минимальное время. Современные технические средства связи и
информации отвечают этому требованию.
3. Окружение лидера
Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения.
Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам.
Личная преданность - важное качество окружения, но недостаточное для
современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу,
взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная
устойчивость, убежденность также дают право занимать место в
коллективе, окружающем лидера. Привлекательными для окружения
выступают престижность места, возможность карьеры, признание в
коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в
стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной
компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем
состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей
роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими
способностями для политической работы. В лидере как бы концентрируются
качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в
подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.
Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой,
лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность,
сознание ответственности перед обществом (или управляемым
учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми
качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества
сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать
стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег,
положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно,
обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать
условия для их профессионального роста, использовать их способности и
возможности.
Управление политическими процессами настолько связано с
управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии
подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем
собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о
проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их
настроениями.
Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении «мозговой
центр» - совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим
проблемам политики. Тогда власть располагает компетентными
рекомендациями и консультациями, результатами так называемой
"мозговой атаки" - срочной и напряженной коллективной работы узкого или
более широкого круга специалистов для решения какой-либо
неотложной проблемы. Современные государственные деятели и политики
обычно создают в центрах власти штаты советников и экспертов-
профессионалов. Они всегда существовали при государях в виде
всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в том,
чтобы заполнять такие учреждения разного рода Советы безопасности,
комитеты и комиссии) не сановниками, а знатоками. Так решаются не
только отдельные политические задачи, но и проблема научной политики,
которую в нашем столетии все так или иначе пытаются решить.
4. Карьера лидера
Карьера зависит не только от общих условий, но и от личных качеств
лидера. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем
некоторые из них.
Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной
программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех
или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего
числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять
интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике
редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений.
Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и
революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и
продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических
программ.
Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви в
Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях
католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них
настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер
оказался подлинным лидером. Идея религиозной и политической реформы
овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны.
Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее
совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов. Когда в 1917
г., через 400 лет, в другую эпоху великих исторических перемен, в
России у власти оказалось Временное правительство, его глава А. Ф.
Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы чаяниям общества.
И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.
Организационная функция включает создание кадров и системы
управления, сплочение сторонников, планирование политических
процессов и действий, практических аспектов политической работы.
Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает
условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей,
контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на
компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и
др.
Координационная функция - согласование действий институтов власти,
учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их
решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с
принятой в обществе системой ценностей.
Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения,
общества вокруг программы лидера.
5. Как выделить лидера в ученическом коллективе
Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых
острых, актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе — опора
классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры — это
ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников,
способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот
почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно
знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по
различным признакам.
Педагог, будь он воспитателем или учителем, классным руководителем или
директором школы, — это прежде всего лидер, человек, который умеет всё или
почти всё. Он может вести урок, проверять посты на дежурстве, увлечённо
рассказывать о пришельцах из космоса на классном часе, придумать реквизит к
спектаклю, организовать поход, начинающийся на рассвете. Он лучше всех
проведёт КВН, интригующе поставит животрепещущие проблемы на «Часе
откровений». Между тем он не маг, он — педагог. И этим всё сказано.
Нередко приходится слышать, что молодёжь стосковалась по ярким лидерам,
но среди учителей их нет. Не верьте этому! Лучшие учителя соединяют в себе
авторитет наставника и искромётный задор лидера, венчанного в этом звании
самими ребятами, с благоговением считающими, что их директор, учитель,
классный — самый «классный». Что его ум, находчивость, смекалка, эрудиция,
умение преодолевать трудности — для них пример, подтверждающий подлинный
смысл авторитета — не навязываемого извне, а внутренне принятого,
неоспоримого.
Все лидеры — неформальные, формальных не бывает. Формально бывает
только «кресло» — должность директора, начальника, руководителя, которых
назначали, но которые далеко не всегда становятся вдохновителями,
организаторами, т.е. лидерами.
Изучая современное состояние воспитания, я пришёл к выводу, что
проблема лидера, власти, харизмы — одна из важнейших в человеческих
взаимоотношениях, в педагогике, но о ней, о её важности, значимости мы как-
то не говорим. Между тем подрастают новые эскадроны тинэйджеров, никак и
никем не организуемые. Но табун, не имеющий вожака, обречён на гибель.
Каждому учителю полезно развивать в себе качества подлинного лидера,
приглядеться к тому, кто пользуется подростковым уважением. Это
предостережёт учителя от опасности оказаться скучным и навязчивым,
«чужаком» в детском сообществе.
Что говорят лидеры о себе? Обратимся к их самонаблюдениям, чтобы
понять, с кем имеем дело и кем может стать учитель, воспитатель, ведущий за
собой ребят.
Сергей (12 лет) в беседе с психологом признаётся:
«В детстве, когда играли в войну, меня всегда избирали командиром,
Чапаевым. Я как-то умудрялся прекращать драки, а как — и сам не знаю. Если
надо, то сам дрался, часто проигрывал. Когда Вера Сергеевна забрала у
Алёшки дневник и вызвала родителей, я встал и сказал, что она неправа. Все
затаились, её ребята боятся. А она накричала на меня, но дневник ему
отдала. Меня стали уважать даже те, с кем я часто дрался...»
Здесь много признаний, актуальных для нас, педагогов. Главная черта
лидера — справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он
не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно
прежде всего коллективу, делу.
А вот что говорит о себе учитель, вспоминая о том времени, когда он был
вожатым пионерского лагеря: «Я начинал день, как всегда, затянутым в
«фирму»: это для ребят важнее, чем моё настроение. Они видят меня таким,
какими хотят видеть себя. Однажды на берегу реки ветром у меня с головы
снесло бейсболку. Я не успел оглянуться (мы о чём-то оживлённо говорили),
как мальчишки наперегонки бросились за ней, хотя купаться было
категорически запрещено. Я не знал, как реагировать: наказывать или
хвалить.
На второй же неделе я стал в них видеть себя со стороны: они старались
так же, как я, одеваться, говорить, даже пословицы у них были те же,
которые употреблял я. Когда мы однажды возвращались с совхозного поля по
грядкам, я увидел кучу картофеля, в беспорядке лежавшего возле пустых
мешков. «Уничтожить!» — внезапно вырвалось у меня, и я показал на кучу.
Через две минуты картошка словно сама собой упаковалась в мешки, а мы
продолжали о чём-то говорить».
Педагог, вспоминающий это, — несомненный лидер подростков. Он приходит
к выводу о том, что должен быть примером, эталоном для ребят во всём — от
внешнего вида до умения увлечь делом, словом. Одним своим присутствием он
укрепляет силы отряда, приводит его к победе. Здесь выявляется и такая
значительная проблема: принимать или нет «знаки внимания»? Думаю, что мы не
имеем права реагировать на них, их нужно спокойно и без аффектации
игнорировать.
«Боевой» приказ — «уничтожить!» — случайно вырывается у вожатого. Этот
императив органичен всему речевому потоку, и это сделало приказ обычным
элементом диалогического взаимодействия педагога с ребятами. Их реакция
была тоже самой естественной.
Общество, начиная со своих микроструктур, иерархично по самой своей
природе, и проявление лидера вполне естественно. Талантливый директор,
учитель, воспитатель соединяет в себе лидера, принятого группой, и
человека, «назначенного свыше». Выступать в столь различных функциях
сложно, но именно это побуждает учителя и воспитателя изучать психологию
подросткового коллектива, иерархию в нём, чтобы стать тем, кого ждут
подростки: не начальником, а другом, командиром, храбрейшим из бойцов,
самым неутомимым среди рассказчиков. Наших учеников надо учить жить в
коллективе — учить разумному лидированию и разумному подчинению. В
современной педагогике стали актуальными лозунги свободы, многие учителя и
ученики отвергают приказ как жёсткое требование, как пережиток
авторитаризма. Между тем А.С. Макаренко считал, что умение приказывать и
подчиняться делает человека гражданином подлинно демократического общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|