За долгие века каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику,
свой национальный колорит. Большинство обычаев так и осталось лишь
национальным достоянием. Но некоторые были приняты и другими народами.
Из Скандинавии пришёл принятый ныне во всём мире обычай, в
соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют гостю.
В рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры
садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала.
Этот обычай стал теперь лишь преданием.
Снятие головного убора в качестве этикетного жеста распространено
главным образом в Европе. Мусульмане, евреи и представители некоторых
других народов не обнажали голову в этикетных целях. Это различие издавна
признавалось в ряду наиболее примечательных отличительных признаков
европейских и восточных народов. Один из распространенных в средневековой
Европе сюжетов повествовал о том, как к Ивану Грозному – государю,
известному своей жестокостью, явились турецкие послы, которые по своему
обычаю не сняли перед ним шапок. Государь решил “укрепить” их обычай и
велел им шапки прибить к головам железными гвоздями.
И всё же значительная часть нормального этикета возникла на основе
общечеловеческих моральных и эстетических потребностей. Так, умение
властвовать собой составляет важнейшую черту этикета. Ведь по мере развития
цивилизации этикет превращается в одну из форм обуздания природных
инстинктов и страстей человека. Другие распространенные нормы этикета
отвечает насущным потребностям в чистоте, опрятности, т.е. в гигиене людей.
Третье правила требуют красоты общения людей, целесообразности их действий.
В этике частично отражается и древние традиционные формы почитания
женщины, прародительницы. Почти повсеместно ей дарили цветы, венки, фрукты
как символ красоты и плодородия. Обнажать перед женщиной голову, вставать в
ее присутствии, уступать ей место и оказывать ей всевозможные знаки
внимания – эти правила не были выдуманы в эпоху рыцарства, они проявления
древнего культа женщины.
С тех пор, как существуют люди, они стремятся удовлетворить не только
свои самые простые потребности – есть, пить, одеваться, иметь крышу над
головой. Люди стремились удовлетворить их в такой форме, которая считалась
красивой и приятной. Человек никогда не довольствовался тем, что одежда
только согревает, а какой-либо предмет домашнего обихода лишь для чего-то
нужен. Стремление к прекрасному в жизни является насущной потребностью
человека. Поэтому можно с полным правом говорим о культуре одежды,
отношений между людьми.
Правила этикета очень конкретны и направлены на регулирование внешней
формы общения, они дают рекомендации поведения в заранее оговоренных
ситуациях. Правила этикета определяют, как человек общается с другими
людьми, каковы его умение вести себя, жесты, способы приветствий, поведение
за столом и т.д.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
В ходе деловых контактов с представителями зарубежных фирм и
организаций необходимо помнить, что участниками этих контактов являются
граждане разных государств, т.е. иностранные граждане, которые в этом своём
качестве имеют определенные права и обязанности. Другими словами, общение с
иностранными гражданами должно опираться на некоторую правовую основу.
Неточное знание этих правовых основ может привести к нарушению закона и,
следовательно, будет понесена ответственность в соответствии с законом.
Кто же такие иностранные граждане? Иностранный гражданин - это лицо,
которое не является гражданином данного государства, состоит в гражданстве
другого государства и имеет доказательство своей принадлежности к
гражданству другого государства. Таким доказательством является паспорт или
документ его заменяющий.
Совокупность прав и обязанностей иностранных граждан называется
правовым режимом. Этот режим устанавливается внутренним законодательством
страны и нормами международных договоров.
В РФ правовой режим иностранных граждан регулируется следующими
основными документами:
- Законом СССР “О правовом положении иностранных граждан” от 24 июня
1981 г.
- “Правилами пребывания иностранных граждан в СССР”, утвержденными
Постановлением кабинета министров СССР от 26 апреля 1991 г.
В основе правового режима иностранных граждан лежит ряд принципов,
общепризнанных в международном праве и применяемых в практике всех стран.
Принцип 1. На иностранных граждан, находящихся на территории того или
иного государства, распространяется юрисдикция этого государства.
Государство устанавливает правила пребывания иностранных граждан на
своей территории и требует от них выполнения этих правил. Его юрисдикция не
распространяется только на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и
привилегиями. К таким лицам относятся :
- дипломатические и консульские представители государств и члены их
семей;
- официальные представители государств, при международных
организациях, международных конференциях, конгрессах, персонал
специальных миссий;
- в определенном объеме иммунитетами и привилегиями пользуются члены
административно-технического и обслуживающего персонала
представительств.
Принцип 2. Права иностранных граждан защищает государство их
местоприбывания.
Каждое государство устанавливает иностранным гражданам, находящимся на
его территории, определенный объем прав и обязанностей.
Со своей стороны иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и
соблюдать её законы.
Принцип 3. Государство не должно препятствовать иностранным гражданам
в праве выезда со своей территории при условии выполнения всех своих
обязательств перед этим государством и его физическими и юридическими
лицами.
Закон “О правовом положении иностранных граждан” (ст.25) оговаривает
случаи, в которых ему отказывается в выезде из РФ:
1. Если имеются основания для привлечения к уголовной ответственности,
- до окончания процесса по делу;
2. Если он осужден за совершение преступления, - до отбывания
наказания или освобождения от наказания
3. Если его выезд противоречит интересам обеспечения государственной
безопасности, - до прекращения действия обстоятельств,
препятствующих выезду.
Принцип 4. Государство, гражданином которого является лицо,
находящееся за границей, имеет право на защиту такого лица.
Эта защита может осуществляться дипломатическими и консульскими
учреждениями, что предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических
отношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских отношениях 1963 г.,
Европейской конвенцией о консульских функциях 1967 г., двусторонними
договорами и внутренним законодательством страны.
Так, консульские отделы посольств России и российские консульские
учреждения за рубежом выполняет следующие функции:
1. Осуществляют контроль за тем, чтобы юридические лица и граждане
России пользовались всеми правами, предоставляемыми
законодательством государства пребывания, за исключением прав,
предоставляемых только собственным гражданам.
2. Ведут учет постоянно проживающих и временно находящихся в их
консульском округе граждан России.
3. Занимаются вопросами гражданства ( выдают, продлевают паспорта и
вносят в них изменения.)
4. Выдают, продлевают, погашают, вносят изменения в визы на въезд в
Россию, выезд из неё и транзитный проезд через неё.
5. Представляют российских граждан в судебных учреждениях государства
пребывания.
Передвижение по стране
Долгое время проблема передвижения иностранных граждан по территории
России была трудноразрешимой. Эта сложность проистекала, в частности, из-за
различия западной и советской концепции виз.
Западная концепция виз и международная практика предполагает, что
приезжающий в страну иностранец свободно передвигается по её территории (за
исключением закрытых районов). Так, сотрудники наших посольств, торговые
представители, консульств за рубежом пользуются именно уведомительным
правом передвижения по стране, а не разрешительным. Такая практика принята
во многих странах Бельгии, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии и
других. Сотрудники этих учреждений обязаны уведомить МИД страны пребывания
за 24 часа или 48 часов о дате поездки, маршруте следования остановках и
виде транспорта.
Российские граждане, прибывшие в краткосрочную служебную командировку,
в большинстве стран также пользуются правом свободного передвижения по всей
стране.
Однако кроме этой практики существуют и другие, которые позволяют
российским гражданам, прибывшим в служебную командировку, посещать только
пункты, указанные в визовом запросе. Это касается, например, Испании,
Турции и т.д. Посещение других городов требует дополнительного разрешения.
Отечественная концепция виз долгие годы была ограничительной:
практически иностранный гражданин получал визу не в СССР, а в Москву,
посещение же какого-либо дополнительного пункта требовало в большинстве
случаев и дополнительного разрешения.
Начиная с марта 1988 г., в нашей стране наметились определённые
позитивные тенденции. Во-первых, в новых Правилах пребывания иностранных
граждан на территории страны зафиксировано право их свободного передвижения
при условии уведомления о поездке (ст.32).
Во-вторых, предпринимаются шаги по сокращению закрытых зон. Их
территория сократилась по сравнению с мартом 1988 г. в два раза и на 2
января 1991 г. составила приблизительно 6 % от всей территории бывшего
СССР. Сняты ограничения на поездки иностранных граждан в такие города как
Калининград, Омск, Томск, Самара, Екатеринбург, Чита, Красноярск, Норильск,
Магадан, Нижний Новгород. С февраля 1992 г. открыты города Киров, Саратов,
Челябинск.
Кроме того, правительство РФ с октября 1992 г. приняло решение о
создании более благоприятных условий при поездках персонала дипломатических
и консульских представительств, военных атташе и других официальных
представительств иностранных государств на территории страны.
В РФ упраздняются все закрытые районы.
При поездках по территории РФ иностранные граждане с октября 1992 года
руководствуются следующими положениями:
1. На принципах взаимности отменяются уведомления (нотификация) о
поездках по всей территории страны.
2. Персоналу иностранных дипломатических и консульских
представительств, военных атташе, иностранным журналистам,
анкетированным в России сотрудникам закреплённых в России
постоянных представительств авиакомпаний, банков, торгово-
промышленных фирм и других постоянных иностранных представительств
предоставляется право свободного передвижения по территории России,
за исключением объектов и других мест, для посещения которых
широкой публике требуется специальное разрешение и проезд (доступ)
к которым ограничен специально установленными ограждениями,
дорожными знаками или указателями.
3. Иностранные граждане, желающие посетить объекты и другие места, для
посещения которых широкой публике требуется специальное разрешение,
договариваются самостоятельно с принимающими организациями о
маршрутах, сроках поездки и видах транспорта.
4. Иностранным гражданам разрешается приобретать билеты, заказывать
гостиничные и другие услуги при поездках по территории РФ
непосредственно через организации, предоставляющие такое
обслуживание, или по усмотрению участников поездки через
государственные или частные учреждения.
ОБ ЭТИКЕ НА ОФИЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
К официальным мероприятиям относятся различные приёмы и церемонии,
устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|