реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Коммуникативная речь животных

реферат

Коммуникативная речь животных

ПЛАН.

Стр.

Введение. 3

1. Коммуникативная функция и онтогенез речи. 4

2. Речь у животных. 7

3. Интеллектуальные возможности животных. 8

4. Можно ли научить обезьяну говорить? 13

5. Эволюционирует ли язык? 15

Заключение. 18

Литература. 19

ВВЕДЕНИЕ.

Анализ научной литературы по проблеме общения позволяет нам

обнаружить, что нет единства в толковании двух терминов "общение" и

"коммуникация". Выделяется два подхода к этому вопросу. Сторонники первого

(Л.С.Выготский, В.Н.Курбатов, М.И.Лисина, А.А.Леонтьев, Т.Парсонс, К.Чери и

др.) склонны идентифицировать эти два термина. С точки зрения

Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной и других отечественных

психологов, процесс коммуникации неправомерно сводить к процессу передачи

кодированной информации от субъекта к объекту. По их мнению, коммуникация

носит неизменно деятельный, диалогический характер. Эти же черты присущи и

общению.

Кроме того, если мы обратимся к философской энциклопедии,

энциклопедическому словарю, философскому словарю, то во всех перечисленных

источниках термин "коммуникация" истолковывается как "путь сообщения,

общение".

На сходной научной позиции по данному вопросу стоит и

американский социолог Т.Парсонс, который также склонен отождествлять эти

два термина, указывая на то, что коммуникация идентифицируется с общением

между личностями, их взаимодействием.

Социолог К.Чери излагает свое понимание коммуникативной

деятельности. Коммуникация, с его точки зрения, означает буквально

"участие, соучастие", что соответствует структуре общения. По его словам,

люди создали множество коммуникативных систем, которые сделали возможной их

общественную жизнь. Наиболее значительной из этих коммуникационных систем

является, безусловно, человеческая речь, играющая большую роль в разных

сферах социальной жизни, позволяя людям понимать друг друга и объединяться.

Данное утверждение ученого подтверждает важность выбора нами проблемы

исследования речевых коммуникаций, как одного из условий жизнедеятельности

человека.

В свою очередь, современный отечественный философ В.И.Курбатов

рассматривает коммуникацию как акт общения, тем самым, указывая на их

неразрывную взаимосвязь.

Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов

"коммуникация" и "общение". Так, известный отечественный философ М.С.Каган

выделяет, на его взгляд, два главных отношения, отличающих общение от

коммуникации:

a) общение имеет и практический и духовный характер, тогда как

коммуникация является чисто информационным процессом;

b) общение представляет собой межсубъектное взаимодействие и структура

его диалогична, в то время как коммуникация - это информационная связь

субъекта с тем или иным объектом. Одноплановый процесс сообщения

монологичен по своей природе.

Остановимся на первой точке зрения по данному вопросу и

будем рассматривать коммуникацию как акт общения, его составную часть,

так как считаем неправомерным расценивать коммуникацию только как

процесс трансляции информации хотя бы уже потому, что термин

"коммуникация" происходит от латинского communicate, что означает -

"делаю общим, связываю, общаюсь".

Коммуникативная функция и онтогенез речи.

Коммуникативная функция речи — использование речи для сообщения

другим какой–либо информации или побуждения их к действиям. При передаче

сообщения происходит указание на какой–либо предмет, что обозначается как

указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание

собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как

предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще

эмоционально–выразительную функцию речи, от которой зависит побудительная

сила речи.

Речевые коммуникации - важный аспект процесса общения. С

точки зрения психолого-педагогической науки речь выступает условием

полноценного существования человека в социуме, поскольку она имеет

деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения.

Известный канадский психолог Ж.Годфруа, характеризуя феномен речи,

отмечает, что она представляет собой средство общения, " необходимое,

прежде всего, для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря

речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются

основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь

культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и

действий". Это позволяет нам рассматривать речевую коммуникацию как

культурно специфическое явление. Речевое общение, протекающее в обществе

лиц, воспитанных в условиях одной социокультурной среды, представляет собой

факт культуры, по которому мы можем идентифицировать многие важные

культурные перемены, как в жизни целого общества, так и в жизни отдельно

взятого ее субъекта. Это позволяет говорить о социокультурном характере

речи.

Изучению феномена речи посвящены многочисленные научные

исследования в области психологии (Л.С.Выготский, Ж.Годфруа, А.В.Запорожец,

А.А.Леонтьев, А.Н.Леонть-ев, М.И.Лисина, А.Р.Лурия, Ж.Пиаже,

С.Л.Рубинштейн, П.Скиннер, Ф.А.Сохин, Т.Н.Ушако-ва, Н.Хомской и др.).

Глубоко исследуются проблемы возникновения и развития речи, ее отдельных

функций, проводятся взаимосвязи речи с психическими процессами и

деятельностью.

Большое внимание в психологической науке уделяется изучению

проблемы онтогенеза речи. Существует ряд теорий, объясняющих развитие речи.

Прежде всего, они расходятся в вопросе о том, является ли речь чисто

человеческим приобретением, и если является, то можно ли считать ее

структуры универсальными и наследственными, или же они носят приобретенный

характер и различны в разных культурах. В психологии имеется ряд

теоретических направлений, в рамках которых проходит исследование данного

вопроса. Можно выделить исследования П.Скиннера, выполненные с опорой на

имитативный подход, разработанный в рамках бихевиоризма, генетическую

теорию Ж.Пиаже, психосоциологическую теорию Л.С.Выготского, теорию

деятельности А.Н.Леонтьева, теорию речевой деятельности А.А.Леонтьева,

префермистскую теорию Н.Хомского.

Согласно бихевиористской концепции П.Скиннера, формирование

речевых навыков происходит в соответствии с законами образования оперантных

условных рефлексов. Применительно к речевому онтогенезу это означает, что

ребенок стремится к имитированию произнесенных взрослым слов. Кроме того,

он обозначает каждый предмет и явление определенным набором звуков. При

этом роль взрослого заключается в закреплении с ребенком их произнесения,

контролировании правильности произношения, что способствует выработке у

детей условных сигналов и использованию в дальнейшем этих наборов звуков в

подходящей ситуации. Иными словами, ребенок в процессе наблюдения за

речевой деятельностью взрослых усваивает вероятность сочетаемости звуков и

слов, и таким образом овладевает языком. Для данной концепции, по нашему

мнению, характерно принижение значения социального подкрепления и влияния

окружающей ребенка пространственно - предметной среды, а так же

самостоятельной активной позиции ребенка в деле познания и развития речи.

Нельзя недооценивать подражательных реакций ребенка, особенно на

первоначальном этапе, но и сводить к ним процесс развития речи, на наш

взгляд, ошибочно. В противном случае, речь ребенка должна была бы

представлять собой грамматически правильную " родительскую модель". На

самом же деле все обстоит иначе. Имитативный подход не дает возможности

истолковать факт понимания ребенком новых слов, предложений, ранее ему

неизвестных, и, уж тем более, объяснить явление словотворчества,

наблюдаемое у детей в период дошкольного детства. При данном научном

подходе процесс усвоения языка сводится к повторению ребенком произносимых

родителями фраз, а все новое - к действию по аналогии с этими готовыми

фразами. Имитация, хотя и способствует формированию правильного

грамматического строя речи, однако не может являться источником

качественного прогресса в ее освоении. Кроме того, подражание никогда не

станет основой для полноценного речевого общения, требующего от субъекта

сугубо индивидуального видения той, или иной проблемы и способа ее

толкования и донесения до собеседника. В связи с этим, как сферы развития

речевых коммуникаций. Искусство, говоря с нами языком образов, описывает

жизненные ситуации, проживая которые, ребенок усваивает речевые

коммуникации не на основе подражания, а на основе самостоятельного

моделирования речевых конструкций.

В противовес имитативному методу можно привести идею врожденных

языковых способностей, изложенную в преформистской теории современным

психолингвистом Н.Хомским. С точки зрения ученого, существует некоторая

структура, наследственно заложенная в человеческом мозге. Именно она

определяет врожденную способность каждого индивида видоизменять значение и

смысл фраз, а так же строить неограниченное количество осмысленных

высказываний. Н.Хомской утверждает, что для овладения речью ребенку не

нужно ни долингвистических знаний, ни общения со взрослыми людьми.

Единственными ограничениями ученый считает объем памяти и уровень внимания

в детском возрасте. Впрочем, эти ограничения с возрастом уменьшаются, а

затем и вовсе исчезают. Положительным моментом в данной теории, с нашей

точки зрения, является положение о зависимости развития речи от уровня

развития психических процессов. Однако нельзя согласиться с исключительно

биогенетической природой речи и недооцениванием Н.Хомским роли социального

окружения ребенка в деле развития его речи. Ярким подтверждением этому

служат многочисленные исследования последствий социальной депривации детей,

результатом которой выступает низкий уровень развития речи, или же полное

отсутствие речевых навыков у детей.

Одной из самых популярных является генетическая теория

интеллекта, разработанная Ж.Пиаже и его последователями. В ходе своих

исследований автор пришел к выводу, что логические операции, производимые

ребенком и необходимые для освоения языка, не являются изначально

врожденными, а формируются постепенно в процессе развития. Ученым

подчеркивается мысль о том, что человек наследует лишь деятельность

интеллекта. Язык же, являясь одним из способов отражения в процессе

познания окружающей действительности, формируется при взаимодействии

ребенка со средой. Однако это не означает, что речь носит изначально

социальный характер, напротив. Ж.Пиаже вскрыл качественное своеобразие

детского мышления. Особенностью, присущей детям раннего возраста, он считал

эгоцентризм, подразумевая под ним смешивание субъективного и объективного,

перенос внутренних побуждений ребенка на реальные связи вещей, отсутствие

эмпатии. Эти свойства мышления, по его мнению, отражаются в эгоцентрической

речи ребенка, выражающей "логику чувств" и не выполняющей коммуникативную

функцию. Развитие интеллекта идет по пути от эгоцентризма к децентризму и

далее к объективной позиции. В плане общения с окружающими, ребенок идет от

индивидуального к социальному. По этому же пути, по мнению исследователя,

протекает и его речевое развитие.

Несомненной заслугой Ж.Пиаже является факт установления им

зависимости психических свойств индивида от окружающей его социальной

среды. Это положение автора позволяет нам убедиться в целесообразности

нашей проблемы исследования, поскольку искусство, будучи средоточием

культуры, ее проявлением, относится к социальной среде, взаимодействие с

которой оказывает развивающее влияние на личность.

В своей психосоциологической теории выдающийся отечественный

психолог Л.С.Выготский подчеркивает ярко выраженный социальный характер

речи. По его мнению, изначально, с момента своего появления на свет,

ребенок включен в непрерывный процесс общения и является активным субъектом

социума. В исследованиях Л.С.Выготского прослеживается тесная взаимосвязь

между речью и психикой человека. С его точки зрения, язык представляет

собой социальный продукт, который постепенно интериоризируется ребенком и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.