p>Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни. Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптации- с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов. (43) При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой. Наше исследование предпринято с целью изучения личностных особенностей как факторов адаптации в пост трудовой период.
Глава II. Организация и методы исследования
Цельюданного исследования является изучение особенностей личности пожилых людей как фактора адаптации в посттрудовой период. В качестве гипотезыбыло выдвинуто предположение о том, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период. Личностные особенности выступают как фактор успешности процесса адаптации. Особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности определяют адаптацию пожилого человека в посттрудовой период.
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
Исследовать особенности адаптации пожилых людей в посттрудовой период. Изучить особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации в посттрудовой период. Выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающую успешную адаптацию после выхода на пенсию. Разработать рекомендации по профилактике дезадаптации в посттрудовой период жизни пожилого человека.
Для решения поставленных задач был подобран комплекс. a) Метод беседы. Цель: - установление контакта с испытуемыми изучение социально- демографических характеристик
исследование эмоционального; мотивационно-потребностного компонента личности. Вопросы:
1. Ваш возраст? 2. Какое у Вас образование? 3. Где и кем Вы работали до выхода на пенсию? 4. Как долго вы работали? (сколько лет) 5. Вы живете один или с родственниками? 6. Раскажите о своей семье?
7. Как Вы считаете, что изменилось к лучшему в Вашей жизни после выхода на пенсию? 8. Что изменилось к худшему в Вашей жизни после ухода на пенсию? 9. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
10. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?
Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов: Социально - демографические характеристики (1-6 вопросы) полученные данные учитывались при формировании выборки.
Особенности эмоциональной сферы (7-8 вопросы)
Особенности мотивационно-потребностной сферы (9-10 вопросы). Для изучения степени адаптации в пожилом возрасте использовалась методика диагностики социально 0 психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. (41) Данная методика относится к классу оп росников. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиля поведения. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести бальной шкале:
"0" -это ко мне совершенно не относится; "2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; "3" -не решаюсь отнести это к себе; "4" - это, похоже, на меня но нет уверенности; "5" -это на меня, похоже; "6" -это точно про меня;
Подчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:
адаптивность (34 высказывания) дезадаптивность (34 высказывания) Индекс высчитывается по формуле:
На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группа испытуемых:
1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации (группа А) Пенсионеры со средним уровнем адаптации (группа В) Пенсионеры с низким уровнем адаптации (группа С)
Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (д)
xi - каждое наблюдаемое значение признака n - количество наблюдений У - знак суммирования
Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики:
Для изучения самосознания:
- Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева) Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности. В ЛД отобрана 21 личностная черта (см. приложение) Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех классических факторов семантического дифференциала:
Оценки Силы Активности
Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе. - Шкала " Самоприятия" опросника СПА (41) На основе анализа результатов подсчитывается интегральный показатель на основе двух факторов:
a - принятия себя b - неприятия себя
Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.
- Шкала "Интегральность" опростника СПА
Интерпретация результатов проводится на основе интегрального показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам:
a - внутренний контроль b - внешний контроль
Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения. 2) Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применялась Методика незаконченных предложений. (На основе методики Дж. Нюттена) (53) Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
Я надеюсь … В будущем мае жизнь … То, к чему я стремился в юности… Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что… Лучший период в моей жизни… Когда я вышел на пенсию… Моя жизнь до выхода на пенсию… Я бы хотел, чтобы родственники… Я буду очень рад, если… Старость для меня – это… Я намериваюсь…
Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к выходу на пенсию, к старости, к родственникам. Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:
положительную отрицательную безразличную
Для изучения мотива аффилизации использовалась шкала “Принятие других” методики СПА. По данной шкале подсчитывается показатель “Принятия других” по формуле:
a – принятие других б – непринятие других
Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения:
высокий средний низкий
При исследовании эмоциональной сферы личности применялись следующие методы: Шкала “Эмоциональный комфорт” опростника К. Роджерса и Р. Даймонда. Подсчитывался показатель “эмоциональный комфорт”, который включал в себя результаты по двум шкалам: эмоциональный комфорт
эмоциональный дискомфорт
На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального комфорта:
высокая средняя низкая
Методика незаконченных предложений (вариант методики Дж. Нюттена) Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
Я боюсь, что… Мое настроение ухудшается…
Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы. (Испытываемые человеком страхи и опасения) При статистической обработке полученных результатов использовались следующие методы:
1. Метод Стьюдента (t–критерий). (46)
Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением. где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2, SД – стандартная ошибка разности. Если n1= n2 , то где n1 и n2 - число элементов в первой и во второй выборках, д1 и д2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки. Если n1? n2 то Уровень значительности определяется по специальной таблице. Критерий ц* - угловое преобразование Фишера. (45) Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак. Эмпирическое значение ц* подсчитывается по формуле:
ц*=( ц1- ц2) . , где ц1 – угол, соответствующий большой процентной доле. ц2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле. n1 – количество наблюдений в выборке 1 n2 – количество наблюдений в выборке 2
Уровень значительности ц* эмпирического значения определяется по специальной таблице. Чем больше величина ц*, тем более вероятно, что различия достоверны. В последствии приняли участие 62 неработающих пенсионера. Среди них 30 мужчин и 32 женщины в возрасте от 55 до 65 лет.
Глава III.
Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период.
§1. Особенности адаптации в пожилом возрасте.
Для изучения степени адаптации применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. На основе анализа интегрального показателя адаптации были выделены 3 экспериментальные группы испытуемых:
1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации – группа A. Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67) 2. Пенсионеры со средним уровнем адаптации – группа B. Значение показателя адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56, 6) 3. Пенсионеры с низким уровнем адаптации – группа C. Значение показателя адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41, 3)
Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными группами проверялось с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются статистически значимыми при p? 0, 01 между группами A и B, группами B и C, группами A и C. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период. Большинство пожилых людей характеризуются средней степенью адаптации (65%). Пенсионеров с высоким уровнем адаптации– 19%. Существует группа пенсионеров с низким уровнем адаптации (16%). Проводился анализ половых различий в уровне адаптации в посттрудовой период. Было выявлено, что большинство женщин и мужчин, характеризуются средним уровнем адаптации (65% и 63% соответственно)– см. таб. №1
Таблица №1
Половые различия адаптации пенсионеров в посттрудовой период (по группам испытуемых, %)
Испытуемые Экспериментальные группы A (высок. уров. ад. ) B (сред. уров. ад. ) C (низк. уров. ад. ) Мужчины 20 63 17 Женщины 19 65 16
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|