становится главным "организатором" его поведения и таких когнитивных
процессов как восприятие, память, мыслительные операции. В свою очередь,
уровень развития этих психических процессов оказывает определяющее влияние
на содержательную сторону речи и во многом определяет степень связности
речевого высказывания. Л.С.Выготский определяет речь как основное средство
общения. В книге " Мышление и речь" он отмечает, что "...общение, не
опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств
общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только
общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах". Кроме
того, несомненной заслугой ученого явилось то, что он первым в мировой
психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что
речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал
речевой деятельностью.
Опираясь на теорию Л.С.Выготского, в 70-е годы А.А.Леонтьев
разрабатывает свою концепцию становления речевой деятельности. Им
подчеркивается, что "речевой акт есть всегда акт установления соответствия
между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в
более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и
взаимообусловленных компонентов этой последней". С точки зрения ученого,
речевая деятельность, благодаря постоянному развитию значений слов и
динамичности, подвижности их смысла, выступает как гибкая и пластичная
система, создающая уникальную возможность с помощью ограниченного
количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего
природного, социального и культурного мира. Преимущество речевых действий
состоит не в том, что они могут совершаться без непосредственной связи с
предметами или явлением, а в том, что они при необходимости создают для
действия новый предмет - абстракции. Это позволяет существенно расширить
диапазон общения и углубить процесс восприятия и обмена информацией
На современном этапе развития отечественной психолого-
педагогической науки проблема онтогенеза речи как средства общения нашла
свое отражение в исследованиях И.А.Зачесовой, М.И.Лисиной, Н.Д.Павловой,
Ф.А.Сохина, Т.Н.Ушаковой и др. В частности, Ф.А.Сохиным подчеркивается
значимость развития речи для жизни человека и отстаивается самостоятельное
значение этого развития, доказывается, что оно представляет собой стержень
общего психического развития и не может рассматриваться только как сторона
ознакомления ребенка с окружающим миром. Он опровергает точку зрения на
развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании,
интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Ф.А.Сохин в своих
работах убедительно доказывает, что в основе развития речи лежит активный,
творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности
ребенка. В свою очередь Т.Н.Ушакова рассматривает речь как наиболее
универсальную и многообъемлющую семиотическую систему. С помощью речи
человек способен выразить и передать окружающим его людям практически
неограниченное содержание, относящееся к внешнему миру и к нему самому.
Данная точка зрения представляется нам чрезвычайно важной, поскольку
позволяет рассматривать речевую коммуникацию в схеме межсубъектного
взаимодействия, в котором ребенок занимает деятельностную, творческую
позицию, характеризуемую индивидуальностью и избирательностью.
Речь, будучи ведущим средством общения, возникает из потребности
в нем на определенном этапе развития коммуникативной деятельности.
Анализ философских и психолого-педагогических исследований
позволил нам определиться во взгляде на речь, как на наиболее
содержательное, емкое и выразительное средство коммуникации с
современниками и способ передачи культурного и практического опыта между
представителями разных поколений и разных культур (диалог культур). Будучи
ведущим средством общения, речь появляется на определенном этапе
коммуникативной деятельности и ее возникновение обусловлено нуждами общения
и общей жизнедеятельностью человека. Основные этапы онтогенеза речи как
средства общения приходятся на период дошкольного детства. Это делает
актуальной проблему развития речевых коммуникаций детей старшего
дошкольного возраста, как условия полноценного взаимодействия с окружающим
миром.
2. Речь у животных.
В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство
общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого
предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств
коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении
интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно
высоко развитую речь, которая в некоторых отношении - человекоподобна. Речь
шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их
субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений,
но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами
животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата
человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жесто-
мимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся
эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и
оттенкам.
У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения,
связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные
жесты — приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт
внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и
мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои
эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы.
Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в
том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести
или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат
хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого
животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь
выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми
реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития
человеческой речи.
Обратим внимание еще на одну генетическую предпосылку развития у
человека речи, как средства общения. Для многих животных речь является не
только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством
психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся
в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в
возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с
интеллектом.
Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма
ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы
передать какое-либо переживание или содержание сознания другому
человеку, нет иного пути кроме означивания речевых высказываний, т.е.
отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу
предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения,
выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение
развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает
обобщение развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь
совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий
речь в управление всеми другими познавательными процессами.
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том,
является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения
ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности
этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической
обусловленности.
С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой
врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты
отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи
у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда
не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных
неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению
пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем
лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может
появиться и развиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые
свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой
системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека.
Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают
обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-
экспрессивные ее аспекты.
3. Интеллектуальные возможности животных.
Мы как-то привыкли к мысли, что даже высокоорганизованные животные не
способны к формированию понятий. Такое представление основано, прежде
всего, на гипотезе о единстве мышления и речи, а не на экспериментальных
данных. Хайкин А.В. (1993) считает, что вопреки бытующим представлениям,
теории, обосновывающей необходимую связь формирования понятий с работой
речевых механизмов 2-й сигнальной системы, И.П. Павловым создано не было. И
делает вывод: тезис о невозможности появления способности к формированию
понятий уже на дочеловеческом этапе эволюции у не обладающих словесной
речью животных не является теоретически обоснованным утверждением. То есть
наличие мыслительных (интеллектуальных) способностей и возможностей
животных теоретически допускается, хотя экспериментально не доказано, но, и
что должно внушать оптимизм, не опровергнуто. Еще А.Н. Северцов (1934),
изучая поведение в процессе биологической эволюции, пришел к выводу о том,
что существует два способа, посредством которых животные приспосабливаются
к различным изменениям среды:
1-й - наследственный: а) изменяется организация животных; б) возникают
рефлексы и инстинкты у животных, становится другим поведение животных, в
одних случаях без изменения строения органов, в других - с их изменениями;
2-й - приспособления к быстрым, хотя и не очень значительным изменениям.
При этом происходят: а) функциональные изменения строения животных; б)
меняется поведение животных без изменения их строения под влиянием
психических процессов, которые автор отнес к разумному типу.
В общем-то, все, чем отличается человек от животных, встречается и у
них. Но если бы животные умели говорить, мы бы быстро сумели выяснить
думают ли они, о чем думают и каким образом. А без этого приходится только
догадываться по их реакциям и поведению в различных модельных ситуациях.
При этом, правда, мы изучаем, хотя и не сознаемся себе в этом, соответствие
их поведения нашим знаниям о природе мышления.
Методы и способы, при помощи которых мы пытаемся оценить разумную
деятельность животных, обычно группируют так:
1) методики, связанные с подтягиванием приманки, привязанной к одной из
многих рядом расположенных тесемок, бечевок, для установления возможности
улавливания животными связей и соотношений между различными объектами;
2) использование животными в качестве примитивных орудий различных
предметов, построение пирамид для реализации своих потребностей, которые
непосредственно не могут быть удовлетворены;
3) обходные задачи с жесткими и переменными лабиринтами, на пути к цели,
которая не всегда находится в пределах постоянной видимости для животного,
для этого на пути следования располагаются препятствия;
4) отсроченные реакции активного выбора, требующие удержания в памяти
следов от раздражителя в виде образа или представления как элементов
сложных психических процессов;
5) выбор на образец (метод парных предъявлений) для изучения тождества,
общности, дискриминации сигналов, их формы, очертаний, размеров и др.;
6) проблемные ситуации в различных лабиринтах, клетках и т.д. - анализ
инсайта;
7) рефлексы на перенос опыта в новые условия как методика отражения
элементарных форм обобщения;
8) экстраполяция направления движения раздражителя, способность к
оперированию эмпирической размерностью фигур;
9) обучение начаткам языка (язык жестов, знаков, складывание из
разноцветных пластиковых фишек разной формы фраз и выражение новых
предложений и т.д., звуковые коммуникации;
10) изучение группового поведения, общественная кооперация;
11) ЭЭГ-исследования сложных форм поведения и математическое моделирование.
Основная часть исследований интеллекта животных проводилась и
проводится на низших и высших приматах. По крайней мере, первая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|