реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сознание

реферат

находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.

Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,

полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается

принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть

познано через формы своего выявления в чувственно-практической

деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и

физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные

явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую

тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как

субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и

материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две

субстанции - духовную и материальную.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

5.3. Активность сознания.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе

практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не

только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая

направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически

реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея

- это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно

быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической

деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием

внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают

характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет

потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в

идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели

формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до

высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических

идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая

способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание

стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными

потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности

человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе

целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и

стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.

Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой,

объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный

мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале

нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно

изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном

пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей

возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым

шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает

чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является

необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты

и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе

сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,

воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в

идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины,

сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины:

сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его

действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”.

6. Общественное сознание и его преобразовательная

сила.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

опосредованный характер - через государство, политические, правовые

отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено

человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

7. Заключение.

В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо

резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

Список литературы.

Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.