устоявшимся привычкам. Придаёт большое значение внешней стороне
дела и мелочам. Склонен требовать того же от других.
3. «Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
Длительное время переживает одни и те же чувства, настойчивый,
упрямый, противится изменениям, трудно переключается на что-то
новое в деятельности. Интересы постоянные и односторонние.
Проявляет повышенное самомнение и себялюбие, недовольство
недостаточным признанием его достоинств и заслуг. Озабочен своим
престижем. Стремится превзойти других, выдвинуться в лидеры.
Отличается повышенной чувствительностью к действительным и
мнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к
самоутверждению порождает бдительное отношение к окружающим,
склонность к обдумыванию их действий, недоверчив, возможно,
злопамятен.
4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля
над влечениями и побуждениями. Агрессивен, упрям, самолюбив и
обидчив. Отличается постоянной внутренней напряжённостью,
раздражительностью. Причём, интенсивность реакций не
соответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышенную
требовательность к окружающим, часто не желает считаться с их
мнением. Неуживчив, склонен к конфликтам. Характерна чрезмерная
сила влечений, неудержимость в их удовлетворении.
5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с
оптимизмом и высокой активностью. Добр, отзывчив, беззаботен.
Обладает многосторонними способностями, но из-за неустойчивости
внимания и недостаточной выдержки интересы поверхностны. Плохо
переносит жёсткую дисциплину, строго регламентированный режим,
критику в свой адрес. В необычных ситуациях находчив, умеет
приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они
не выбивают его из колеи. К правилам и законам относится
легкомысленно. Рамки морали ему узки. Тяготится одиночеством, в
группе добивается лидерства. При общении неразборчив в выборе
знакомств, может оказаться в неблагоприятной среде.
6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация
теневых сторон жизни, заторможенность. Испытывает частые и
длительные изменения в сторону его снижения, что проявляется в
переживаниях, подавленности, тоске, предчувствиях неприятности
или безрадостных явлений.
7. Тревожно – боязливый тип. Склонность к страхам, робость,
пугливость. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней
напряжённости. Проявляет повышенное внимание к отрицательным
сигналам. Обеспокоен возможными последствиями своих действий,
поэтому часто возникают сомнения и колебания при необходимости
принять решения. Не удовлетворён своими способностями разрешать
жизненные трудности и достигать желаемого. Очень высокая
тревожность плохо влияет на уровень достижений и может вызывать
физические нарушения.
8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
Периоды ровного настроения чередуются с периодами подъёма и
субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным,
минорным настроением, чувством вялости и утомлённости,
рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих
силах. Мелкие неудачи и неприятности, которые нередко возникают в
этот период из-за падения работоспособности, тяжело переживаются,
вызывают уныние. Общение раздражает, компании избегаются. В
период жизненного подъёма ускоряются мыслительные процессы,
появляется оживлённость, подвижность, инициативность: идёт
постоянный поиск источников развлечения. Длительность периодов с
возрастом увеличивается.
9. Аффективно – экзальтированный тип. Лёгкость перехода от состояния
восторга к состоянию печали. Восторг и печаль – основные
сопутствующие этому типу состояния. Склонен приходить в состояние
восторженного возбуждения по незначительным поводам и под
влиянием разочарований впадать в отчаяние. Может наблюдаться
истерика или нервный срыв.
10. Эмотивный тип. Родственен аффективно – экзальтированному, но
проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой
впечатлительностью и чувствительностью. От настроения зависит и
работоспособность, и общительность, и самочувствие.
Соответственно настроению окружающий мир представляется то
радужными красками, то серым и безрадостным. Вследствие большой
подвижности чувств его влечения, стремления и интересы не
устойчивы. В группе не претендует на роль лидера. Ищет
эмоциональных контактов, стремясь занять положение любимца.
Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определить
отношение к себе окружающих: безразличие, расположение или
неприязнь. Ответное отношение возникает незамедлительно и без
попытки его утаить. Часто неспособен к волевым действиям, слабо
выражено чувство долга.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла.
Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные
данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
Основные черты – стержень личности, они определяют её развитие, процессы
адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные
черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных
факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру
личности. [1, С.388]
Личностный опросник Айзенка (Eysenk Personality Inventory)
предназначен для диагностики нейротизма, экстраверсии –интроверсии и
психотизма. EPI является одним из наиболее распространённых тестов для
оценки базальных свойств личности, предложенный Г. Айзенком и С. Айзенк в
1964г. EPI содержит 57 вопросов, 24 которых нацелены на выявление
экстраверсии – интроверсии, 24 других – на оценку эмоциональной
стабильности – нестабильности (или нейротизма), остальные 9 составляют
контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности
испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. [10;
С113] Так же, с помощью EPI, можно выявить характеристику индивида со
стороны его динамических способностей, то есть темперамент (сангвиник,
флегматик, холерик или меланхолик).
4.2. Описание проведения методик и результатов обследования.
Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемому
предлагалось ответить на два опросника, состоящих из 88 (опросник Шмишека)
и 57 вопросов (опросник Айзенка). Инструкция к первой и второй методике
предлагалась одинаковая: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные Вам
вопросы. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь. Здесь нет правильных и
неправильных ответов». Испытуемому были предложены специальные бланки,
которые он должен был заполнить, отвечая на вопросы.
Мною были исследованы шесть наркозависимых больных 1985- 1987 года
рождения, которые были направлены на патопсихологическое обследование в ПНД
(психиатрическая больница г. Владивостока). Были выявлены.
Подробные результаты по каждому случаю приводятся ниже:
1. Испытуемый П – экзальтированный тип акцентуации характера, для
которого характерно: Лёгкость перехода от состояния восторга к
состоянию печали. А так же высокие показатели по шкале нейротизма,
что говорит о чрезмерной нервозности испытуемого, склонности к
фрустрациям. Тип темперамента - меланхолик (Хар-но: низкий уровень
психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики
и речи, быстрая утомляемость). Интроверт.
2. Испытуемый К. – циклотимический тип акцентуации характера, для
которого характерно: Периоды ровного настроения чередуются с
периодами подъёма и субдепрессивными фазами, которые характеризуются
сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомлённости,
рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах.
Так же высокие показатели по шкале нейротизма, тип темперамента –
меланхолик. Интроверт.
3. Испытуемый Ж. - Тревожно – боязливый тип. Склонность к страхам,
робость, пугливость. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней
напряжённости. Проявляет повышенное внимание к отрицательным
сигналам. Интроверт. Флегматик ( низкая уровень психической
активности, медлительность, невыразительность мимики).
4. Испытуемый О. - Педантичный тип. Лица этого типа отличаются
повышенной ригидностью, инертностью психических процессов,
неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Интроверт.
Меланхолик.
5. Испытуемый Д. - Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление
контроля над влечениями и побуждениями. Претендует на роль лидера в
группе. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Экстраверт. Холерик
(высокий уровень психической активности, энергичность действий,
резкость, стремительность).
6. Испытуемый И. - Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в
сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Плохо переносит жёсткую
дисциплину, строго регламентированный режим, критику в свой адрес.
Претендует на роль лидера в группе. Экстраверт. Холерик.
4.3. Некоторые аспекты лечебно – реабилитационного подхода к проблеме
наркомании.
В организационном аспекте лечебно-реабилитационный процесс для больных
наркологического профиля строится на основе прохождения больным
определенных этапов лечения:
1. Интервенция - включение больного в лечебно реабилитационную
программу. Предполагает: рекламу программы, консультирование
больных и родственников, психокоррекционная работа с ними.
Предварительный этап.
2. Детоксикация - ликвидация острых физических и психических
расстройств, связанных с отменой психоактивного вещества.
Стационарный этап.
3. Диагностика и медикаментозное лечение основных соматиoческих и
личностных расстройств. Психокоррекция. Стационарный этап.
4. Диагностика тонких психических и личностных расстройств и их
психокоррекция. Стационарный или амбулаторный этап.
5. Реабилитация - последовательное обучение и тренинг высших
социальных форм поведения, индивидуальное обучение восприятию и
смыслообразованию. Стационарный или амбулаторный этап; для
больных гериатрического профиля: проводится полное
диагностическое обследование, фармакотерапия,
физиотерапевтическое, бальнеологическое лечение, массаж,
лечебная физкультура по специальным рекреационным методик
Реабилитационная программа включает следующие направления:
1. Когнитивный тренинг - тренировка сохранившихся психических
возможностей, направленная на улучшение памяти и ориентировки.
2. Терапия занятостью - восстановление утраченных навыков
самообслуживания; выработка и развитие более дифференцированных видов
повседневной деятельности, направленной на самообслуживание;
вовлечение пациента в доступный им вид полезной деятельности.
3. Рекреационная терапия - занятие различными видами деятельности
(музыка, чтение, рисование и др.); занятия группового общения;
персональные психокоррекционные занятия по актуальным для пациентов
тематикам.
4. Психосоциальные мероприятия - формирование навыков самостоятельного
пребывания в домашних условиях и разъяснительная работа с
родственниками.
Заключение
Наркомания – это проблема, которая охватывает весь мир. Мы можем
встретить наркомана везде: на улице, в подъезде, магазине, кино или даже у
себя дома. Многие из нас считают, что это может случиться с кем угодно, но
не с ним и его семьёй. А они ошибаются, ведь наркомания – это вирус,
который поражает планету.
Сегодня нет таких сил, организаций и технологий, которые могут
удержать каждого человека от потребления наркотиков. Эту проблему можно
решить, только опираясь на общественное сознание и воспитание у каждого
члена общества осознанного понимания своего предназначения и той опасности,
которой он подвергается, употребляя наркотики. Законы и запреты ничего не
дадут без широкой и всеобъемлющей, постоянно действующей разъяснительно –
воспитательной работы в обществе, коллективе, школе, семье и с каждым
конкретным человеком. Разумеется, такие глобальные задачи решаются на
высшем уровне.
Мероприятия по преодолению наркомании должны строиться в виде
концепции, строящейся на социальной и психологической адаптации к реалиям
жизни. Что должно включать научный и психологический анализ групп риска,
склонности к аддиктивному поведению. Определяющий необходимость
образовательных, профориентационных, социальных, дисциплинарно -
организационных усилий по отношению к молодежи. Обеспечению её адекватной
самооценкой и способам самореализации, подбора оптимальных психологических
вариантов социальной адаптации, способствующих максимально возможной
реализации потенциала личности на благо общества. Реализация подобной
концепции требует последовательных интеграционных усилий всей социальной
сферы, включая здравоохранение, с последующим психологическим мониторингом
личности. Без наличия действующей комплексной, последовательной и
обоснованной системы психологической и социальной адаптации наркомана,
усилия по искоренению данной проблемы безуспешны.
Практически важным, на мой взгляд, является вопрос выявления
первопричин употребления наркотиков среди молодёжи. В ходе своей работы я
установила, что, прежде всего, молодые люди начинают принимать (пробовать)
наркотические вещества не из-за стремления получить эйфорический эффект, а
под давлением референтной группы, в которой они находятся. Именно в этом
возрасте, многие люди, которые отличаются повышенной конформностью, склонны
к попаданию в группы риска, где процветает наркомания.
Я считаю, что необходимо научное изучение социально-психологических
перспектив каждого наркомана не только для определения вида его лечения, но
и для социальной адаптации. Что так же помогает определить правильный
психологический подход к этим людям и назначить соответствующее
психотерапевтическое лечение для последующей реабилитации. Ибо наркомания -
это реализация имеющихся биолого-психологических предпосылок. Необходимо
исследуя причины развития наркомании, выявить характеристики групп риска,
найти условия установления с ними эффективных контактов.
К сожалению, предотвратить первичное употребление («пробу»)
наркотических веществ практически невозможно, можно лишь направить ребёнка
в благоприятное для него русло жизнедеятельности
Список литературы:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике –
СПб.: Питер Ком., 1999.
2. «В XXI век Россия мчится на катафалке», С.Рыков//Комсомольская
правда,2001,№ 46.
3. Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. «Наркотики: Свойства, Действие,
Фармококинетика» - СПб.: Питер.Ком., 2000.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – Спб.: Питер, 2000.
5. Каплан Г.И. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.1. пер.с англ.
– М.: Медицина, 1994.
6. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд.,расш.,испр.и доп. – Ростова
на Дону: Издательство «Феникс», 1998.
7. Левин Б. М., Левин М. П. «Наркомания и наркоманы».М.: Изд-во ЭКСМО-
Пресс,1995.
8. Медицинская психология: Лекция для врачей – слушателей курсов
последипломного образования. – М.: Изд-во Магистр, 1998.
9. «Наркотики. Дешевле умереть, чем лечиться?», С.Костенко//Владивосток,
2001, № 54.
10. «Новый вариант адаптации личностного теста EPI», В.М. Русалов//
Психологический журнал, том 8, №1, 1987.
11. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
12. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство
«Питер», 2000.
13. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания: книга для врача, преподавателя,
родителя. – СПб, Изд-во «Феникс», 2000.
14. Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных
учебных заведений. – М.: Логос: КноРус, 2000.
15. Ураков И.Г. «Наркомания: мифы и реальность». – СПб.: Изд-во
«Евразия»,1990.
16. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника,
реабилитация. – СПб, 2000.
17. http://www.narcom.ru/
18. http://www.nodrugs.ru/
19. http://www.nodrugs.ru/pages/page5.htm
20. http://www.ostrow.ru/narc4.htm
-----------------------
[1] "
3
ТГК – (тетрагидроканнабинол) – активный ингредиент марихуаны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|