реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Агрессивное поведение детей и подростков - (реферат)

реферат
p>Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка–"времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т. д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” –неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности. [40 Личко А. Е. , Попов Ю. В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988, стр. 23-24]

Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами. [41 Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели”, Москва, 1997, стр. 27] Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. [42 Семенюк Л. М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции”, Москва, 1996, стр. 63]

Д. И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности– трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, –важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности. [43 Семенюк Л. М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции”, Москва, 1996, стр. 64]

    Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность– в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер. [44 Фельдштейн Д. И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального”, журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр. 52-55] Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности. [45 А. Е. Личко, Ю. В. Попов “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988, стр. 10-11]

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. [46 Беличева С. А. , “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр. 21] Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения. Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая–у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников. Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

    Список использованной литературы

Ананьев Б. Г. “О человеке, как объекте и субъекте воспитания” Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980

Андриенко В. К. Гербеев Ю. В. Невский И. А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990 Беличева С. А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993 Горшкова Е. А. “Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

    Горьковая И. А

“Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992

Иванова Л. Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

Исаев Д. Д. Журавлёв И. И Дементьев В. В. Озерецковский С. Д. “Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” Санкт-Петербург, 1997

Кулагин Л. Г. “О подростках, которым трудно” журнал Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

Личко А. Е. Попов Ю. В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988 Паренс Генри “Агрессия наших детей” Москва, 1997

Першанина Е. “Проблема профилактики педагогической запущенности подростков” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр. 141

Саенко Е. В. “Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения” автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995 Семенюк Л. М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции” Москва, 1996

    Степанов В. Г. “Психология трудного школьника” Москва, 1998

Сурков А. “Семейные войны” газета “Стрела”, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр. 6

Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” Москва, 1997 Фельдштейн Д. И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр. 52-55 Фридман Л. М. Волкова К. Н. “Психологическая наука – учителю” Москва, 1985 Шипицына Л. М. Иванов Е. С. “Нарушения поведения учеников вспомогательной школы” Уэльс, Великобритания, 1992

    Приложение 1

Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет

    Приложение 2

Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков из разных социальных слоёв населения

    Приложение 3
    Анализ проявлений различных форм агрессивности
    у подростков из семей рабочих
    Приложение 4
    Анализ проявлений различных форм агрессивности
    у подростков из семей строителей
    Приложение 5
    Анализ проявлений различных форм агрессивности

у подростков из семей сельских тружеников (механизаторы, доярки)

    Приложение 6

Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков из семей малоквалифицированных подсобных рабочих (уборщицы, прачки)

    Приложение 7
    Анализ проявлений различных форм агрессивности
    у подростков из семей служащих "среднего звена"
    Приложение 8
    Анализ проявлений различных форм агрессивности
    у подростков из семей руководящих работников
    Приложение 9
    Анализ проявлений различных форм агрессивности
    у подростков из семей торговых работников, коммерсантов
    Приложение 10

Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков из семей учителей, врачей, инженеров

    Приложение 11
    Анализ проявлений различных форм агрессивности
    у мальчиков и девочек подросткового возраста
    Приложение 12
    Анализ проявлений физической агрессии
    у мальчиков и девочек подросткового возраста
    Приложение 13
    Анализ проявлений косвенной агрессии
    у мальчиков и девочек подросткового возраста
    Приложение 14
    Анализ проявлений вербальной агрессии
    у мальчиков и девочек подросткового возраста
    Приложение 15
    Анализ проявлений негативизма
    у мальчиков и девочек подросткового возраста

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.