портах для осуществления погрузочно-разгрузочных операций с транзитными
грузами. Примером такого рода могут служить шесть «свободных портов» ФРГ –
Гамбург, Киль, Эмден, Куксхафен, Бремерхафен и Бремен. «Вольная гавань» в
Гамбурге специализируется также на судостроении, судоремонте,
нефтепереработке; в ней занято 60 тысяч человек. Для Великобритании более
характерны предпринимательские зоны, для Швейцарии – страховые и
банковские. В некоторых странах региона возникли также научно –
внедренческие зоны и экспортно-промышленные (ирландское изобретение,
связанное с аэропортом Шеннон).
В странах Восточной Европы свободные экономические зоны стали возникать
в конце 70-х – начале 80-х годов. К концу 80-х годов их было уже более 40,
в основном в Югославии и Венгрии, но также в Польше, Болгарии. Как и в
Западной Европе, это были преимущественно зоны свободной торговли,
расположенные в морских и речных портах (Риека, Силит, Белград, Будапешт,
Русе, Щецин).
В США общее число СЭЗ превышает 130. Среди них наиболее распространены
зоны свободного предпринимательства и научно – внедренческие СЭЗ. Такие же
зоны характерны и для Японии.
В развивающихся странах первые свободные экономические зоны возникли в
середине 60-х годов; примером такого рода может быть СЭЗ «Кондла» в Индии.
Сначала их было немного, но затем начался настоящий бум. Хотя существующие
оценки числа таких зон в развивающихся странах очень противоречивы (от 100
до 300), в любом случае они свидетельствуют об их весьма широком
распространении. В этих зонах занято около 1,5 млн. человек.
Почти все развивающиеся страны взяли за образец ирландский Шеннон и
стали создавать у себя прежде всего экспортно-промышленные СЭЗ, чаще всего
ориентирующиеся на морские порты и аэропорты. Цель их создания –
форсированное развитие отдельных отраслей промышленности, стимулирование
экспорта, привлечение иностранных капиталов, а также передовой техники
технологии. Что же касается разного рода льгот для иностранных инвесторов,
то они, как правило, еще большие, чем в странах Запада. Надо иметь также в
виду, что этих инвесторов здесь в особенности привлекает наличие дешевой,
но дисциплинированной и готовой к напряженному труду рабочей силы.
Больше всего специальных экономических зон в развивающихся странах
Азии, в первую очередь в «новых индустриальных» и в странах АСЕАН. На СЭЗ
Сингапура занято более 220 тысяч человек, Гонконга – 100 тысяч; некоторые
авторы считают даже, что Сингапур, как государство, и Гонконг, как
территория, в целом являют собой свободные экономические зоны. Велико число
занятых также на СЭЗ Республики Корея (150 т.) и Тайваня, а также Малайзии,
где насчитываются десятки таких зон. Главные инвестиции в местные
предприятия принадлежат фирмам Японии, а продукция их направляется прежде
всего на рынок США.
Второе место по числу и значению СЭЗ занимает Латинская Америка, где
такие зоны функционируют в Мексике, Бразилии, Чили, некоторых других
странах. Крупнейшая из них находится на границе Мексики и США с расчетом на
использование дешевой местной рабочей силы и сбыт продукции на рынках
северного соседа. Здесь занято почти 250 тысяч человек, а по экспортной
выручке эта зона уступает только доходам от продажи нефти. В Колумбии
растет значение СЭЗ «Таранкваль», в Бразилии – СЭЗ в Манаусе, что важно для
развития колонизуемого бассейна Амазонки. (№5, стр.282-284).
В качестве примера рассмотрим модель развития СЭЗ в Латинской Америке и
Китае.
4.2. Модель развития СЭЗ в Латинской Америке
Формирование специальных экономических зон в странах Латинской Америки
происходило на следующих общих принципах:
> Зоны создавались по инициативе центральных, а не местных властей
исходя из общегосударственных интересов;
> Их созданию предшествовала подготовка соответствующей
законодательной базы, реализация положений которой на практике
происходит нередко через 3-4 года;
> Были четко определены различные типы свободных зон:
производственные, экспортно-производственные, чисто торговые,
оффшорные и т.д. И в соответствии с этим предусматривались различные
величины налоговых, таможенных и иных льгот;
> Первоначально под зоны отводились ограниченные территории, которые
постепенно расширялись, редко достигая крупных размеров (торговая
зона «Колона» в Панаме с годовым оборотом в 8 млрд. долларов США за
40 с лишним лет существования не достигла даже площади в 300 га);
> Количество зон увеличивалось постепенно.
Первоначально создавались торговые зоны. Льготы для компаний,
функционирующих в них, касаются прежде всего таможенного обложения. Товары,
ввезенные на территорию зоны, не подлежат обложению таможенными пошлинами и
налогом на импорт и освобождены от других видов контроля над импортом,
включаемых в таможенное законодательство страны. В зонах, расположенных,
как правило, вблизи крупных торговых портов, например в Барранкилья в
Колумбии, юридические и физические лица, занимающиеся внешнеторговой
деятельностью, имеют право беспрепятственно ввозить и вывозить товары,
перегружать и складировать их (на срок до одного года без уплаты налогов),
расфасовывать, продавать оптом и в розницу. Возможность беспошлинного
хранения продукции в ожидании благоприятных изменений конъюнктуры на
мировых рынках или на внутреннем рынке страны, где расположена зона,
чрезвычайно выгодно поставщикам. Поставки из зоны на внутренний рынок
облагаются таможенной пошлиной и налогом на импорт, как на аналогичные
товары, непосредственно ввезенные из-за рубежа.
Деятельностью на территории свободных торговых зон занимаются, прежде
всего, местные предприниматели. В 1995 году на территориях Аргентины,
Бразилии, Парагвая, Уругвая действует зона свободной торговли «Меркосур».
Со временем в свободных торговых зонах стали возникать предприятия по
обработке ввозимых товаров. Поэтому свободные торговые зоны постепенно
перешли в ранг свободных производственных зон.
Подавляющее большинство производственных зон работает на экспорт. По
законодательству Бразилии предприятия экспортно-производственных зон
обязаны поставить за рубеж 100% продукции.
Некоторые зоны (например, зона «Манаус» в Бразилии и остров Огненная
Земля в Аргентине) работают только на внутренний рынок. (№2, стр.378).
4.3. Модель развития СЭЗ в Китае
Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили
специальные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий,
объединенных спецзонами в самом начале 80-х годов, китайское руководство к
середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров.
Помимо наиболее известных в стране и за рубежом специальных экономических
зон – «Шэньчжэнь», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю
историю, а также специальной экономической зоны «Хайнань» (существует с
1988 г.), в стране заметно развитие получили зоны технико-экономического
развития (более 2-х десятков) и зоны развития новой и высокой технологии –
технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития
«Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий,
определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе
крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана
способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Создание специальных экономических зон стало важной составной частью
проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским
руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское
руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта
функционирования специальных зон в других странах. Наиболее детально
изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации
специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их
функционирования. В результате был избран путь организации СЭЗ с созданием
в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное
привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение
технологии производства. Специальные экономические зоны стали играть
связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику
«открытых дверей».
С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах
КНР начинают возникать свободные таможенные территории – свободные зоны
торговли (СЗТ), которые как указывают китайские специалисты, будут
развиваться по моделям, сходным с существующими в других странах.
Практика функционирования китайских специальных экономических зон и
других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала
несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные
специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического
роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций,
значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный
рост уровня жизни населения.
Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами
целей спецзон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных
отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход
«все разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым
серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика
китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в
том, что они для современного Китая – это нечто большее, чем специальные
районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства,
привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В
специальных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как
отмечают китайские экономисты, экономической модели, по которой в 21 веке
будет жить практически весь Китай. (№1, стр.93).
4.4. Выводы об общих чертах, достижениях и особенностях развития СЭЗ в мире
Мировой опыт функционирования свободных экономических зон позволяет
сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и
особенностях развития. Функционирование специальных экономических зон в
промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит,
с одной стороны, хорошее планирование первоначальных стадий их развития, а
с другой – гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом
хозяйстве (НТР, конкуренция между транснациональными корпорациями,
изменения в курсах валют, изменение в системе международного обмена и др.)
влияет на развитие СЭЗ и соответственно требует адекватного реагирования на
эти изменения.
Социально-экономические выгоды от создания зон (внешне - торговых в
США, «Шеннон» в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали
значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен,
повысили внешнеторговую результативность, научно – производственный
потенциал и др. Важным аспектом деятельности специальных экономических зон
в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на
мировой, но и на внутренний рынок.
Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах,
имеют ряд общих черт развития:
Во-первых, наибольшее распространение в этих странах получили экспортно-
производственные зоны. Как было сказано выше, создание ЭПЗ определяется
рядом экономических причин, и прежде всего, потребностью развития и
производства промышленных товаров на экспорт, привлечения в страну
иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной
технической информации.
Во-вторых, особый режим хозяйствования в свободных экономических зонах
становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей.
Это связано с усилением международной конкуренции между специальными
экономическими зонами и соответственно попытками доказать свои
сравнительные преимущества перед подобными другими СЭЗ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|