смысл пословицы "с волками жить, по-волчьи выть". Интересно, что
рационализация ярко себя проявляет в феномене, так называемого,
постгнпнотического внушения, когда гипнолог внушает испытуемому в состоянии
гипнотического транса какое-то нелепое действие, которое тот должен
совершить после того, как будет выведен из этого состояния. Например,
испытуемый должен предложить гипнологу потанцевать. Когда постгнннотнческое
явление осуществлено, и испытуемого спрашивают, почему он предложил столь
неадекватное обстановке действие, ответ всегда звучит в плоскости механизма
рационализации ("А мне показалось, чтообъявили танцы" и т.п.). Иначе и для
самого человека собственное поведение нелепо и предрассудительно.
Рационализация призвана снять это противоречие.
Последним из основных защитных механизмов, описанных Фрейдом,
является сублимация. Здесь предполагается превращение социально и морально
неприемлемого импульса в приемлемый, допустимый. Можно говорить о
переадресовке потока энергии из одного канала в другой. Согласно автору,
основной энергией, подлежащей переориентировке, является libido. Так,
например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную
разрядку, переключается на другой вид деятельности (наука, спорт, политика,
искусство и т.д.).
В целом защитные механизмы призваны поддерживать известную
целостность, устойчивость и идентичность индивидуального самосознания в
условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу.
Важность указанного хорошо ясна психиатрам, т.к. неустойчивость самооценок,
разорванное самосознание, и отсутствие последовательных и адекватных
представлений о самом себе обуславливают симптоматику многих психических
заболеваний.
В истории психоанализа поражает не только разнообразие его толкований
и оценок, но и какое-то навязчивое стремление к его неприятию и критике.
Десятилетиями в отечественной критике шло негласное соревнование по
наиболее изощренной ругани 3.Фрейда. Сами же работы Фрейда не издавались и
широкому кругу читателей были неизвестны. Почему не произошло то, что
происходит с ложными теориями? Почему психоанализ не забыт? Причину
сопротивления психоанализу Фрейд видел именно в существовании защитных
механизмов у каждого из нас: "В деле признания психоанализа обстоятельства
чрезвычайно неблагоприятны... всякий судящий о психоанализе - сам по себе
человек, у которого также существуют вытеснения и который, может быть, с
трудом достиг такого вытеснения. Следовательно, психоанализ должен вызывать
у этих лиц то же самое сопротивление, которое возникает и у больного. Это
сопротивление очень легко маскируется как отклонение разумом... Потому-то
так трудно привести людей к убеждению в реальности бессознательного и
научить их тому новому, что противоречит их
сознательному знанию".
Эдипов комплекс
Разрабатывая учение о неврозах, Фрейд пришел к выводу о сексуальности
их этимологии. Обращаясь за подтверждением своей гипотезы к мифологическим
сюжетам, художественным и литературным памятникам истории, Фрейд особое
внимание уделяет древнегреческому мифу о царе Эдипе.
Эдипов комплекс - согласно 3. Фрейду, это комплекс детских
переживаний, состоящий из влечения мальчика к матери с ревностью и
недоброжелательством по отношению к отцу. В дальнейшем этот комплекс
вытесняется в сферу бессознательного, является универсальным для мужчин и
определяет многие аспекты их сексуальности и невротизма (подобное явление у
девочек обозначается комплексом Электры).
Название комплекса основано на древнегреческой мифологии. Эдип - сын
царя Фив Лайя и царицы Иокасты, которым было предсказано, что их сын убъет
отца и станет мужем собственной матери. Когда родился Эдип, царь приказал
проколоть ему ступни (Эдип - значит пухлоногнй, с распухшими ногами) и
бросить на съедение зверям. Раб пожалел мальчика и отдал его пастуху
коринфского царя Полиба. Эдип вырос в уверенности, что царь Полиб ему отец.
Вновь Дельфийский оракул предсказывает уже самому Эдипу, что тот убьет
своего отца и женится на матери. Устрашенный этим предсказанием, Эдип
решает покинуть дом, который он считал родным. В пути Эдип встречает Лайя
и, вступив с ним в спор, убивает его. Так исполнилась первая часть
пророчества: Эдип становится убийцей своего отца. На пути в Фивы Эдип
встречает Сфинкса, который стережет город и пожирает всех путников, не
разгадавших его загадку. Эдип решает загадку, Сфинкс бросается в пропасть,
и дорога в Фивы становится свободной. Эдип входит в город, и благодарные
фиванцы избирают его царем и дают в жены вдову прежнего царя Иокасту. От
этого брака родились сыновья Этеокл и Полиник и дочери Йемена и Антигона.
Так сбывается вторая часть пророчества - Эдип становится мужем своей
матери. Через несколько лет в Фивах начался свирепый голод, и вспыхнула
эпидемия чумы. Дельфийский оракул предсказывает, что бедствия прекратятся
после того, как будет обнаружен убийца Лайя. В результате расследования
Эдип с ужасом узнает правду, ослепляет себя и покидает Фивы, Иокаста
кончает жизнь самоубийством.
Таков миф о Эдипе. Интересно, что подобные легенды распространены у
многих народов. Кара, постигшая Эдипа, отражает восходящее к глубокой
древности запрещение брачных отношений между прямыми родственниками
(инцест). Нечто подобное, происшедшее с женщиной, описано в мифе об
Электре.
В этом мифологическом сюжете Фрейд усматривает не только
доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности
человека, но и подтверждение идеи о существовании тех сексуальных
комплексов, которые якобы с детства заложены в человеке. Эдипов комплекс,
являясь одним из базовых образований, определяет далее специфику
сексуальной жизни человека, особенности его склонностей, странностей,
вкусов и привычек. Преформации этого комплекса лежат и в основе неврозов и
невротических реакций человека.
Следует сказать, что не вдаваясь в критический анализ этого
изложения, можно фиксировать опыт клинических наблюдений, когда
действительно отмечалась бессознательная тенденция пациента осуществлять
выбор сексуального партнера на основе неосознаваемого "сличения" его с
каким-либо символическим признаком (физическим или психологическим)
родителя противоположного пола.
Эрос и Танатос
Задолго до Фрейда многие философы задумыватась над тем, что именно
определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения.
Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал
"первичными влечениями". В первых публикациях в качестве "первичных" он
рассматривал лишь сексуальные влечения. Далее он приходит к выводу, что
"первичные влечения" составляют полярную пару созидательной любви и
влечения к деструкции. Эти размышления приводят к созданию концепции о том,
что деятельность человека
обусловлена переплетением сил "инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти"
(Танатос). Эти полярные силы являются основными бессознательными
влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельность человека. И, если
"инстинкт жизни" (Эрос) более ясен читателю в качестве животворящей силы,
то в отношении "инстинкта смерти" (Танатос) требуются дополнительные
разъяснения.
Предположение о существовании в человеке этого инстинкта Фрейд
выводит из эволюции всего живого, которое, достигнув максимума
органического бытия, со временем начинает обратный путь и в результате
смерти возвращается к неорганическому состоянию. В рамках этой гипотезы
влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный
путь к смерти, что было сформулировано Фрейдом в виде положения "целью
всякой жизни является смерть", причем жизненный путь является ареной борьбы
между Эросом и Танатосом. Понимая относительность аргументации в пользу
этого положения, сам Фрейд подчеркивал, что эти мысли являются только лишь
гипотезой. Бедствия, принесенные человечеству первой мировой войной,
натолкнули Фрейда на размышления о склонности индивида к агрессии и
деструктивности. Социальные институты, пытаясь регулировать отношения в
обществе в целях самого общества, противостоят индивиду как чуждая и
сдерживающая сила. Развитие культуры рассматривается с этого периода
Фрейдом как борьба общества с разрушительными тенденциями индивида и
непрерывно протекающее противоборство "инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта
смерти" (Танатос).
Миф о первобытной орде
Психоаналитический взгляд на историю развития человечества, начиная с
его первобытного состояния, впервые был дан 3.Фрейдом в работе "Тотем и
табу" (1913), где он детально анализирует процесс становления и эволюции
психической жизни примитивного человека. Его последняя работа "Моисей и
единобожие" (1939) также возвращается к этим положениям. Объяснения
типичных явлений, характерных для первобытного общества, таких как
определенных механизмов функционирования психики примитивного человека,
процессов образования первобытных запретов - табу и др., выводились автором
на основе материала, полученного при анализе детских неврозов. Возникающие
у детей неврозы чаще выражаются в виде определенных страхов - фобий,
нередко проявляющихся в изначальном страхе какого-либо животного. При этом,
как отметил Фрейд, в этом страхе наличиствует не только сам страх и попытка
избежать контакта с пугающим объектом, по и определенный интерес и даже
влечение к нему. Эти амбивалентные чувства к животному являются ни чем
иным, как бессознатель-ным замещением в психике ребенка тех скрытых
амбивалентных чувств, которые ребенок описывает к родителям в рамках
описанного Эдипова комплекса. Это бессознательное замещение призвано скрыть
истинные причины детского страха от осознания. В рассуждениях Фрейда о
первобытной орде присутствует аналогия между первобытным человеком и
ребенком, который как бы повторяет в предельно убыстренном и
замаскированном виде основные этапы развития человека в филогенезе.
Фрейдовская картина первобытпоп ярды выглядит следующим образом: на
заре своей истории примитивный человек жил в орде, где безраздельно
главенствовал вожак. Этот сильный самец, обладая любой из приглянувшихся
ему самок был по сути отцом всех молодых членов орды. Его силе и воле
беспрекословно подчинялись все сыновья. Если подросшие сыновья пытались
предъявить права на обладание какой-либо самкой, они жестоко карались
отцом, либо изгонялись из орды. Отец отстаивал монопольное право на самок,
пользуясь своим авторитетом и физической силон. Естественно, такое
противостояние не могло продолжаться долго. Однажды обиженные сыновья
объединились в одном порыве и убили отца. В связи с тем, что описываемый
эпизод происходил в период каннибализма, они же съели убитого отца. На этом
первый этап первобытной орды закончился. Но, совершив описанное, находились
по отношению к отцу под властью амбивалентных чувств: ненависть -
восхищение. Эта амбивалентность отмечается повсеместно у детей и
невротиков.
Удовлетворив чувство ненависти убийством отца, они остались наедине со
вторым компонентом - любовью и восхищением к нему же. Это вызвало
возникновение мучительных чувств вины и раскаяния. Для снижения
насыщенности этих чувств образ отца был запечатлен в виде тотема,
священного символа. Убийство отца (родителей) стало недопустимо и предельно
аморально. Это же чувство вины за содеянное привело к отказу от желанных
самок, большинство которых были единокровными сестрами этих самцов, что
далее побудило создать запрет на инцест (кровосмесительные контакты). Так
возникли основные табу (запреты) этого периода истории человечества. Именно
с этого момента по Фрейду, начинается собственно культура общества.
"Общество покоится теперь на соучастии в совместно совершенном
преступлении, религия - на сознании вины и раскаивания, нравственность -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|