ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей,
постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.
5) Принцип рациональности заключается в том, что цели и
задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных
(силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным.
Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных
вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.
6) В тесной связи с принципом рациональности находится
принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы
в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий,
задач, функций, структуры, форм и методов работы.
7) Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы
текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например,
принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.
8) Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу
отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы
задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты.
Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую
политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.
9) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал
централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление
муниципальной милицией).
Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации
[16].
Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка
ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.
По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют
на несколько типов:
1. Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и
есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и
уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к
линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.
2. Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в
корректировке и она вносится, то процесс управления называется
корректирующим.
3. Когда нет возможности выделить главную проблему и принять
единственное решение, тип процесса управления характеризуется как
разветвленный.
4. Если цель формируется в условиях неопределенности как
предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в
этом случае носит название ситуационного.
5. Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать
проблему, процесс может быть назван поисковым.
Особенности принятия решения в органах муниципального управления:
1. Преобладание стратегических решений социальной направленности как
директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные
действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными,
экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы,
обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор
наилучшего решения.
2. Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических
противоречий города, региона.
3. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для
специалистов муниципального управления складывается, как правило, две
ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за
ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая
ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и
решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий
стратегического характера.
4. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.
Итак мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и
организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов
управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия
управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное
управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи
определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления
различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и
качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных
принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность,
эффективность управленческой деятельности, применение новых методов
управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического
управления, которая облегчает управленческую деятельность.
§ 2. Процесс принятия управленческих решений
Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих
решений являются[17]:
1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов
государственной власти и местного самоуправления);
2) Необходимость осуществления собственной исполнительно –
распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных
органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой
деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы
руководителей структурных подразделений исполнительного органа или
подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений
полномочных субъектов.
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения
заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении
сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений;
окончательном выборе решения; организации его исполнения
[18]. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда
предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого
решения в той или иной ситуации[19].
Сущность управленческих решений[20]:
1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации
привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать
работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников
полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы
контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая
существенная часть получения управленческого решения.
2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса
разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая,
неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности
принять качественные решения.
3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных
актов, обязательств, уставов и т.д.
Собрав и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-
либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого решения,
исполнитель приступает к подготовке его проекта.
Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату
управления необходимо осуществить следующие действия:
1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием
конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени
исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых
ресурсов.
2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия;
содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке
решения.
3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения
работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его
качественного исполнения.
4. Установить соответствие решения действующему законодательству и
уставным документам организации.
После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим
этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.
Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя
оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и
сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при
необходимости – поощрительной деятельности.
Основные формы реализации управленческих решений[21]:
1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об
обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным,
группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме,
актуальной для организации.
3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться
у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого
решения для его выполнения.
4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного
вознаграждения.
6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи
дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать
новые знания или информацию для выполнения решений.
9. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться
собственными взглядами на выполнение решений.
10. Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и
реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
11. Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью
оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма
использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
12. Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных
задач.
13. Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по
выполнению решения.
14. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной
форме.
Информационное обеспечение - важнейший элемент успешного функционирования
аппарата управления и процесса принятия решений. Содержание информационных
сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и сущностью
вырабатываемых решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким
требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность
поступления, точность и достоверность и т.д.
Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том,
что все документы составляются официальным, литературным языком.
Рекомендации:
· Недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики,
местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.
· Когда приходится составлять документы с множеством технических
терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а
название терминов написать вплоть до печатных букв.
· Если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо
расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.
Мы рассмотрели основания для принятия управленческих решений, функции
принимающих субъектов, основные этапы и формы разработки, принятия и
осуществления управленческих решений, их сущность и требования к изложению.
Принятие управленческих решений – достаточно сложный и ответственный процесс,
включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий
создания специальных служб. Так например, выборочные исследования показывают,
что 70 - 80% времени работников аппарата управления расходуется на
подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху
решений. Важным является и организация информационной оснащенности процесса
принятия управленческих решений.
III. Заключение
Основное требование к муниципальному управлению – его эффективность в
достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования
зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих
решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|