реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Исследование уровня развития речи младших школьников

реферат

Исследование уровня развития речи младших школьников

ШЯУЛЯЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эдукологический факультет

Кафедра психологии

студентка III курса

специальности ПНО

Курсовая работа

Руководитель работы –

Шяуляй, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .

1. Понятие речевой деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . .

2. Общая характеристика речевого развития младших школьников. . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Исследование уровня развития речи младших школьников. . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Методики исследования.

1. Определение понятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Выяснение пассивного словарного запаса. . . .

3. Определение активного словарного запаса. . .

4. Определение ригидности словарного запаса. .

2. Количественная и качественная обработка результатов

исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4. Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . .

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . .

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

3

4

7

12

12

13

13

14

15

22

23

24

ВВЕДЕНИЕ

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития

ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми

общественно-исторического опыта человечества.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания

является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка

составляет один из основных элементов формирования личности, освоения

выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным,

нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом

воспитании и обучении младших школьников. [5, 98]

Решение данной проблемы определяет цель и задачи работы, а также

предмет и направление исследования.

Цель работы - исследовать уровень развитие речи младших школьников.

Данная цель требовала решения следующих задач:

> Изучение психологической литературы поданной проблеме.

> Проведение установления уровня развития речи младших

школьников.

Количественная и качественная обработка результатов исследования.

> Обобщение материала в качестве выводов и рекомендаций.

При решении поставленных задач применялись следующие методы:

1. Изучение психологической литературы по поставленной проблеме.

2. Психолингвистическая диагностика развития речи учащихся.

3. Качественная и количественная обработка результатов анкеты и

опроса.

Предметом исследования являются учащиеся 4 «А» класса (т.е. 10

человек, в возрасте 10 – 11лет, из них 4 девочки и 6 мальчиков) средней

школы Бержино города Шяуляй.

Цель и задачи работы определили и ее структуру. Она состоит из

введения, трех частей, выводов, списка литературы и приложений.

1. Понятие речевой деятельности.

РЕЧЬ – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей

деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. [5, 232]

Речь выполняет ряд функций:

Обозначения – каждое слово, предположение имеют определенное

содержание.

Сообщения – передача сведений, знаний, опыта.

Выражения – обнаружение через интонацию, ударения, построение,

использование сравнений, пословиц и т.п. чувств, потребностей, отношений.

Воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к

изменению взглядов.

Функции речи по-разному проявляются в различных ее видах.

Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе

высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением,

сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее

особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.

Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность,

выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет

специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в

виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе

совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки,

планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и

контроля.

Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и

реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка

используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в

письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место.

Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям

(например, разговорная речь допускает значительные отклонения от

грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более

художественная речь). [15, 321]

В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности:

внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и

монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности

подробнее.

Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых

значений) вне процесса реальной коммуникации.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру

внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная

для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство

мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем,

предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру,

отличную от структуры внешней речи:

в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в

специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания,

целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и

др.).

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации

внешней речи.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных

текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и

непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная

отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в

грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях —

типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными

для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная

композиционно-структурная организация, которой необходимо специально

овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.

Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во

всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом

отличается от восприятия устной речи.

Речь устная – вербальное (словесное) общение при помощи языковых

средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что

отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются

последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья

ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой

реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по

двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-

артикуляционной сторон устной речи.

Устная речи делится на

> Диалогическую речь – это речь поддерживаемая, имеющая

собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут

присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения.

Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с

ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и

контекстуальной, когда все предшествующие высказывания

обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные

диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники

диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других

людей.

> Монологическую речь – длительное, последовательное, связное

изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь

требует больших знаний, общей культуры, владения собой,

активной и планомерной передачи информации. [7, 74-77], [2, 96-

99], [20, 11-15], [15, 321-322], [7, 233].

М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик различают речевую

деятельность «по степени произвольности (активная и реактивная), по степени

сложности (речь-называние, коммуникативная речь), по степени

предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной

структурной организации и предварительного планирования и диалогическая

речь». [3, 131]

2. Общая характеристика речевого развития младших школьников.

Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации,

опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С

помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на

друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее

обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют

свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Поэтому далее в своей работе постараемся рассмотреть особенности

развития речи младших школьников.

Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число

ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В

развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит

особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности:

игровой, трудовой и общения». Расширяется сферы и содержание общения

младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые

выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным

источником разнообразных знаний.[11, кн.2, 134]

«Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило

непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает

сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», - высказывается в

своих трудах психолог Л. Зеньковский. [6, 87]

Однако школьный курс способствует формированию произвольной,

развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед

учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос,

рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно,

законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему

материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как

монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть

произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической

речью. [16, 146]

Литовский психолог Р. Жукаускене пишет: «Дети в возрасте от 9 до 11 лет

в среднем употребляют около 5000 новых слов. Ребенок школьного возраста

употребляет слово точнее по его значению, семантические знания все лучше

систематизируются и располагаются в иерархию. Взрослея ребенок все лучше

может объяснить значение слова. Например: в начале ребенок характеризует

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.