вожака, обречён на гибель.

Каждому учителю полезно развивать в себе качества подлинного лидера,

приглядеться к тому, кто пользуется подростковым уважением. Это

предостережёт учителя от опасности оказаться скучным и навязчивым,

«чужаком» в детском сообществе.

Что говорят лидеры о себе? Обратимся к их самонаблюдениям, чтобы

понять, с кем имеем дело и кем может стать учитель, воспитатель, ведущий за

собой ребят.

Сергей (12 лет) в беседе с психологом признаётся:

«В детстве, когда играли в войну, меня всегда избирали командиром,

Чапаевым. Я как-то умудрялся прекращать драки, а как — и сам не знаю. Если

надо, то сам дрался, часто проигрывал. Когда Вера Сергеевна забрала у

Алёшки дневник и вызвала родителей, я встал и сказал, что она неправа. Все

затаились, её ребята боятся. А она накричала на меня, но дневник ему

отдала. Меня стали уважать даже те, с кем я часто дрался...»

Здесь много признаний, актуальных для нас, педагогов. Главная черта

лидера — справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он

не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно

прежде всего коллективу, делу.

А вот что говорит о себе учитель, вспоминая о том времени, когда он был

вожатым пионерского лагеря: «Я начинал день, как всегда, затянутым в

«фирму»: это для ребят важнее, чем моё настроение. Они видят меня таким,

какими хотят видеть себя. Однажды на берегу реки ветром у меня с головы

снесло бейсболку. Я не успел оглянуться (мы о чём-то оживлённо говорили),

как мальчишки наперегонки бросились за ней, хотя купаться было

категорически запрещено. Я не знал, как реагировать: наказывать или

хвалить.

На второй же неделе я стал в них видеть себя со стороны: они старались

так же, как я, одеваться, говорить, даже пословицы у них были те же,

которые употреблял я. Когда мы однажды возвращались с совхозного поля по

грядкам, я увидел кучу картофеля, в беспорядке лежавшего возле пустых

мешков. «Уничтожить!» — внезапно вырвалось у меня, и я показал на кучу.

Через две минуты картошка словно сама собой упаковалась в мешки, а мы

продолжали о чём-то говорить».

Педагог, вспоминающий это, — несомненный лидер подростков. Он приходит

к выводу о том, что должен быть примером, эталоном для ребят во всём — от

внешнего вида до умения увлечь делом, словом. Одним своим присутствием он

укрепляет силы отряда, приводит его к победе. Здесь выявляется и такая

значительная проблема: принимать или нет «знаки внимания»? Думаю, что мы не

имеем права реагировать на них, их нужно спокойно и без аффектации

игнорировать.

«Боевой» приказ — «уничтожить!» — случайно вырывается у вожатого. Этот

императив органичен всему речевому потоку, и это сделало приказ обычным

элементом диалогического взаимодействия педагога с ребятами. Их реакция

была тоже самой естественной.

Общество, начиная со своих микроструктур, иерархично по самой своей

природе, и проявление лидера вполне естественно. Талантливый директор,

учитель, воспитатель соединяет в себе лидера, принятого группой, и

человека, «назначенного свыше». Выступать в столь различных функциях

сложно, но именно это побуждает учителя и воспитателя изучать психологию

подросткового коллектива, иерархию в нём, чтобы стать тем, кого ждут

подростки: не начальником, а другом, командиром, храбрейшим из бойцов,

самым неутомимым среди рассказчиков. Наших учеников надо учить жить в

коллективе — учить разумному лидированию и разумному подчинению. В

современной педагогике стали актуальными лозунги свободы, многие учителя и

ученики отвергают приказ как жёсткое требование, как пережиток

авторитаризма. Между тем А.С. Макаренко считал, что умение приказывать и

подчиняться делает человека гражданином подлинно демократического общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.