реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальные особенности личности

реферат

стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими

ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком

смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же

ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные

переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные,

вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности,

которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших

потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания,

связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству,

определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т.

д.), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью —

сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как

вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или

безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений

природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия,

чувство величественного и т. д.). Аффект - сильное и относительно

кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и

неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и

сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными

(внутриорганическими) проявлениями.

Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом,

учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства

возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних.

Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции.

Амбивалентность - несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к

определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия -

вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное

состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей

жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективное

состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением

побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных

реакций. Настроение — сравнительно устойчивое переживание каких-либо

эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство,

главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению

на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс ( эмоциональный) -

эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные

действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия -

сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение,

вчуствование в эмоциональный мир другого человека.

Теории эмоций Необходимо отметить, что число психологических теорий

эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные

с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается

многочисленными физиологическими изменениями в организме.

Эволюционная теория (Ч. Дарвин, исходит из того, что эмоции появились в

процессе эволюции живых существ как приспо-собительные (адаптационные)

механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции У. Джемса - К. Ланге,

развивающей эволюционную теорию, органические изменения являются

первопричиной эмоций.

У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и

физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого были

предложены новые концепции эмоций.

Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из того, что

положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания

человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальные

результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными.

Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда

между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссонанс

(несоответствие, расхождение).

По существу, когнитивистской является и информационная концепция,

предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя их

которой сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге

определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в

данной ситуации.

Эмоции и личность Эмоции теснейшим образом связаны с личностью,

неотделимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и

результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга

эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих

эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических,

положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие — в силе

и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и

динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства

развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое

развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых

объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и

контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию

более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности,

порядочности и т. д.).

7. Мотивация

Мотив и мотивация Мотив - это побуждение к совершению поведенческого

акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью

осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения

поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут

трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения

поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а

по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум

два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность

индивида и определяющую ее. активность, то есть система факторов,

детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов,

характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую

активность на определенном уровне.

Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его

направленность и прекращение после достижения цели, преднастройка на

будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно

взятого поведенческого акта — все это требует мотивационного объяснения.

Мотивация и деятельность В современной психологической литературе

существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения,

поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом

межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и

развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение.

Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а)

человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других

людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;

в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности

внешними, а удачные - внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных

видах деятельности. Не вдаваясь в подробности этой теории, необходимо

отметить, что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива

достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме

силы и характера мотива достижения успехов, результаты деятельности зависят

от сложности решаемых задач, от достижений любых неудач в прошлом, и от

иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в

деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в

связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество

является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается

при слишком низком или слишком высоком.

Важное значение имеет соотношение результатов деятельности и

тревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельность

человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от

наличия или отсутствия «личностной тревожности», а от силы «ситуационной

тревожности», эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности

когнитивной оценки ситуации.

У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью,

возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего,

когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с

отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной

деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и

прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со

снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-

положительной стимуляции деятельности.

Мотивация и личность

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся

чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести уже

рассмотренный выше мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а

также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в

различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи -

относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных

ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности

и общения. Локус контроля -характеристика локализации причин, исходя из

которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и

наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интервальный

(внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в

самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля -

локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его

среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих

возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других

людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки

личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности

(общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования как

потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи

людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное

значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация -

стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними

эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиа-

ции выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть

отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление

человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и

распоряжаться ими. Альтруизм -стремление человека бескорыстно оказывать

помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные

личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам

других людей и социальных групп. Агрессивность — стремление человека

нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям,

причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека

есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий,

связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и

неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на

фрустрацию — психическое состояние человека, вызываемое объективно

непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями,

возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).

Использованная литература:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

2. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.

4. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.

Пермь, 1990.

5. Психология личности. Тексты. М., 1982.

6. Психология формирования и развития личности. М, 1981.

7. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989.

9. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.

Тбилиси, 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.