Лизинг - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Программа : “Топ-менеджер” Дипломная работа на тему: “Развитие арендных отношений на базе специализированного автотранспортного предприятия ОАО “Липецкоблгаз” Слушатель: Руководитель: Москва 1997 год С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 1. 1. Развитие арендных отношений .............................................................................................4 1. 2. Основные участники и правовое регулирование аренды.....................6 1. 3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга......................................................................................................................................................................... 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2. 1. Правовое регулирование аренды транспортных средств...................... 21 2. 2. Формы и методы аренды (лизинга) транспортных средств в практике западных фирм...................................................................................................................... 24 2. 3. Анализ состояния и перспектив развития специализированного автотранспортного подразделения (САТП) ОАО "Липецкоблгаз”.......... 29 ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ CATП ОАО "ЛИПЕЦКОБЛГАЗ" 3. 1. Совершенствование деятельности автотранспортного предприятия на основе аренды......................................................................................................35 3. 2. Возможности применения лизинга в деятельности автотранспортного предприятия...................................................................................................39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................. 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................................... 45 ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................................................46
В В Е Д Е Н И Е
Новый этап социально-экономических реформ закономерно акцентирует внимание на процессах, происходящих на микроуровне, Возрастные самостоятельности предприятий, увеличение их роли в формировании и распоряжении инвестициями, многообразие складывающихся в рыночной экономике экономических взаимоотношений предполагают необходимость поиска, изучения и внедрения новых форм и методов хозяйственной деятельности. Ускорение научно-технического прогресса, как объективная необходимость современного экономического развития, обусловило создание и все возрастающую эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования. Стоимость этой техники постоянно и значительно возрастает, что затрудняет ее обновление. Ускорились темпы морального старения, предполагающего необходимость периодической замены основных средств. Обострившаяся конкуренция заставляет многие фирмы промышленно развитых стран интенсивно использовать имеющиеся средства производства, прибегая к более совершенным средствам их приобретения, использования и обслуживания. В этих условиях активизация арендных отношений ускоряет достижение задач оптимизации экономической деятельности на предприятии, способствует повышению эффективности оборудования в условиях действия разного рода ограничивающих факторов, позволяет осуществить модернизацию производства на основе современных технологий. Арендные экономические отношения и формы хозяйствования (включая лизинг) должны быть узаконены и широко развиты во всех секторах российской переходной экономики. Это - важное условие развитая предпринимательской деятельности, позволяющее собственнику с пользой для себя и общества пустить в хозяйственный оборот имущество, которое он сам не в состоянии или не желает производительно использовать. В условиях жесткой конкуренции за внутренние и внешние рынки все более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Эти дополнительные требования позволяет удовлетворить лизинг. Эффективность лизинговых операций связана с возможностью обеспечить дополнительные каналы сбыта своей продукции производителем. Для пользователей лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов и оборудования без больших начальных вложений, что способствует высвобождению финансовых средств. Лизинг позволяет пользователю получить налоговые льготы, более гибко осуществлять арендные платежи, для мелких и средних фирм, он более доступен, чем получение кредита. Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено, с одной стороны, выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, с другой стороны - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса, инструмент инвестиций. Реформы в России для многих отраслей проходят неоднозначно. Автотранспортная отрасль в некоторых отношениях оказывается в более выгодных условиях в сопоставлении с другими отраслями: автотранспортники имеют возможность быстрее перестраивать технологию своих работ, связанных с перевозкой и обслуживанием клиентов, шире применять различные новшества , влияющие на совершенствование процессов управления и организацию перевозочного процесса, улучшение качества обслуживания клиентов и повышения эффективности использования подвижного состава. На современном этапе преобразований автотранспортное предприятие все меньше может рассчитывать на помощь бывших вышестоящих ведомственных структур и все более его выживание и развитие зависит от правильной организации собственных ресурсов и собственной инициативы, от умения самостоятельно ориентироваться в рыночной обстановке. Организация эффективной аренды транспортных средств позволяет лучше использовать имеющийся подвижней состав, своевременно проводить модернизацию и обновление транспортных средств налаживать удобные отношения с клиентами. Г Л А В А 1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
1. 1. РАЗВИТИЕ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Раскрытие сущности арендных отношений восходит к далеким временам Аристотеля. Именно ему принадлежит часто цитируемое в отечественной и зарубежной литературе выражение: " Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности ". Иными словами, чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате получать доход. Многие древние цивилизации, включая греческую и римскую, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и домашнего скота. Римскому праву был отлично известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. В частности практиковалась аренда судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. Долговременные "чартерные" соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекавших из монопольного использования арендуемых средств. В этих соглашениях об аренде кораблей отражен практически тот же круг проблем, который служит предметом обсуждения и в сегодняшних переговорах между арендодателем и арендатором. Таким образом, сама по себе оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения, известна праву с давних времен. В начале 19 века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в аренду. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозка угля, однако вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. В этих условиях небольшие компании покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду(лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали включать в него право на покупку (опцион) предоставлявшееся пользователю по окончании срока аренды. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи (hire-purchase). Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в том, чтобы получить необходимое финансирование изготовления своей продукции. Изготовители и продавцы посчитали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план-график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами. Во время Второй мировой войны правительстве США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью. Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса: правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Это было связано с тем, что промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь ограниченную рыночную стоимость в мирное время. В этих условиях аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором о подряде, минимизировала риск. В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Начиная с 30-х гг. Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америка в начале 50-х гг. нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины, суда, механизмы, самолеты и т. д. При этом правительство США оперативно разработало и реализовало государственную программу стимулирования арендных отношений. Достаточно активно арендные отношения применялись в нашей стране в сфере международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры. В 1990 г, Аэрофлот сделал заказ на аренду нескольких пассажирских самолетов западно-европейского производства А-310. В настоящее время эта практика получила заметное развитие.
1. 2. ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДЫ.
Аренда представляет собой один из видов предпринимательской деятельности. В настоящее время многие предприятия имеют на балансе достаточно большое количество материальных ценностей, недвижимости, машин, механизмов, часть которых не используется постоянно в производственном процессе. С другой стороны, небольшие (особенно вновь создаваемые ) предприятия, расширяющие свое производство, не могут приобрести дорогостоящее оборудование, помещения для производственной и административной деятельности, транспортные средства. Следовательно, арендные взаимоотношения в такой ситуации могут быть выгодны как для арендодателя, так и для арендатора. В аренду могут быть сданы здания, сооружения, помещения, объекты, оборудование, транспортные средства, земельные участки и другое имущество, которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств ( т. е. так называемые непотребляемые вещи). Суть арендных отношений заключается в том, что арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и использование за определенную плату имущество, которое является собственностью арендодателя как на протяжении всего срока действия договора аренды, так до и после его действия. При рассмотрении механизма арендных отношений необходимо разграничивать капитал-собственность и капитал-функцию. Кому отчуждается капитал-функция, не имеет значения. Это может быть унитарное предприятие, формируемое государственными и муниципальными органами, частное физическое или юридическое лицо и т. д. Важны принципы: полное отчуждение прав на использование (собственность-функцию), возмездность, (возвратность) капитала-собственности, платность пользования имущественным и денежным капиталом. Взаимоотношения между арендатором и арендодателем определяются договором аренды, который оформляется в письменном виде и должен содержать подробные данные о передаваемом в аренду имуществе, а также о сроках аренды, размере арендной платы и порядке ее внесения. Основным документом, определяющим права и обязанности участников договора аренды, условия предоставления имущества арендатору , ответственность арендатора за недостатки сданного в аренду имущества является Гражданский Кодекc РФ (гл. 34). Арендная плата за имущество включает в себя сумму амортизационных отчислений на полное восстановление, затраты на ремонт и поддержание переданного в аренду имущества в работоспособном состоянии, а также проценты от прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|