реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Исследование уровня развития речи младших школьников

реферат

слово по его функциям или внешнему виде, позже характеризует более

абстрактно, употребляет синонимы, разделяет предметы по категориям. Это

означает, что дети более старшего возраста умеют абстрактно объяснять

значение слов, переходить от значения, основанного на собственных ощущениях

и опыте, к более обобщенному, полученному из информации других людей».[21,

252]

«Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и

слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них,

который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые

ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем

случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся

слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением,

но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит

словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет

закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его

слухом и сознанием возможно чаще», - рекомендуют С. Н. Карпова, Э. И.

Труве. [8, 46]

Н. В. Новотворцева пишет : «Письменная речь лишена жеста, интонации и

должна быть (в отличии от внутренней) более развернутой, однако для

младшего школьника перевод внутренней речи в письменную вначале очень

труден». [12, 134]

Исходя из исследований литовского психолога А. Гучаса можно сказать,

что письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. Однако, при

правильном развитии речи ребенка, эта разница быстро пропадает. Об этом

можно судить из таблицы №1.

Таблица №1

Разница слов в устной и письменной речи учащегося. (по А. Гучасу)

|Возраст |Количество слов |

|ребенка | |

| |Устная речь |Письменная речь |

|8 л 4 мес. |2462 |1596 |

|10 л 6 мес. |4119 |3279 |

|12 л 4 мес. |2408 |2681 |

|14 л 3 мес. |2331 |2902 |

[19, 139]

«Каждое слово выученное ребенком кажется ему важным. Часто новое слово

имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его

запомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни слова

связанны с другими, их словарь быстро увеличивается», - советует в своих

работах психолог Е. И. Тихеева [17, 56].

По данным исследования М. Д. Цвиянович, они показывают, что уже к 3-ему

классу, в письменной речи учащихся выше процент существительных и

прилагательных, в ней меньше местоимений и союзов, засоряющих устную речь.

Здесь присутствуют простые распространенные предложения (71%). Количество

слов колеблется от 30 до 150. Письменные работы короче, в них меньше слов-

повторений, не так часты однообразные соединительные союзы, особенно «и».

Следовательно, уже к 3-4-ому классу письменная речь учащихся в некотором

отношении превосходит устную, приобретая форму книжной, литературной речи.

[3, 132]

Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом,

специально грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования многих

психологов А. Ф. Обухова пишет: «Прежде всего повышаются

требования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается в

зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо

научиться различать произношение и написание... К концу начального

обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени

которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по

написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные

грамматические конструкции». [13, 257]

Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбирая

однокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановки

различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного

языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного

определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и

сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.

[13, 258]

«Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него

вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное

узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые

звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в

том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки,

стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки.

Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой

интонационной его выразительности», - отмечает А. Люблинская. [10,

296-297]

Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает

выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками.

Психолог П. Блонский указывает на важность процесса перехода от

громкого чтения к чтению про себя, т. е. интериоризация чтения. В

результате которого обнаружено несколько форм речевого поведения детей:

1. Развернутый шепот – отчетливое и полное проговаривание слов и фраз

с уменьшением громкости.

2. Редуцированный шепот – проговаривание отдельных слогов слова при

торможении остальных.

3. Беззвучное шевеление губ – действие инерции внешнего

проговаривания, но без участия голоса.

4. Невокализированное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в

начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз.

5. Чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к

молчаливому чтению старших детей и взрослых. [1, 162]

Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и

умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От

доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от

допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник

поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления,

для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка

обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и

называть полученный результат. [9, 128]

Литовские психологи: Г. Буткене , А. Кепалайте обращают внимание на

изменения в общении младших школьников. «Восьмилетний ребенок может

использовать один тип слов и грамматики при общении с учителем, другой –

при общений со взрослым родственником, и третий – при общений с со своими

друзьями, сверстниками». [18, 254]

Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь

детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и

всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрывается

все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать

свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции

собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую

деятельность.

3. Исследование уровня развития речи младших школьников.

Для подтверждения всех вышеуказанных теоретических утверждений

известных психологов в апреле – мае 2001 года нами проводилось исследование

уровня развития речи младших школьников.

3. 1. Методики исследования.

При проведении исследования были использованы методики из следующих

источников Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М.,1995, стр. 216 – 223.

Исследование проводилось по следующим методикам.

3. 1. 1. Методика определение понятий.

В этой методике ребенку предлагались следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться,

соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться,

объединяться, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,

связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться,

складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться,

собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагалась следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты

встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов.

Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово,

например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов,

выбранной наугад из пяти предложенных наборов. За каждое правильно данное

определение слова ребенок получает по 1 баллу. Если предложенное ребенком

определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение

ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточном

определении – 0 баллов. На то, чтобы дать определение каждого слова,

отводится 30 сек. Если в течении этого времени ребенок не смог дать

определение предложенного слова, то мы оставляли его и зачитывали следующее

по порядку слово.

3. 1. 2. Методика выяснение пассивного словарного запаса.

В этой методике в качестве стимулирующего материала ребенку

предлагались те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые

были использованы в только что описанной методике. Процедура проведения

данной методики состояла в следующем. Ребенку зачитывалось первое слово из

первого ряда – «велосипед» и предлагалось из следующих рядов выбрать слова

подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу,

определяемую единым понятием. Каждый последующий набор слов медленно

зачитывался ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек.

Во время прослушивания ряда ребенок должен был указать то слово из ряда,

которое по смыслу подходит к уже услышанному.

Например: Если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда

должен был выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды

транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих

наборов он должен был выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда

ребенок не сумел отыскать нужное слово, то этот ряд прочитывался второй

раз, но в более быстром темпе.

Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот

выбор оказался неправильным, то мы фиксировали ошибку и читали следующий

ряд.

Как только для поиска нужных слов ребенку были прочитаны все четыре

ряда, переходили ко второму слову первого ряда и повторяли эту процедуру до

тех пор, пока ребенок не примет попыток отыскать все слова из последующих

рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

3. 1. 3. Методика определения активного словарного запаса.

Испытуемым предлагались рисунки (см. приложение 1, рис. 1, рис. 2), на

которых изображены люди и различные предметы. В течении некоторого времени,

примерно 3 – 4 минут, дети как можно подробнее рассказывали, что

изображено и что происходит на данной ему картинке.

Речь ребенка фиксировалась в специальном протоколе, форма которого

приводится в таблице №2, и затем анализировалась.

Таблица №2

Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего

школьника

| |Частота употребления этих |

| |признаков различными |

|Фиксируемые признаки речи испытуемых |испытуемыми |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 | |Определение понятий |9 |9,5 |10 |8,5 |8

|7 |10 |8,5 |9,5 |9,5 | |Пассивный словарный запас |10 |10 |10 |9 |8 |6,5

|10 |8 |9 |9 | |Активный словарный запас |8 |9 |10 |8 |7 |6 |10 |8 |9 |9 |

|Коэффициент ригидности словарного запаса |

0,43 |

0,53 |

0,55 |

0,44 |

0,37 |

0,33 |

0,59 |

– |

0,45 |

0,45 | |Исследование показало, что у 20% испытуемых (ученики №3 и №7) очень

высокий уровень развития речи, у 60% испытуемых (ученики №1, №2, №4,

№8, №9, №10) относительно высокий уровень развития речи и лишь у 20%

испытуемых (ученики №5и №6) средний уровень развития речи.

ВЫВОДЫ

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой

люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека

проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и

незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением

пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта,

накопленного человечеством, как средством познания самого себя и

саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

В результате проведенного нами исследования четвероклассников средней

школы Бяржино города Шяуляй мы пришли к выводу, что к концу младшего

школьного возраста речь учащихся достигает высокого уровня развития.

Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей

и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит

формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На

практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты

учащимися.

2. Поднимать уровень развития реи учащихся.

Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути

расширения их словарного запаса. Поэтому учитель на всех уроках сообщая

новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются

понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже

сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а

вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при

решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего

лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов

помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще

высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы,

дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых

учащихся, на тех кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-

либо интересное, новое. Таким образом развитие речи учащихся – одна из

важнейших задач деятельности учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988.

3. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В.,

Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984.

4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. –

Минск, 1998.

6. Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996.

7. Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989.

8. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-

на-Дону, 1987.

9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

10. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.

11. Немов Р.С. Психология. Книга 2 – 3. – М.,1995.

12. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995.

13. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

15. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

16. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 1984.

17. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985.

18. Butkien? G., Kepalait? A. Mokymas ir asmenybes brendimas. – V.,

1998.

19. Gu?as A. Vaiko ir paauglio psichologija. – K., 1990.

20. Zambacevi?ien? E. Kai kurie kalbos psichologijos klausimai. – V.,

1979.

21. ?ukauskien? R. Raidos psichologija. – V., 1996.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.