реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История

реферат

одновременно и необходимыми и свободно избираемыми.

Самое поразительное то, что не только невротик, но и

обыкновенный человек чаще всего не знает истинных мотивов

своего поведения, выдвигает вместо них «мнимые причины»,

«рационализации», с помощью которых он защищается от обидных,

унизительных мыслей, разрушающих его мнение о самом себе. При

этом истинные мотивы, вытесненные в бессознательное,

прорываются то тут, то там в замаскированной форме в поступках,

эмоциональных реакциях, описках, забываниях, оговорках,

фантазиях, сомнениях, «идеях фикс», отстаиваемых с особой

настойчивостью. Через эти отклонения можно быстрее и легче

проникнуть в ядро личности, чем через ее серьезные и взвешенные

заявления. Наблюдения человека – нормального, не делающего

оплошностей, не открывающего своих пристрастий - характеризуют

его как «всякого», «никакого» и мало дают для психолога и

терапевта.

Новое психоаналитическое видение человека влекло за собой

множество следствий. К их числу можно отнести, например,

сближение патологии и нормы и возникающую отсюда возможность

истолкования культурных феноменов на основе психиатрии, а

невротических феноменов – на основе культуры.

В психоанализе устраняется принятое в классической

просветительской психологии деление психических функций на

волю, разум и чувство. Утверждается, что всякая мысль есть

одновременно чувство, наделенное волевым импульсом, что всякое

желание способно рождать мысль, а всякая мысль питается каким –

то желание. Таковы были лишь некоторые новшества психоанализа.

Фрейд ухватился за те из них, которые больше соответствовали

его личному опыту, той культуре и тем семейным отношениям, в

который он вырос. Всякий другой психоаналитик примеривал их на

свой рост, на свой вкус, переосмысливал, и отсюда рождались

новые версии психоанализа.

Что во взглядах Фрейда было неприемлемо для Адлера,

вызывало критику с его стороны?

Во – первых, абсолютизация и материализация

бессознательного, которое, по мнению Адлера, имеет одинаковую с

сознанием природу. Бессознательное лишь часть сознания,

неподвластная пониманию, невыразимая в ясных понятиях.

Бессознательное, вопреки Фрейду, не противоречит устремленности

сознания. Сознание и бессознательное соотносятся, по Адлеру, на

основе синергетики, как противоречащие по смыслу, но

устремленные к единой цели, охватываемые единым «жизненным

планом».

Во – вторых, Фрейд, опиравшийся на естественнонаучную,

позитивистскую парадигму, склонялся к тому, чтобы считать

сознание и бессознательное, «я» и «оно» - вещами особого рода и

устанавливал между ними причинно – следственные связи, подобные

тем, какие существуют между явлениями природы. Однако, по

мнению Адлера, в психической жизни действуют не причинно –

следственные, а смысловые связи. «Сила слова» замещает в душе

«энергию влечений». Таким образом, механика души, как некоего

«аппарата», разработанная Фрейдом, заменяется у Адлера

гносеологией, интерпретацией мотивов поведения. Свобода и

целеполагание важнее для Адлера, чем необходимость и

причинность. Толкование человеком своих ощущений,

представлений, фантазий – это и есть выход в бессознательное.

Строго говоря, по Адлеру, никакого бессознательного не

существует. Мы создаем его каждый раз сами, обнаруживая между

идеями и образами новые смысловые связи, которых раньше не

замечали. Не прошлое определяет наши поступки и мысли, а

стремление к цели, формируемой нашим жизненным планом.

Понимание бессознательного, как «эвристической функции»,

«рабочей гипотезы» усилилось в последних работах Адлера.

При всей важности возражений Адлера против Фрейда, нельзя

сказать, что он во всем прав. Проблемы детерминизма и

телеологии, субстанциональности и феноменальности психики

дискуссионны и вряд ли окончательно разрешимы в научном

дискурсе.

Третье направление критики Адлером классического

психоанализа связано с разработкой им «эго – психологии», то

есть выяснением места сознательного «я» в структуре личности.

«Я» - это фокус всей жизненной конструкции личности, жизненного

стиля. В понимании Адлера «я» в значительной степени

самодостаточно. Но как же в таком случае оценить степень

адекватности внутреннего образа «я» содержанию индивидуальной

психики, реальному поведению? Адлер бы ответил, что надо искать

социально - приемлемые интерпретации «я» самим индивидом, не

ставя вопроса о том, что собой представляет «я» как таковое.

Адлер возражает против «пансексуализма» Фрейда. Сексуальное

удовлетворение есть функция половых органов. Каждый орган имеет

свое особое самоощущение. Однако возможна, в принципе,

сексуализация любого органа, превращение его в эрогенную зону.

Переход сексуального (генитального) либидо в оральное и

анальное – не автохтонный процесс, а результат воспитания,

концентрации внимания ребенка на результат воспитания,

концентрации внимания ребенка на определенных функциях и

органах. Первичная энергия организма не имеет никакой

сексуальной окраски, ощущается как мощь, воля, стремление к

власти. Какой эмоциональный и смысловой оттенок приобретает эта

энергия – зависит от органа, который ею приводится в действие и

объекта, на который направлено действие. Фрейд отмечал, что

сексуальные стремления могут выражаться в фантазиях и

сновидениях в несексуальных образах. Но, возражает ему Адлер,

возможно и обратное. Несексуальные влечения и чувства, будь то

голод, страх, агрессия, социальное чувство, могут предстать в

сексуальных образах. Если для Фрейда различного рода социальные

отношения: материнство, отцовство, братство, отношение к

светской и духовной власти, супружество – выступают как

модификации первичной сексуальности, то для Адлера, наоборот,

некое первичное «социальное чувство» трансформируется в

различные виды эмоциональных отношений и влечений, в том числе

– и в сексуальные. В этом вопросе, как и в ряде других, вряд ли

можно однозначно согласиться и с Адлером, и с Фрейдом. Истина,

скорее всего, лежит где – то посередине.

Более определенно можно выразить солидарность с Адлером,

когда он критикует «эдипов комплекс» Фрейда. Тема ненависти,

ревности к отцу и инцестуозного влечения к матери, несомненно,

может присутствовать в сознании и бессознательном некоторых

индивидов, как результат деформации семейных отношений,

невротизма и агрессивности кого – либо из родителей, но очень

трудно доказать, что эдипова «конфигурация» влечений

универсальна. Скорее, можно утверждать, что в своих стремлениях

к идентификации с отцом и матерью дети обоих полов стремятся

как – то согласовать, примирить образы своих родителей и

выдвигаемые ими требования. Они бывают травмированы, когда им

предлагают идентифицировать себя с одним из родителей и

отречься от другого. Если какая – нибудь болезненная,

неуверенная в себе девушка хочет находиться рядом с отцом, это

просто есть стремление находить поддержку там, где она находила

ее раньше – у отца, который всегда будет ее любить и защищать.

Эта девушка может уклоняться от рискованных любовных отношений

с молодыми людьми и предпочитает общество отца. Но в этом

совсем необязательно усматривать стремление к инцесту. Иное,

чем у Фрейда, понимание структуры психики Адлером приводит его

к иным методам терапии. Адлер не подозревал пациентов в

попытках обмануть врача, навязать ему некую «рационализацию»

вместо искреннего признания. Любовно – дружеские отношения,

готовность обсуждать вместе с пациентом его проблемы на основе

полного доверия, равноправия и дружеского участия

представлялись Адлеру более подходящей основой для излечения

неврозов, чем «дистанция по отношению к пациенту и отвлеченные

умствования по поводу его истинных мотивов». Терапия, по

Адлеру, это продолжение воспитания там, где человек уклонился

на ошибочный путь. Терапевт должен понять не отдельную причину

психической травмы, а весь жизненный стиль пациента, его способ

решать жизненные проблемы. Не столько внешняя причина служит

источником психических отклонений, сколько неадаптированность

человека к обществу и, как следствие, использование

неподходящих «технологий» в общении с другими, а часто –

отсутствие каких бы то ни было «технологий», то есть,

коммуникативной культуры.

Индивидуальная психология Адлера с большой осторожностью

относится ко всякого рода схемам, классификациям. Она не

предлагает системы, правил лечения. Каждый случай болезни, как

и каждый случай общения людей, должны рассматриваться как

неповторимые и индивидуальные. Общие правила – лишь

вспомогательные средства. Гораздо важнее для успеха лечения

психологическая гибкость терапевта, ощущение нюансов, верность

здравому смыслу.

3. «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера.

3.1.Комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку

своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое,

указывающее на болезнь. Неполноценность – нормальное,

естественное для человека чувство. Адлер даже сформулировал

афоризм: «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать

комплексом неполноценности». Как же это понимать? Первоначально

Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности

отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не

бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое

сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но

неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства

и т. д. органы и функции способны в какой – то мере заменять,

компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает

так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий

человек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего

интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со

слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания

предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и

постепенно учится различать самые тонкие различия звуков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.