p>У молодежи одной из ведущих потребностей является потребность социализации. Также очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу, т. к. работодатели предпочитают принимать людей, уже имеющих какой-либо трудовой опыт. Вот некоторые мотивы, побудившие людей участвовать в работе общественных организаций на добровольной основе : быть социально полезным 34. 9% способствовать изменениям в обществе 19. 6% самореализация 14. 2% поиск единомышленников 14. 2% из чувства долга за полученную в прошлом помощь 7. 4% интересно провести досуг 5. 8% решить собственные проблемы 3. 9% Набор добровольцев достаточно ответственный шаг. Набор происходит в три этапа : планирование, информирование и отбор. Планирование включает в себя анализ потребности в добровольцах, определение и описание фронта конкретной работы, анализ требуемых характеристик добровольца в соответствии с заявленной работой, определение стратегии и тактики набора, определение времени, необходимого на процесс набора, назначение ответственных за каждый участок работы. Информирование проходит через средства массовой информации, работа с целевой аудиторией, работа с населением, работа с организациями. Отбор осуществляется посредством собеседования, наблюдением, анкетированием. С каждым человеком, прошедшим этап отбора, заключается договор (Приложение 1). 2. 3. 2. Межрегиональный семинар “Развитие добровольческого движения в Сибири” 5-7 ноября 1997года Сибирским Центром Поддержки Общественных Инициатив в Новосибирске был организован межрегиональный семинар “Развитие добровольчества в Сибири”. Цель его заключалась в создании реальных планов по развитию добровольчества в крупных городах Сибири и Забайкалья. Участники семинара представляли НКО, имеющие опыт с добровольцами и проведении акций с привлечением добровольцев. В качестве ведущего выступал вице-президент фонда “Points of Light”, президент IAVE (International Association Volunteer Effort) - Кенн Аллен. При подведении итогов семинара выявились актуальность и своевременность обсуждавшихся проблем. Развитие ситуации в Сибири показывает, что некоммерческие организации уже обладают необходимыми базовыми знаниями и контактами, позволяющими проводить им свою политику. Но пока все это находится на начальном этапе развития. Происходит некий дисбаланс в развитии третьего сектора. Поэтому есть необходимость выработки стратегии развития организаций, ориентированных на привлечение человеческих ресурсов. В результате были разработаны проекты программ по взаимодействию местной администрации и бизнеса с добровольческими центрами, вовлечению других секторов в добровольческую деятельность - созданию программ по корпоративному добровольчеству. Дальнейшее взаимодействие между участниками семинара будет происходить посредством общего информационного поля, включающего в себя стабильный обмен текущей информацией о имеющихся ресурсах. Также были намечены шаги по развитию добровольчества в Сибирском регионе, такие как регулярное информирование о событиях в других городах, проведение четырех круглых столов “Добровольчество - элемент социального партнерства между секторами общества”, проведение летом 1998 в Новосибирске конференции добровольцев Сибири и Забайкалья. Информация об этом семинаре была опубликована в газете “Некоммерческий мир” №19, 1997 г. В Иркутске добровольческое движение координирует МБФ “Возрождение Земли Сибирской”, который планирует в мае 1998 г. начать работу по созданию добровольческого центра. Пока же привлечение добровольцев происходит с помощью листовок .
2. 3. 3. Добровольческий центр.
Основная цель добровольческого центра - увеличение гражданской активности , что в свою очередь является фундаментом построения гражданского общества. Традиционная роль добровольческого центра заключается в том, чтобы агитировать и подбирать добровольцев и распределять их по общественным организациям, где есть потребность в добровольческой помощи, а также проводить обучение и давать консультации по вопросам их более эффективного вовлечения в работу. На Западе добровольческие центры играют руководящую роль в решении местных важных социальных проблем, осуществляют по поддержке работодателей как бизнеса, так и государства. Но там очень высоко развито общественное сознание по поводу важности добровольчества, что происходит через рекламную кампанию, поощрительные и ознакомительные мероприятия, сотрудничество с массмедиа. У нас в стране в общем и в Иркутской области в частности, ситуация несколько иная, о чем говорится в главе 3. 1. Добровольческие центры в стратегическом плане должен стать лидерами в решении острых проблем, стоящих перед обществом. В связи с этим организацией “Points of Light” в 1995г. был разработан проект VC 2000 (Volunteer Centre 2000). Общей задачей VC 2000 является формирование каждого добровольческого центра к 2000 году как Центра, фокусирующего усилия местной общественности на разрешении проблем, с которыми она сталкивается. В США таким Центром выбран добровольческий центр Ориндж Каунти, НКО, основанная в 1958 г. Результаты этого проекта заключаются в следующем : VC 2000 обеспечит предпринимателей, школы, общественные группы оперативными интерактивными связями, которые определяют способность добровольческих ячеек выполнять свои функции. Успех проекта будет измеряться активной гражданской позицией людей, чувствующих персональную ответственность за здоровье и будущее общества. Фонд “Points of Light” с 1991 г. и добровольческий центр Ориндж Каунти , Калифорния с 1994 г. активно работают с добровольческим центром “Московский Дом Милосердия”, помогая развитию добровольчества в России. В Иркутске же добровольческое движение только развиваться, в связи с чем планируется создание добровольческого центра.
2. 3. 4. Организация работы добровольческого центра Добровольческий центр выполняет следующие функции: анализирует ситуацию по развитию добровольчества в городе;
выявляет проблемы, решение которых требует участия добровольцев; проводит просветительскую деятельность;
инициирует и создает рекламу; создает открытые базы данных добровольцев и работодателей;
проводит широкомасштабные акции для привлечения внимания к решению социально значимых проблем;
привлекает добровольцев из местного сообщества; организует обучение добровольцев;
осуществляет обратную связь с организациями, работающими с добровольцами и проводит оценку добровольческих программ;
организует мероприятия , повышающие имидж добровольцев.
Первое, что необходимо сделать, создавая добровольческий центр - это проанализировать среду, в которой будет работать центр. Вырисовывается несколько групп, которые очень плотно входят в окружающее добровольческий центр пространство. Эти группы, в той или иной степени, готовы к сотрудничеству с ним. В местной администрации к работе с добровольческими организациями и добровольцами наиболее готовы отделы и управления, которые занимаются социальной защитой, образованием, природоохранными мероприятиями. Они могут предоставлять вакансий для добровольцев, финансовые и материальные ресурсы. Например, в Агентство Добровольной Помощи СЦПОИ, регулярно раздаются звонки из районных отделов социальной защиты с просьбой о помощи. Например, требовались люди на личном автотранспорте для доставки пожилых людей, имеющих трудности с передвижением, на лечебные процедуры в больницу. В этом случае было бы эффективней привлечь для решения поставленной проблемы, например, общество автолюбителей, объяснив полезность данной работы для сообщества. Различные образовательные учреждения готовы к созданию образовательных программ, рассказывающих о добровольчестве или обучающих добровольцев конкретным навыкам. Добровольчество - хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально полезную деятельность. Добровольческие программы могут занять место не только во внеклассной воспитательной работе в школах, но и в организации различного рода практик, а особенно для студентов. Студенты юрфака могут принимать заявки на юридическую консультацию, а подготовившись, через какой-то промежуток времени давать ответы. Студенты факультета бизнеса могут провести маркетинговое исследование для продукции, которую выпускают инвалиды. Такая практика не только даст прямую пользу получателю услуги и добровольцу, но и оставит у молодых людей, пока еще студентов, опыт социально полезной деятельности. Благодаря наличию этого опыта социальной востребованности, студент получает некоторую модель собственной профессиональной социально ориентированной деятельности. Добровольческая деятельность в различных организациях может послужить хорошим способом поддержки профессиональной квалификации во время поиска оплачиваемой работы через центры занятости населения. Это может оказаться точкой соприкосновения между добровольческим центром, имеющим информацию о вакансиях в некоммерческом секторе и службой занятости, в которую обращаются, ищущие работу. Также, через службы занятости идет организация оплачиваемых общественных работ. Это могут быть работы по благоустройству, уборке территории. В некоторых случаях, добровольческий центр мог бы взять на себя функцию организатора этой работы и привлечения к ней добровольцев, но с обязательным условием превышения объема выполняемых работ над объемом, отпущенных на ее оплату средств. Финансовые ресурсы могут быть израсходованы на организацию и проведение этого проекта через добровольческий центр. При организации подобных проектов следует обязательно проинформировать добровольцев о том, что за их труд они мог ли бы получить деньги через службы занятости. Интересными могут совместные ярмарки вакансий, для желающих быть добровольцами и для безработных. Во внешнем окружении добровольческого центра важное место занимают представители бизнеса. Прежде всего - это финансирование добровольческих проектов и административных расходов центра. Но не только деньгами могут помочь представители бизнеса. Бизнесмен может быть добровольцем. Участвуя в добровольчестве, представители бизнеса не только выполняют работу, но и, относясь к социально значимой группе с которой многие стараются брать пример, повышают тем самым имидж добровольческой деятельности. В свою очередь, добровольческий центр может оказать пользу для поддерживающей его компании через развитие элементов ее корпоративной культуры. Участвуя в добровольческих акциях, сотрудники могут проявить чувство социальной включенности, повысить самооценку, укрепить командный дух. Проанализировав окружение, определив потенциальные потребности в добровольческом труде, необходимо решить кадровые вопросы и обозначить структуру центра(Приложение 2). Сотрудниками добровольческого центра могут быть как добровольцы, так и оплачиваемый персонал. Это позволит избежать многих трудностей во взаимоотношениях как с добровольцами, так и внешним окружением. Поэтому оплачиваемые сотрудники центра должны делать какую-либо социально значимую работу на добровольческой основе. К оплачиваемому персоналу могут относиться: руководитель, бухгалтер, специалист. Остальные сотруднике в офисе могут быть добровольцами. Для руководителя и специалиста необходимы знания в области управления и социальной психологии. Необходимо умение планировать и управлять различными проектами, знание психологии межличностных взаимоотношений, развития мотиваций, различных групповых процессов. Структура добровольческого центра может строиться по схеме, отражающей не только административные связи, но и функциональные направления работы(Приложение 3). Добровольческие программы могут развиваться по различным направлениям, но для того что бы они были более эффективны, необходимо по возможности соблюдать принцип объединения. Принцип объединения заключается в следующем: добровольческие программы легче проводить с людьми живущими, обучающимися или работающими в одном месте. Если создать своеобразную сеть своих представителей в крупнейших образовательных и производственных структурах, будет гораздо легче привлекать людей к участию в добровольческой деятельности. Это вызвано тем, что ваши представители будут обладать информацией о процессах, которые идут внутри их организации. Они будут знать мотивы конкретных людей, знать что им необходимо, как эти люди смогут удовлетворить свои потребности, участвуя в добровольческой деятельности. Подобный принцип используется и в развитии добровольческих инициатив по месту жительства. С одной стороны, люди могут самоорганизовываться для улучшения жизни в месте их проживания, а с другой, их можно пригласить участвовать в добровольческих программах, которые проходят вблизи от их дома. Организационными звеньями здесь могут выступать не только домовые комитеты и ЖЭУ, но и преподаватели школ, работающие как с детьми, так и с их родителями. Иногда, возникает момент, когда часть людей, обратившихся в центр, не может выбрать для себя подходящие добровольческие вакансии. К сожалению, возникают трудности подобного рода. В этом случае, можно попробовать собрать этих людей вместе и провести с ними деловую игру по разработке проекта, в котором они могли бы принять участие в качестве добровольцев. В некоторых случаях игровой проект перерастает в реальный. Подобное происходит часто с людьми, потребностью которых является определенная социальная востребованность. Чаще всего это молодежь. Начав самостоятельно определять проблему, которую они будут разрешать, эти люди уже начинают удовлетворять свои мотивации. Роль добровольческого центра в данном случае - это объединить социально активных людей и создать условия для разрешения определенной социально значимой проблемы. Деятельность добровольческого центра, если она нацелена на успешность, должна вписываться в городскую жизнь, должна стать ее обязательным атрибутом. Подобной ее должен сделать активный подход в воплощении программ и и продвижение ваших результатов через СМИ. Необходимо рассказывать о каждом проекте, пропагандировать добровольцев, привлекать к ним внимание. Это следует делать для того, что бы люди “привыкали” к идеи добровольчества. Чтобы оно стало необходимым требованием и критерием успешности представителя общества.
2. 4. Финансирование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|