дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащего
зачислению в их бюджеты, а представительные органы местного самоуправления
вообще лишились этого права.
Вместе с тем сохранено право, в том числе для субъектов Российской Федерации,
получающих помощь из федерального бюджета, на предоставление дополнительных
льгот по региональным и местным налогам и сборам, включая налоги, зачисляемые в
доходы бюджетов ЗАТО. Возможно целесообразно ввести в Бюджетный кодекс
Российской Федерации постоянно действующую норму, предусматривающую уменьшение
суммы фактического перечисления трансфертов субъектам Российской Федерации,
получающим помощь из федерального бюджета, на величину льгот по региональным
налогам и сборам, зачисленным субъектами Российской Федерации в свои бюджеты
сверх установленных законодательством.
[19]
Заключение
Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы
деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах
проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации,
ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения
страны.
Конституция РФ дает преимущества субъектам в том смысле, что законы, изданные
субъектами Федерации в пределах их исключительной компетенции, имеют
верховенство по отношению к федеральному закону.
Все договоры по разграничению полномочий должны проходить обязательную
процедуру утверждения федеральным законом
В законе от 21 мая 2002 г. уточнена процедура согласования законопроектов,
находящихся в совместном ведении органов федеральных и региональных властей.
Законы субъектов РФ не всегда соответствуют Конституции РФ и федеральным
законам. Уже приведены в соответствие с федеральным законодательством около
4,5 тыс. региональных законодательных актов, однако противоречия в
законотворческой деятельности федеральной и региональной власти остаются.
Необходимо внести и существенные корректировки в существующие федеральные
законы, регламентирующие распределение полномочий между уровнями власти.
В 2001 г. существенное правовое регулирование получило разграничении
государственной собственности на землю.
На первом этапе игнорирование равного статуса всех субъектов РФ приводило к
таким негативным последствиям, как установление «особых бюджетных режимов».
Бюджетный Кодекс РФ, содержащий среди прочего ряд ограничений и требований,
предъявляемых к бюджетам и бюджетной политике субъектов Федерации
Принятая Правительством России 17 августа 2001 года Программа развития
бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года призвана
решить проблему соотношения полномочий органов власти различных уровней и
ресурсов для их исполнения.
Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации стали решаться в последний период более интенсивно, но
остается еще достаточно много нерешенных вопросов стратегического характера.
Использованные нормативно-правовые источники и литература
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрайт, 1998
2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией
Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. — М.: Юрид. лит., 1994
3. Федеративный договор: Документы, Комментарий / Л.Ф. Болтенкова, Г.А.
Гаджиев, Б.С. Крылов и др. — М.: Республика, 1992.
4. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (в ред. от 5 августа
2000 г.).
5. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. (с изменениями и
дополнениями на 15 июня 2002 г.).
6. Федеральный закон от 21 мая 2002 «О внесении поправок в закон «О
принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
федеральными и региональными органами государственной власти» (24.06.99, №
119-ФЗ).
7. Федеральный закон от 6 октября 1999г., № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 4 января 1999 г., № 4-ФЗ «О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»
9. Федеральный закон от 17 июля 2001 г., №101-ФЗ «О разграничении
государственной собственности на землю»
10. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 140 «Об утверждении
правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у
российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных
образований возникает право собственности»
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О концепции
реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001
годах".
Литература
1. Арзуманов С.Г. Проблемы соответствия законодательства субъектов
Российской Федерации и федерального права. / Сб. Актуальные проблемы
правового регулирования социально-экономических отношений. Вып.2. Под ред.
А.Д. Селюкова. –М.: Социум, 2001.
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской
Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: ИНФРА-М, 1996.
3. См.: Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство Российской
Федерации: Автореферат дис.д.ю.н. – М., 2001.
4. Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в
разработке и система мер // Государство и право. 2001. №5.
5. Барциц И.Н. Федеральное и региональное законодательства: требование
соответствия // Право и политика. 2001. № 3.
6. Барциц И.Н. Правовое пространство России. М.: Изд-во МГУ, 2000.
7. Годме П.-М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.
8. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального
округа «Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе
развития государственности». Нижний Новгород–Москва. 2002.
9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления.
Курс лекций. Ростов н/Д. «Март», 2000.
10. Иванов В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная
политика. Красноярск, 1997.
11. Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона //
Государство и право. 2000. № 6.
12. Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона //
Государство и право. 2000. № 6.
13. Комментарий к Конституции РФ. Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.:
Фонд "Правовая культура", 1996.
14. Крохина Ю.А. О регулировании бюджетных прав субъектов Федерации // Журнал
российского права. 2000. №11.
15. Крохина Ю.А. Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации //
Регионы: экономика и социология. 2001. № 2.
16. Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М.:
Ин-т соврем. политики, 1996.
17. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. – М.: Прометей, 1999.
18. Пансков В.Г. О налоговых преференциях // Налоговый вестник. 2002. № 5.
19. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Отв. ред. А.С.
Пиголкин. М., 1998.
20. Селюков А.Д. Правовое регулирование межбюджетных отношений / Сб.
Актуальные проблемы правового регулирования социально-экономических
отношений. Вып.2. Под ред. А.Д. Селюкова. –М.: Социум, 2001.
21. Смирнягин Л. Разграничение полномочий – вечнозеленая тема // Российский
Региональный Бюллетень / Том 3, № 22, 19 ноября 2001 г.
22. Фадеев Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация
рыночных отношений // Журнал российского права. 2001. № 11.
23. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000.
24. Широбоков В. Налоговая война регионов с Центром угрожает России развалом
// Финансовые известия, 1993. № 60.
[1] См.: Барциц И.Н.
Конституционно-правовое пространство Российской Федерации: Автореферат
дис.д.ю.н. – М., 2001; Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ,
2000; Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс
лекций. Ростов н/Д. «Март», 2000; Иванов В.В. Российский федерализм и
внутригосударственная договорная политика. Красноярск, 1997 и др.
[2] См., например:
Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и
система мер // Государство и право. 2001. №5. Аналогичные идеи
прослеживаются в проекте Федерального закона «О мерах по обеспечению соблюдения
основ конституционного строя Российской Федерации субъектами Российской
Федерации».
[3] См.: Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 180.
[4] См.: Доклад
Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа
«Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития
государственности». Нижний Новгород–Москва. 2002.
[5] См.: Козулин А.И.
О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право.
2000. № 6; Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Отв. ред.
А.С. Пиголкин. М., 1998.
[6] Барциц И.Н. Правовое пространство России. М.: Изд-во МГУ, 2000, с. 24.
[7] В частности, в
изданных во многих субъектах законах об административно-территориальном
устройстве определен порядок наименования и перенаименования поселений. Это
противоречило Конституции РФ в части наименования географических объектов как
предмета федерального ведения и Федеральному закону «О наименовании
географических объектов» от 18 декабря 1997 г. См. также: Барциц И.Н.
Федеральное и региональное законодательства: требование соответствия // Право и
политика. 2001. № 3.
[8] Козулин А.И. О
некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000.
№ 6. С. 79.
[9] Арзуманов С.Г.
Проблемы соответствия законодательства субъектов Российской Федерации и
федерального права. / Сб. Актуальные проблемы правового регулирования
социально-экономических отношений. Вып.2. Под ред. А.Д. Селюкова. –М.: Социум,
2001. С. 45.
[10] См.: Смирнягин
Л. Разграничение полномочий – вечнозеленая тема // Российский Региональный
Бюллетень / Том 3, № 22, 19 ноября 2001 г.
[11] Так, по итогам
перераспределения средств между бюджетами различных уровней за 1992 г. все
республики, за исключением Чувашии и Мордовии, выплатили в федеральный бюджет
налогов меньше, чем получили средств из них (см.: Широбоков В. Налоговая война
регионов с Центром угрожает России развалом // Финансовые известия, 1993. №
60, 24- 30 дек.).
[12] См.
Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О концепции реформирования
межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах"
[13] Селюков А.Д.
Правовое регулирование межбюджетных отношений./ Сб. Актуальные проблемы
правового регулирования социально-экономических отношений. Вып.2. Под ред А.Д.
Селюкова. –М.: Социум, 2001. С. 25.
[14] См.: Крохина
Ю.А. Бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации // Регионы: экономика
и социология. 2001. № 2.
[15] Годме П.-М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 28.
[16] См.: Фадеев
Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений
// Журнал российского права. 2001. № 11.
[17] Крохина Ю.А. О
регулировании бюджетных прав субъектов Федерации //Журнал российского права.
2000. №11. С.18
[18] Подробнее об
этом см. раздел «Региональные финансы и межбюджетные отношения» в «Российская
экономика в 2000 году: тенденции и перспективы», М., ИЭПП, 2001.
[19] См.: Пансков В.Г. О налоговых преференциях // Налоговый вестник. 2002. № 5.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|