реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История психологии

реферат
p>Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения– к эксперименту.

Решающую роль он придает эксперименту –не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.

    Декарт
    (1596 – 1650)
    Определил новые понятия:

тело – автомат – система, организованная по законам механики. душа – упорядочивание автомата – системы.

Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции.

Ввел понятие “страсть” или “аффект” – эмоциональное состояние + ощущения + представления. Лейбниц

    (1646 – 1716)

Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил.

    Является родоначальником учения о психической причинности.
    Спиноза
    (1632 – 1677)
    Его идеи:
    Единственная субстанция – природа.
    Психическое мышление столь же реально, как и физическое.
    Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:

О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу“начало”

Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность.

Учение о психике – часть общего учения о материальном мире. Законы природы – есть строго причинные явления.

    Гоббс
    (1588 – 1679)

Пытался поставить вопрос –каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия.

    Единственная субстанция – природа.

Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение–конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому.

    Локк
    (1632 – 1704)
    Поддерживал Декарта.

Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии. Вывел термин “ассоциация”

    Гартли
    (1705 – 1757)
    Противник материализма.

Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного. Его идеи:

Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы. Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме. Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью.

    Дейвид Юм
    (1711 – 1776)
    Провозгласили единственным объектом познания опыт.
    Отбросил рефлексию как источник познания.
    ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи.

Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке “впечатлений”, причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.

Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.

Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).

Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания

    Христиан Вольф
    (1679 – 1754)
    Приемленик Лейбница
    Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.

Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы.

    Томас Рид
    (1710 – 1796)
    “Шотландская школа”

Его теория –каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего. А. Н. Радищев

    (1749 – 1802)
    “…Бытие вещей независимо от силы познания о них”

Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности.

Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации. Общие “достижения” для данного периода

    Развитие учения о механизмах тела.

Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни. Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах

Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах.

    Развитие взаимосвязи физического и психического.
    XIX век.
    Ученый
    Основные идеи.
    Чарлз Белл
    (1774 – 1842)
    Создатель проекта “Новая анатомия мозга”

Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.

В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов. Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем–что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц.

В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху. Маршал Холл

    Отделил рефлексы от движений.

Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов. Ф. Галль

    (1758 – 1828)
    Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга).

Произвел первые попытки “размещения” в извилинах больших полушариев все “умственные силы”. Флуранс

    (1794 – 1867)
    Мозг – орган мысли.
    Экспериментальными способами впервые выяснил, что:
    мозжечок – координирует движения
    продолговатый головной мозг – это жизненный узел
    четверохолмие – зрение
    спиной мозг – возбуждение
    Томас Юнг
    (1773 – 1829)

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч.

    Карл Густав Юнг
    (1875-1961)
    Основатель “аналитической психологии”.

Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений (“Метаморфозы и символы либидо”).

Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др. ).

    Огюстом Конт
    (1798 – 1857)

В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было. Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа.

    Вод его влиянием образовалась социальная психология.
    Фохт
    (1817 – 1895)
    Молешотт
    (1822 – 1893)
    Бюхнер
    (1824 – 1899)
    Чольбе
    (1819 – 1873)

- утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму.

- в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии. - понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.

Сочинения этих авторов способствовали развитию материалистического воззрения. За свой период научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии психологии.

Вульгарный материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной машиной. Ложность их позиции заключалась в ошибочном понимании мозга как машины. Иоганнес Мюллер

    (1801 – 1858)

Рефлекс – есть деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель. Каждому органу чувств свойственна своя “специфическая энергия” – скрытая в органе она разряжается под действием внешних стимулов. Уитстон

    (1802 – 1875)
    Брюстер
    (1781 – 1868)
    Создатели прибора по исследованию зрительного органа.

Выводом после изучения глаза был следующий –глаз нельзя рассматривать как чисто оптический инструмент и как чисто анатомический орган.

    Л. Фейербах
    (1804 – 1872)

Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества.

Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством“религии любви” (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Э. Пфлюгер

    (1829 – 1910)

Экспериментально доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Доказал, что объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции.

    Джеймс Раш
    (1786 – 1869)

Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии.

    Его система строилась на двух фундаментальных принципах:
    Отражение
    Реальность действия

Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам. Герман Гельмгольц

    (1821 – 1894)

Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса.

    Сторонник физиологического идеализма.
    Томас Лейкон
    (1812 – 1876)
    Физиология мозга является базисом для науки психического.
    Мозг – это рефлекторный аппарат.
    Рефлекс – психофизиологический, а не психический акт.
    В. Карпентер
    (1813 – 1885)

Вывел понятие о идеомоторном акте –движение которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом, психическим.

    Гегель
    (1770 – 1831)
    Утвердил принцип историзма в интерпретации сознания.

Он считал процесс общественного развития объективацией духа. Самосознание – родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности. Его открытия:

Сознание формируется в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил труд.

    Различал четыре разновидности психологии:
    Житейская
    Национальная
    Эмпирическая
    Истинно философская психология
    Белинский В. Г.
    (1811 – 1848)
    Герцен А. И.
    (1812 – 1870)
    Добролюбов Н. А.
    (1836 – 1861)
    Чернышевкий Н. Г.
    (1828 – 1899)
    Убежденные материалисты.

Отстаивали принцип детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения. Пытались доказать, что психические акты неотделимы от явлений. Психика – одна их форм жизнедеятельности.

    Густав Фехнер
    (1801 – 1887)
    Создатель психофизики.
    Идеи:

Психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математическии.

Он утверждал, что сознание разлито по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая сторона психического.

    Э. Г. Вебер
    (1795 – 1878)

Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями.

    Вильгельм Вундт
    (1832 – 1920)

Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу.

Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения! Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично.

Контроль и порядок в исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии.

Он считал, что в физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность психологического объяснения.

В его школе формировалась первое поколение профессиональных психологов. Сравнивая его программы с другими выходит, что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное.

    Психология – наука опытная и экспериментальная
    Один из основоположников экспериментальной психологии.
    Центральную роль в душевной жизни отводил воле.

Выдвинул концепцию “аналитической интроспекции”. содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д. П. Ф. Лесгафт

    (1837 – 1909)

Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась“сознательная физическая форма” Карлос Гросс

    (1861 – 1946)

Противопоставил учению о том что игра по своей сущности является будто бы атавизмом, остаточным явлением. Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. Г. Мюнстерберг

    (1863 – 1916)
    Предложил тесты для проф. ориентации и проф. отбора.

Один из родоначальников тестологии - // сравнительная тестология Г. И. Россолимо

    (1860 – 1928)

Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности.

Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп: Внимание

    Воля
    Восприимчивость
    Запоминание
    Ассоциативные процессы
    Сеченов
    Иван Михайлович
    (1829-1905)

Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы. Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови.

Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Предложил новый план в психологии – объективная наука.

    Открыл тормозные центры

Истинный смысл его проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе. “РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ”

    Франц Брентано
    (1838 – 1917)
    Противник Вундта.
    Его кумир – Аристотель.

Разработал план новой психологии об “ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ”. Область психологии –это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

    Он стоял у истоков направления – функции – анализа.
    Психология – наука опытная и наблюдательная.
    Блонский
    Павел Петрович
    (1884-1941),

Резко критикует взгляды на человека как на неизменное существо. Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений.

    … поведение понятно лишь как история поведения.
    Разделял идеи педологии.

Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти. Корнилов Константин Николаевич

    (1879-1957)

Психологические процессы –это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии.

Он считал что система современной психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма. Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма.

    Развивал идеи реактологии.
    В. М. Бехтерев
    (1857 – 1927)
    Основатель рефлексологии.
    Поддерживал Сеченова.

Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях.

    Изучал быстроту и форму протекания реакций.

Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии.

Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами.

    Основатель рефлексологии.
    Челпанов
    Георгий Иванович
    (1862-1936)

Основатель и директор первой в России Московского Психологического Института. Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее материалистическую базу.

    Сторонник психофизического параллелизма.
    Труды по экспериментальной психологии.
    Список литературы.
    История психологии / М. Г. Ярошенко - М. : Мысль. 1976.

Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн. : Хэлсон. 1998.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.