реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Коммуникативная речь животных

реферат

становится главным "организатором" его поведения и таких когнитивных

процессов как восприятие, память, мыслительные операции. В свою очередь,

уровень развития этих психических процессов оказывает определяющее влияние

на содержательную сторону речи и во многом определяет степень связности

речевого высказывания. Л.С.Выготский определяет речь как основное средство

общения. В книге " Мышление и речь" он отмечает, что "...общение, не

опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств

общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только

общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах". Кроме

того, несомненной заслугой ученого явилось то, что он первым в мировой

психологической науке выявил деятельностный характер речи, доказав, что

речь представляет собой специфический вид деятельности, которую он назвал

речевой деятельностью.

Опираясь на теорию Л.С.Выготского, в 70-е годы А.А.Леонтьев

разрабатывает свою концепцию становления речевой деятельности. Им

подчеркивается, что "речевой акт есть всегда акт установления соответствия

между двумя деятельностями, точнее, акт включения речевой деятельности в

более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых и

взаимообусловленных компонентов этой последней". С точки зрения ученого,

речевая деятельность, благодаря постоянному развитию значений слов и

динамичности, подвижности их смысла, выступает как гибкая и пластичная

система, создающая уникальную возможность с помощью ограниченного

количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего

природного, социального и культурного мира. Преимущество речевых действий

состоит не в том, что они могут совершаться без непосредственной связи с

предметами или явлением, а в том, что они при необходимости создают для

действия новый предмет - абстракции. Это позволяет существенно расширить

диапазон общения и углубить процесс восприятия и обмена информацией

На современном этапе развития отечественной психолого-

педагогической науки проблема онтогенеза речи как средства общения нашла

свое отражение в исследованиях И.А.Зачесовой, М.И.Лисиной, Н.Д.Павловой,

Ф.А.Сохина, Т.Н.Ушаковой и др. В частности, Ф.А.Сохиным подчеркивается

значимость развития речи для жизни человека и отстаивается самостоятельное

значение этого развития, доказывается, что оно представляет собой стержень

общего психического развития и не может рассматриваться только как сторона

ознакомления ребенка с окружающим миром. Он опровергает точку зрения на

развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании,

интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Ф.А.Сохин в своих

работах убедительно доказывает, что в основе развития речи лежит активный,

творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности

ребенка. В свою очередь Т.Н.Ушакова рассматривает речь как наиболее

универсальную и многообъемлющую семиотическую систему. С помощью речи

человек способен выразить и передать окружающим его людям практически

неограниченное содержание, относящееся к внешнему миру и к нему самому.

Данная точка зрения представляется нам чрезвычайно важной, поскольку

позволяет рассматривать речевую коммуникацию в схеме межсубъектного

взаимодействия, в котором ребенок занимает деятельностную, творческую

позицию, характеризуемую индивидуальностью и избирательностью.

Речь, будучи ведущим средством общения, возникает из потребности

в нем на определенном этапе развития коммуникативной деятельности.

Анализ философских и психолого-педагогических исследований

позволил нам определиться во взгляде на речь, как на наиболее

содержательное, емкое и выразительное средство коммуникации с

современниками и способ передачи культурного и практического опыта между

представителями разных поколений и разных культур (диалог культур). Будучи

ведущим средством общения, речь появляется на определенном этапе

коммуникативной деятельности и ее возникновение обусловлено нуждами общения

и общей жизнедеятельностью человека. Основные этапы онтогенеза речи как

средства общения приходятся на период дошкольного детства. Это делает

актуальной проблему развития речевых коммуникаций детей старшего

дошкольного возраста, как условия полноценного взаимодействия с окружающим

миром.

2. Речь у животных.

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство

общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого

предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств

коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении

интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно

высоко развитую речь, которая в некоторых отношении - человекоподобна. Речь

шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их

субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений,

но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами

животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата

человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жесто-

мимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся

эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и

оттенкам.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения,

связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные

жесты — приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт

внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и

мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои

эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы.

Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в

том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести

или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат

хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого

животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь

выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми

реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития

человеческой речи.

Обратим внимание еще на одну генетическую предпосылку развития у

человека речи, как средства общения. Для многих животных речь является не

только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством

психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся

в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в

возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с

интеллектом.

Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма

ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы

передать какое-либо переживание или содержание сознания другому

человеку, нет иного пути кроме означивания речевых высказываний, т.е.

отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу

предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения,

выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение

развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает

обобщение развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь

совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий

речь в управление всеми другими познавательными процессами.

В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том,

является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения

ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности

этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической

обусловленности.

С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой

врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты

отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи

у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда

не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных

неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению

пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем

лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может

появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые

свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой

системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека.

Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают

обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-

экспрессивные ее аспекты.

3. Интеллектуальные возможности животных.

Мы как-то привыкли к мысли, что даже высокоорганизованные животные не

способны к формированию понятий. Такое представление основано, прежде

всего, на гипотезе о единстве мышления и речи, а не на экспериментальных

данных. Хайкин А.В. (1993) считает, что вопреки бытующим представлениям,

теории, обосновывающей необходимую связь формирования понятий с работой

речевых механизмов 2-й сигнальной системы, И.П. Павловым создано не было. И

делает вывод: тезис о невозможности появления способности к формированию

понятий уже на дочеловеческом этапе эволюции у не обладающих словесной

речью животных не является теоретически обоснованным утверждением. То есть

наличие мыслительных (интеллектуальных) способностей и возможностей

животных теоретически допускается, хотя экспериментально не доказано, но, и

что должно внушать оптимизм, не опровергнуто. Еще А.Н. Северцов (1934),

изучая поведение в процессе биологической эволюции, пришел к выводу о том,

что существует два способа, посредством которых животные приспосабливаются

к различным изменениям среды:

1-й - наследственный: а) изменяется организация животных; б) возникают

рефлексы и инстинкты у животных, становится другим поведение животных, в

одних случаях без изменения строения органов, в других - с их изменениями;

2-й - приспособления к быстрым, хотя и не очень значительным изменениям.

При этом происходят: а) функциональные изменения строения животных; б)

меняется поведение животных без изменения их строения под влиянием

психических процессов, которые автор отнес к разумному типу.

В общем-то, все, чем отличается человек от животных, встречается и у

них. Но если бы животные умели говорить, мы бы быстро сумели выяснить

думают ли они, о чем думают и каким образом. А без этого приходится только

догадываться по их реакциям и поведению в различных модельных ситуациях.

При этом, правда, мы изучаем, хотя и не сознаемся себе в этом, соответствие

их поведения нашим знаниям о природе мышления.

Методы и способы, при помощи которых мы пытаемся оценить разумную

деятельность животных, обычно группируют так:

1) методики, связанные с подтягиванием приманки, привязанной к одной из

многих рядом расположенных тесемок, бечевок, для установления возможности

улавливания животными связей и соотношений между различными объектами;

2) использование животными в качестве примитивных орудий различных

предметов, построение пирамид для реализации своих потребностей, которые

непосредственно не могут быть удовлетворены;

3) обходные задачи с жесткими и переменными лабиринтами, на пути к цели,

которая не всегда находится в пределах постоянной видимости для животного,

для этого на пути следования располагаются препятствия;

4) отсроченные реакции активного выбора, требующие удержания в памяти

следов от раздражителя в виде образа или представления как элементов

сложных психических процессов;

5) выбор на образец (метод парных предъявлений) для изучения тождества,

общности, дискриминации сигналов, их формы, очертаний, размеров и др.;

6) проблемные ситуации в различных лабиринтах, клетках и т.д. - анализ

инсайта;

7) рефлексы на перенос опыта в новые условия как методика отражения

элементарных форм обобщения;

8) экстраполяция направления движения раздражителя, способность к

оперированию эмпирической размерностью фигур;

9) обучение начаткам языка (язык жестов, знаков, складывание из

разноцветных пластиковых фишек разной формы фраз и выражение новых

предложений и т.д., звуковые коммуникации;

10) изучение группового поведения, общественная кооперация;

11) ЭЭГ-исследования сложных форм поведения и математическое моделирование.

Основная часть исследований интеллекта животных проводилась и

проводится на низших и высших приматах. По крайней мере, первая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.