стороны, и МАБР — с другой, заключили соглашение о координации действий по
выполнению проекта постройки дорог в Эквадоре. Различные соглашения
Всемирный банк имеет и с другими региональными банками. Существует ряд
договоров Всемирного банка с международными организациями системы ООН: с
ЮНЕСКО и ФАО — соглашения о сотрудничестве в деле выполнения проектов
финансирования в области образования и сельского хозяйства; с ГАТТ (ВТО) —
по вопросам торговой политики; с МОТ — по вопросам социальных гарантий и
социального обеспечения; с ЮНК-ТАД — по вопросам инвестиционных потоков и
приватизации и т. д. Правовым основанием заключения международными
финансовыми организациями международных договоров являются их учредительные
акты.
Все организации группы Всемирного банка имеют статус специализированных
учреждений ООН и обладают определенными общими признаками:
1) межправительственный характер учредительных актов;
2) широкая международная ответственность в рамках своей компетенции;
3) осуществление деятельности в специальных областях, предусмотренных
положениями Устава ООН;
4) связь с Организацией Объединенных Наций.
Применительно к универсальным международным кредитно-финансовым
организациям первый признак выделяет их из ряда других организаций,
осуществляющих свою деятельность в финансовой области, тем, что
учредительные акты последних носят смешанный или национальный характер.
Второй признак подчеркивает универсальный характер организаций и
является существенным признаком в определении кредитно-финансового
учреждения. Этот признак отличает специализированные учреждения ООН от
международных межправительственных институтов, компетентных в подобных
вопросах, но на региональном уровне.
В третьем признаке акцент сделан на классификацию сферы деятельности
организаций, предусмотренной положениями Устава ООН, Для международных
кредитно-финансовых организаций это прежде всего экономическая область, а
также социальная область, образование и др.
Последний из перечисленных признаков является специфическим, выделяющим
специализированные учреждения ООН в особую группу международных
организаций.
Контроль за деятельностью специализированных учреждений, включая и
кредитно-финансовые институты, возлагается на ЭКОСОС под руководством
Генеральной Ассамблеи ООН. В 1947 году Совет управляющих МБРР одобрил
Соглашение между Банком и ООН, которое определило место Банка в системе ООН
и его обязанности перед ООН как специализированного учреждения.
Банк имеет те же права, что и прочие специализированные учреждения ООН,
но многие исследователи отмечают, что «в ратифицированные в 1947 году
соглашения ООН Фонду и Банку удалось внести такие оговорки, которые сделали
их статус учреждений при ООН во многом формальным». Независимая от ООН
деятельность МБРР объясняется в первую очередь материальными причинами, а
именно «финансовой автономией», которая является фундаментом
самостоятельности, отсутствующим у других нефинансовых учреждений ООН.
По своей юридической природе соглашения между специализированными
учреждениями и ООН являются международными договорами. Но договоры между
ООН и международными универсальными кредитно-финансовыми организациями
имеют характерные особенности. Это подчеркивают многие авторы. Так, Е. А.
Шибаева отмечает: «Наибольшие отличия имеются в соглашениях, заключенных
ООН с МВФ, МБРР и МФК»- ООН обладала изначально несколько урезанными
функциями в области экономических отношений, не имела институтов и
механизмов, позволяющих решать важнейшие мирохозяйственные задачи времени
основания ООН. В Уставе ООН были заложены основы решения экономических
задач международно-правовыми средствами.
«Положения Устава ООН свидетельствуют о том, что отношения ООН со
специализированными учреждениями строятся исключительно на началах
рекомендаций», — отмечает Е. А, Шибаева. Большая самостоятельность, которой
обладает МБРР в решении целого ряда вопросов кредитно-финансового
характера, выделяет его в сравнении с другими специализированными
учреждениями ООН. В одном издании МБРР было отмечено, что «действия;
предпринимаемые Банком в предоставлении займов, являются прерогативой
самого Банка. Для ООН наиболее целесообразным будет воздержаться от
рекомендаций относительно займов и условий их предоставления». Органы ООН
располагают определенными полномочиями по отношению к специализированным
учреждениям в вопросах координации их действий и рекомендаций. МБРР
является специализированным учреждением с широкими международными
полномочиями в финансовой и связанными с ней областях в объеме,
предусмотренном Уставом МБРР. В Соглашении отмечается: «Вследствие
характера своих международных обязанностей и положений Устава Банк является
независимой международной организацией и должен функционировать как
таковая». ООН признает, что действия, предпринимаемые Банком в области
предоставления займов, определяются независимым статусом Банка, на
основании его решений; принятых в соответствии со статьями Соглашения по
МБРР. ООН может давать рекомендации, касающиеся технических вопросов. Это
означает, что ни ООН, ни другие подобные институты не имеют права давать
Банку рекомендации в отношении политики и оказывать воздействие или
давление на его деятельность. МБРР имеет право заключать соглашения в
кредитно-финансовой области с любым другим субъектом права. Это
предопределяет международную правосубъектность Банка.
Соглашения о сотрудничестве между ООН и филиалами МБРР —• МФК, MAP, МАГИ
— строятся на аналогичных принципах.
Устав ООН предполагает постоянные контакты между специализированными
учреждениями ООН и ЭКОСОС. ЭКОСОС вступает в соглашения с международными
организациями, имеющими широкую международную компетенцию в области
экономической, культурной, социальной, образования или здравоохранения.
Специализированные учреждения как международные организации с широкой
компетенцией играют важную роль в системе современных международных
отношений. Будучи связанными с ООН соглашениями о сотрудничестве и образуя
систему универсальных международных организаций, они способствуют
комплексному рассмотрению и решению многих глобальных проблем
современности.
В соответствии с соглашениями, заключенными между ООН и
специализированными учреждениями, последние имеют право быть
представленными на заседаниях ЭКОСОС и его комитетов, участвовать через
своих представителей в обсуждении интересующих их вопросов и вносить по
таким вопросам предложения, которые могут быть поставлены на голосование по
требованию любого члена Совета или соответствующего комитета107.
Взаимоотношения Всемирного банка с Украиной
В 1996 г. Всемирный банк бросил все силы на работу с Украиной, превратив
ее в своеобразный испытательный полигон западной инициативы. В Украине
мгновенно появились десанты "структурных займов", бесчисленных
специалистов, советников; замелькали семинары, конференции, обмены опытом,
телевизионные и газетные интервью и т.п.
В соответствии со своим уставом банк должен финансировать конкретные
проекты в интересах заказчика. Однако в своей деятельности в Украине он
проводит нужную ему политику, а в большинстве случаев финансово
обусловливает нужную ему ориентацию страны. В денежном выражении более 70%
от общей суммы займов банка России, Украине, другим странам СНГ идет на
"структурные займы" т.е. фактически на изменение или формирование той или
иной линии национального правительства в социальной, экономической,
политической областях, на проведение в жизнь планов банка относительно
будущего всего региона СНГ. Определенные категории "чистых" структурных
займов выдаются правительствам просто за выполнение требуемого банком
политического, внешне- или внутриэкономического курса. В ООН такие займы
окрестили "карманными".
Иначе говоря, как свидетельствует практика, довольно часто структурные
займы — это гибкий и чрезвычайно эффективный инструмент контроля над
правительствами пост коммунистических стран.
Оставшиеся 30 процентов направленных на регион денег идут на конкретные
займы — на налаживание городской инфраструктуры, промышленности, сельского
хозяйства. Идя или не идя навстречу подобным запросам, банк руководствуется
не истинными нуждами страны, а своей моделью ее развития, в абсолютном
большинстве случаев не соответствующей интересам заказчиков. Соглашаясь
помочь по конкретному запросу, банк, как правило, ставит условие — он
должен обладать правом возможной корректировки. Это позволяет создать
необходимый психологический климат для успешного развертывания стратегии
банка. В начале работы над заказом банк присылает "бесплатных"
консультантов, которые оплачиваются грантами, выдаваемыми богатыми
странами. Заказчики — министерства, ведомства — поначалу охотно избавляются
от организационно-финансового бремени, не открывающем перспективы личного
обогащения, что соответствует латентной цели советской бюрократической
традиции и ее современным носителям. Ведь иностранные специалисты работают
бесплатно, планируя политику проекта и закладывая условия займа денег. По
получении готового проектного задания постсоветский клиент, как правило,
разочарован, так как ему предлагается гораздо меньше денег, и что еще
важнее, совсем не на то, на что ему надо. Вместо ожидаемых кредитов на
развитие он получает еще новых консультантов и адвокатов, но уже платных,
которые предрекают полный крах, если клиент не закупит необходимые ему
оборудование, детали, услуги на Западе, если не привлечет иностранных
специалистов и иностранные компании для руководства отраслями, подчиненными
клиентами.
Привлекаемые же компании не только не приносят с собой инвестиций, но
наоборот, требуют твердой оплаты своих услуг. С помощью адвокатов,
работающих над "переделкой" законодательства в Украине, не граждане страны,
не потребители, а такие компании получают и оговоренную в законе
неприкосновенность своей реформаторской и управленческой деятельности.
Проследим такую деятельность банка на нескольких примерах. Формально
правительство страны, администрация отдельного города или предприятия
бедной страны ("заказчик") обращается к банку за помощью в каком-то
конкретном деле. Например, речь идет о замене трамвайного парка в одном
городе, ремонте метро в другом, наладке коммуникаций в третьем. Банк
соглашается помочь, но при этом выдвигает условия, по которым поставка
оборудования, обеспечение технической, законодательной экспертизы должны
непременно осуществляться странами — основными донорами, чтобы
компенсировать вклады этих стран в банк.
Для банка неважно, что вагоны метро или трамвая были изготовлены в
Украине или в СНГ, и, обращаясь за помощью, заказчик как раз имел в виду
приобретение недостающих недорогих деталей по месту изготовления. Вместо
этого банк навязывает импорт таких деталей, а тем временем отечественный
трамвайный или метростроительный завод останавливается. Банк остается верен
себе, не предпринимая решительно никаких усилий для восстановления
экономики страны-заемщика; зато неизменно, от ссуды к ссуде, сфера сбыта
богатой страны-донора увеличивается.
Последняя инициатива банка - приватизация муниципальных служб, в
частности водоканалов, с тем, чтобы отдать их в руки нескольких
американских, французских и английских частных компаний. Хотя любой учебник
по экономике, изданный на Западе, признает большинство муниципальных служб,
и в особенности водоканалы, естественными монополиями и требует развитого
законодательства для государственного урегулирования их деятельности.
Поэтому, например, в США, Германии подобные службы остаются
государственными. В Украине же имеется минимальная законодательная база для
экспериментирования с монополиями, однако банк все же упорно проводит свою
политику приватизации. Стоимость бытовых услуг при этом существенно
Страницы: 1, 2, 3, 4
|