реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

реферат

наоборот, чрезмерной открытостью границ, либо с тем, что некоторые члены

семьи уклоняются от получения новой информации, опасаясь нарушения баланса

внутрисемейных отношений.

Состояние динамического равновесия

Используемое понятие системы подчеркивает ее открытый характер, способность

к обмену энергией, а также к постоянному росту и развитию.

Понятие динамического равновесия связано с определенным механизмом, при

помощи которого системе удается регулировать допустимую меру изменений.

«Всякий живой организм является открытой системой, которая постоянно

пребывает в процессе активного обмена энергией и информацией с окружающей

средой. Определенные элементы такой системы могут разрушаться и

отстраиваться заново, так что система, до тех пор пока она живет, никогда

не находится в состоянии химического и термодинамического покоя. Состояние

такой системы можно назвать состоянием динамического равновесия».

(Bertalanffy, 1956, р.3).

Динамическое равновесие означает, что система не стремится автоматически

устранить возникающее в ней состояние напряжения или достичь абсолютного

равновесия, но прибывает в процессе постоянных изменений, развития и

реструктуризации.

Понятие динамического равновесия «отражает способность системы не только к

сохранению ее структуры, но и к ее изменениям. Таким образом, система

является внутренне нестабильной»(Buckley,1967, р.15).

Семейная система никогда не пребывает в состоянии полного равновесия.

Каждый член семьи также характеризуется определенным уровнем динамического

равновесия.

Таким образом, состояние динамического равновесия- это состояние текучести,

связанное с деятельностью ее членов.

Прогрессивная дифференциация

Общим свойством живых систем является их стремление к увеличению сложности

своей организации. Прогрессивная дифференциация происходит по мере того,

как система, путем формирования каналов энергоэмоциональной связи с

окружающей средой, достигает определенного уровня адаптации. Параллельно с

этим происходит развитие ее структуры и функций: распределение функций

между ее элементами, увеличение их количества и качества, а также

совершение механизмов обратной связи. Таким образом, система переходит от

относительно примитивных форм организации, связанных с аморфностью ее

структуры и неопределенностью функций, к более сложным, характеризующимся

высокой дифференцированностью и иерархичностью внутренней структуры (Gray,

Duhl, Rizzo, 1969, p.14).

Эквифинальность

Последним понятием, связанным с определением комплексных систем, является

понятие эквифинальности. Эквифинальность выступает в качестве частного

признака открытых систем. Она тесно связана с прогрессивной

дифференциацией, поскольку рост и развитие открытых систем не находятся в

тесной зависимости от их первоначального состояния, характерной для

закрытых физических систем, но могут протекать разными путями и с различных

стартовых позиций. «Если система является открытой, её финальное состояние

не будет сколь-нибудь сильно зависеть от первоначального состояния. Оно

будет определятся, в первую очередь свойствами самой системы - теми

константами, которые не связаны с внешними условиями существования. Эта

система будет характеризоваться эквифинальностью или, если говорить

метафорически, способностью к самостоятельноому определению своих

целей»(Rapoport, 1958).

Эквифинальность связана со способностью системы к самостоятельному

определению своих целей. Её рост, развитие и целенаправленное поведение

определяется интерактивными качествами самой системы, а структурные,

функциональные и генетические особенности тесно взаимосвязаны и ярко

проявляются во всех ситуациях, связанных с необходимостью удовлетворения её

внутренних потребностей или решением задач адаптации к внешним условиям.

Всякий раз поведение такой системы трудно объяснить условиями, которые

существовали в момент её появления. Для понимания поведения такой системы

следует учитывать: текущие процессы, протекающие как внутри неё, так и во

взаимодействии с другими системами; действующие механизмы обратной связи;

особенности её материального и энергетического наполнения, а также

особенности того состояния динамического равновесия, в котором она

находиться; историю её развития.

2.3. Семья как система

Структура

Семейную систему можно рассматривать как единое образование, обладающее

определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В

структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре

основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей – членов

семьи; вторая образована диадой муж – жена; третья – сиблингами, четвертая

– диадами родитель – ребенок. Подсистемы каждой группы имеют определенные

границы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная семейная система

способна обеспечить удовлетворение потребностей всех входящих в неё

подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными

элементами супер-системы – значимыми для неё другими лицами: друзьями,

соседями, представителями социума.

Семья, как правило, образуется в тот момент, когда два человека образуют

брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в

брак, привносит в него свои собственные представления и ожидания

относительно того, каким образом должны строиться семейные отношения.

Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и

удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно

супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникальными

стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоцианального и

социального благополучия. Еще до появления в семье детей супруги, как

правило, успевают осознать потребности, которые предъявляет к ним

социальное окружение.

С появлением в семье нового члена, то есть ребенка, внутрисемейные

отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной

мере измениться. Диадический союз превращается в триадический,

предполагающий общение между тремя людьми. Ребенок обладает присущими ему

потребностями и стилем поведения. Гибкость, характеризующая отношения

супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его

темперамент и стиль поведения совместимы с соответствующими особенностями

родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между

темпераментом и стилем поведения ребенка и соответствующими

характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и

отец переживают психический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком

возникают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда

отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой не

способны самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений. Тогда эти

нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком.

Супруги должны решить, сколько времени они хотели бы уделять друг другу, а

сколько - ребенку. При оценке подсистемы ребенок – родитель психотерапевту

следует принимать во внимание отношения ребенка и отца, ребенка и матери, а

также отношения обеих супругов с ребенком (детьми). При этом отношения

между подсистемами должны быть сбалансированными, то есть ни один из членов

семьи не может быть исключен из отношений с другими. Дисбаланс возникает,

когда, например родители придают слишком большое значение собственным

взаимоотношениям и уделяют ребенку недостаточно внимания, воспринимая его

как помеху. В иных случаях мать слишком много сил и времени уделяет

ребенку, при этом муж начинает испытывать от них отчуждение. Единственной

формой сохранения его отношений с супругой, как правило, является участие

ухода за ребенком; при этом родители по-прежнему уделяют друг другу мало

внимания.

Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема-

сиблингов. Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие

взаимоотношения, характеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги

конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях,

родители могут переживать сложные чувства. Тем не менее, если семья

отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами,

родители обычно достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме

того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из

своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться

во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной

подсистемы. Если родители не предоставляют сиблингам возможность

самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь

повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они не

учитывают старшинство одного ребенка над другим и перекладывают

ответственность со старшего ребенка на младшего, - все это приводит к

усилению внутрисемейной дисгармонии.

Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой

семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что

распределение ролей между её членами обеспечивает им наилучшее

функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают

семейные ценности и нормы. Перлман дает достаточно точную оценку того,как

роли влияют на поведение членов семьи, и рассматривает семейную структуру

как основу для распределения ролей. Роли связаны с той или иной линией

поведения, регулируемой долженствованиями и ожиданиями, которые определяют

как собственные поступки окружающих его людей.

Распределение ролей во многом зависит от взаимоотношений между

представителями различных подсистем.

Распределение ролей всегда связано с ценностями и верованиями относительно

того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется

условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что

поведение членов семьи должно быть определенным образом организовано, и

что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные

родителями в детстве представления определяют те ожидания, которые они

имеют относительно своих детей и друг друга.

Существует два способа распределения ролей. В одних случаях роль

приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это

может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли

выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека.

Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другими.

Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их

определенный набор и отражает семейную структуру.

Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и

может одновременно играть несколько ролей. Роли могут, как ограничивать

человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли

членов семьи относятся к трем основным уровням:

. Индивидуальные роли на уровне семьи;

. Роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель-

ребенок, подсистемы сиблингов и т.д.;

. Роли, которые семья в целом играет в обществе.

Члены семьи формируют определенные нормы, касающиеся того, как они должны

себя вести вместе и по отдельности в отношениях друг с другом и обществом.

Нормы в значительной мере определяют характер культуры семьи, а также то,

какое поведение её члены считают правильным или неправильным, выполняя тем

самым функцию социального контроля. Нормы во многом определяются детским

опытом родителей и усвоенными ими культурными ценностями.

Система ценностей семьи влияет на нормы, правила поведения и роли её

членов. Ценности определяются как «совокупность идей, установок и

верований, объединяющая членов семьи, независимо от того, осознают они их

или нет…Ценности влияют на особености восприятия индивидуальной

ответственности членов семьи, их жизненные цели, а также на их отношение к

способам удовлетворения собственных потребностей».

На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.