реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Личность и межличностные отношения

реферат

раз — когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется

в виду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача — понять

необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит.

В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс

взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений,

приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тот или иной смысл,

теперь открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше

движение образно представить себе как движение в горизонтальной плоскости,

то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в

соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих

себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются

до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую

функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной

системы личностных смыслов — становление личности.

Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный,

состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные

особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому,

прослеживая последовательные его сечения, мы замечаем лишь отдельные

сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход,

знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие,

изменяющее ход всего последующего психического развития.

Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в

неосознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших

животных. Другое дело — самосознание осознание своего Я. Оно есть

результат, продукт становления человека как личности.

6. Психические свойства личности

и межличностные отношения

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овла-

дения им социальными ценностями и его способность к реализации этих

ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens -

представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие

личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломле-

нием в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отноше-

ний конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями

социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания,

соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою

очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах

личности проявляются возможности данного человека к участию в общест-

венных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к

отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их ус-

тойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к

реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих

возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоцио-

нально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характе-

ром и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на опреде-

ленной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет

его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной

системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены воз-

можности будущего его психического развития. Но человеческое существо

становится человеком только благодаря социальной наследственности -

благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в

знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в сис-

теме общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его со-

циальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не

только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в

человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" сторо-

ны. Все природные биологические задатки человека являются человечески-

ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных

общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведе-

ния людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами

человека (например, черты его характера), в действительности является

закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия

между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и

возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное

расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отноше-

ниями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее от-

ношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса-

ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преоб-

ладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятель-

ность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Лич-

ность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же труд-

ности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами

(вплоть до преступных).

Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким

способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач

она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям

своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняю-

щиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклоне-

ния - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты,

невротики, лица с задержками психического развития и с личностными ак-

центуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находя-

щейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает

личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В крити-

ческих ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию,

остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целост-

ность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях

она предупреждает системой средств психологической защиты (рационали-

зацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного разви-

тия, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для

себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость

завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способнос-

тей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные

отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и ин-

тересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из

реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая лич-

ность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чес-

ти. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых це-

лей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные

требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без

психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя,

а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна

взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с

эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную ре-

активность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Об-

ладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя

со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от

произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять

самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных реп-

рессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - ду-

ховностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внут-

ренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчинен-

ность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее

сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низ-

менного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуж-

дений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

7. Психоанализ З. Фрейда

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) являлся известным австрийским психиатром и

психоаналитиком. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень

сложный и противоречивый путь. Наблюдая патологические отклонения в

психике, он пришел к выводу о наличии в сознании человека особой

бессознательной сферы, некого бездонного потаенного резервуара переживаний,

который в принципе не может быть до конца просветлен светом

разума, и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и

его внешнее поведение. Начиная с раннего детства многие переживания

человека, забываются сознанием и вытесняются в бессознательное продолжая

там жить всю оставшуюся жизнь, беспокоя и мучая человека, иногда

разрастаясь до серьезных психических расстройств порождая страх, комплексы,

суеверия. Фрейд полагал, что психиатрия должна лечить не тело, а личность.

Метод психоанализа состоял в раскапывании у пациента его бессознательного,

пытаясь добраться до тех "забытых" переживаний, которые когда-то потрясли

психику и ушли в подсознание, но продолжают мучить человека. Как только эти

переживания осознаются, вспоминаются, они перестают довлеть над психикой.

Свои основные идеи Фрейд изложил в работах "Я и Оно", "Тотем и табу",

"Толкование сновидений" и др.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной

предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и

приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы

в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность

психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество

психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим

его качествам.

Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет прочтена всеми

интересующимися психологией, то я был бы готов к тому, что уже на этом

месте часть читателей остановится и не последует далее, ибо здесь первое

применение психоанализа. Для большинства философски образованных людей идея

психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой

степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с

простой логикой. Это происходит, полагаю я, оттого, что они никогда не

изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые, — не

говоря уже обо всей области патологического, — принуждают к пониманию в

духе психоанализа. Однако их психология сознания никогда не способна

разрешить проблемы сновидения и гипноза.

Быть сознательным — это, прежде всего, чисто описательный термин, который

опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает

нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не

бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что

состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент

сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может

вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким

оно было в промежуточный период — мы не знаем; можно сказать, что оно было

скрытым (latent), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно

было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы

также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае

совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы

возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.